Прошел почти десяток лет, с моей последней поездки в поднебесный Китай, и вот, в осенний отпуск, я собрался снова побывать там, добравшись до Шанхая - самого большого города на этом шарике. За 9 месяцев до этого, я приобрел билет Шанхай-Владивосток, а ближе к осени оформил визу, и начал приобретать билеты на поезда - российские, китайские и казахские.
Строго говоря, китайскую границу, я пересекал на 1 раз больше, чем у меня имеется китайских виз - самый первый визит в эту страну, случился в Хейхе, на остров Дахейхедао, который прекрасно видно через Амур, от российского Благовещенска. Было это в 2008 году - меня тогда свозили благовещенские челноки, на 1 день, о чем рассказывается в моей повести «Классическая мечта русского путешественника» (
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=326323&tree=on&shbd=&Offset=0). Тогда, в 2008-м, из-за Олимпиады в Пекине, жителей других регионов России не пускали дальше торгового острова, на китайской территории, а вот в 2009-м, я поездил несколько дней по Китаю («Похождения друга китайцев» - ссылка где то там же), но при возвращении из Китая, со мной произошло неприятное приключение: в возрасте 32 лет, я подцепил в Китае младенческую ветрянку, и последующее лечение в Иркутской инфекционной больнице, куда меня увезли прямо с вокзала - одно из ярких воспоминаний о той поездке.
Черным цветом - показаны проезженные жд
красным - автодороги
Ну а подготовка к моему сегодняшнему путешествию, напоминающего очертания древнего шелкового пути, происходило гораздо проще - информации масса, изучай, анализируй; билеты покупаются легко - только успевай вводить номер карты. Четыре билета по железным дорогам Китая, я купил на ctrip.com, там же пытался отловить промоавиатариф по направлению Харбин-Пекин, так на нужную мне дату, оного не появилось. Да и наличие мест в поездах, не соответствовало ожиданиям, как потом выяснилось, в Китае, именно в эти дни - массового пассажиропотока, меняется расписание поездов, из-за чего в билетной системе, возникают какие-то ковырялки. Так, простой маршрут от Харбина до Пекина, мне пришлось разбить на 2 части, с пересадкой по станции Циньхуандао. Другой оплаченный билет, почти месяц значился в статусе «забронировано», потом поезд отменился, и много дней, пока продажа билетов не возобновилась, я нервничал - достанутся ли мне билеты, ведь меня угораздило посетить эту страну, в течении китайской «пьяной недели», когда и без того высокий пассажиропоток, становится зашкаливающим. Но в итоге все утряслось, и незаметно подошел день отъезда.
Состоялся отъезд поездом №348 СанктПетербург-Уфа, я еду в прицепном вагоне до Омска. Пройдет ровно 4 недели, и я этой же дорогой, буду возвращаться домой. Буквально сразу, после того как поезд отправился от Верхней Террасы, в вагоне появился наряд транспортной полиции - они поверхностно обыскали моего соседа - молодого, вполне приличного челябинца. Другой наряд полиции, появился к вечеру, после Туймазов, и здесь им нашлась работа. В Туймазах, в моем отсеке, сел человек, который сначала строил проводницу: - «я заплатил огромные деньги за проезд, теперь вы мне обязаны!», после этого он исчез, как выяснилось, в ресторан. Вернулся он, в сопровождении полицейских, которым нахамил, и всячески выпячивал, про налоги, и про «вы обязаны, вы слуги народа». Вел он себя не буйно, но вполне заслуживал высадки, и его пообещали высадить в Уфе. Но в ходе составления прокола, выяснилось, что у него с ментами общие знакомые, в родной деревне, и скрепя сердце, его оставили в покое. Он залез на свою полку, и спал почти 20 часов, до самого Петропавловска.
Этот вагон хорошо заполнен лишь до Челябинска, в связи с тем, что пассажирский Челябинск-Москва теперь ходит через день. Ехала узбекская семья, на пересадку, на ташкентский поезд, старая бабка, разлеглась на чужой нижней полке, и ни в какую не уходила, - «ногы балять!!!» - , другая залезала через обеденный стол, так скакала на него, что я думал, сломает его. Простые, незатейливые, люди, как 5 сум… Состав прибыл в Уфу, и 2 часа, наши вагоны возили по станции, потом прицепили к поезду Белгород-Новосибирск.
Через сутки, после полуночи, я вышел в Омске, теперь мне предстоит поездка в Новосибирск по асфальту - рано утром намечался очень удачный выезд попутной машины с блаблакара, прямо от вокзала. А пока, пришлось гнездиться на жестких железных диванах, под истошные звуки телевизора, в зале ожидания. Но не прошло и пяти часов, как я связался с водителем, и вышел ждать его на привокзальную площадь. Недолгое ожидание, и вот мы уже мчимся по еще темным пустынным улицам Омска, на выезд. Водитель сказал, что едет в Новосибирск на жительство, он работает в одной из торговых сетей, каким то руководителем, и его туда отправили, чтобы минимизировать убытки от гипермаркетов, ибо стараниями наших правителей, намечается большое обнищание народа… Прошло 7 часов, мы простились в центре Новосибирска, я пообедал, поездил на метро, купил в привокзальной «Ленте» еды на сутки пути, и вскоре садился на поезд Москва-Нерюнгри. Вагоны забиты битком, одна глупая курица с ребенком, тщетно искала, кого бы загнать на верхнюю полку - так и пришлось ей взгромоздиться туда самой. Другая наглая курица сверху, уселась на мою полку, и с ходу стала ставить условия, что я, дескать, могу и должен пару часов, до Юрги, ее присутствие потерпеть. Вела бы себя приличнее - потерпел бы, уж, а так, через час я ее попросил, что вызвало у нее логорею: «И чего, вы предлагаете мне стоять? Я же не полезу наверх, постель я не беру! Хм! Настоящий полковник!» Кроме того, в вагоне ехало много вахтовиков, но даже водки не пили, а сидели читали вумные книги, а если кто и попытался выпить, возникший наряд полиции, тут же разъяснил алкашу, насколько это девиантно.
После Тайшета, поезд вступил на БАМ, к Вихоревке стемнело. Я выхожу в Братске, на его глухой окраине - на станции Анзёби, такси до станции Новобратск меня уже ждало, я успевал на вечернюю электричку, обратно до Вихоревки, где собирался ночевать. На большом пустынном вокзале Вихоревка, я посетил комнаты длительно отдыха, но цена в них меня не устроила. Если я за отдых, в каждой дыре, продолжительностью даже не сутки, не полсуток, а несколько часов, буду отдавать по 900 рублей, то мое разорение наступит гораздо раньше ожидаемого. Эти несколько часов, до утренней электрички, я проведу в зале ожидания, а назавтра, в Братске, найду ночлег поприличнее - так размышлял я, однако спокойной ночь не выдалась - я устроил коллективную развлекуху всему дежурному персоналу вокзала, охране и Братскому линейному отделу полиции.
Начиналось все спокойно и лелейно, я разговорился с тремя охранницами, интересуясь, имеется ли поблизости банкомат, автостанция и магазин, и к разговору присоединилась женщина в полицейской форме, которая вошла в здание со стороны перрона. Я упомянул, что жду утреннюю электричку, а она попросила меня предъявить документы. Я пообещал это сделать, когда вернусь из магазина, но потом решил выполнить эту просьбу, чтобы потом, в течении ночи, не встречаться с нею, но сначала:
-Предъявите ваше служебное удостоверение
-Ды, пожалста. - эдак через губу, видно было, что мое требование ей не понравилось, она раскрыла удостоверение, я стал записывать ее данные, но успел записать лишь: Сваткова Лариса Евгеньевна, она удостоверение захлопнула и спрятала. - Уважаемый, предъявите документы!
-Откройте служебное удостоверение, почему вы его убрали, я еще не успел с ним ознакомиться!
- А с какой целью, вы переписываете мои данные? На каком основании?
- Вы обязаны предъявлять по первому требованию… - пока шла эта перепалка, мимо, из комнаты длительного отдыха, проходила дежурная по вокзалу, она остановилась возле нас, и указывая на меня, сказала:
- А вот он, пришел сейчас в комнату отдыха, его не устроили наши цены, и он ушел! - я шагнул к ней:
- Ваша фамилия! - я переписал фио с бейджика - Махнева НН, и продолжил: - Вам что тут надо, что вы вмешиваетесь в разговор, который вас не касается?
- Я просто поясняю!
- Ваши пояснения тут никому не требуются, идите пока! - она величаво удалилась. А я, все-таки, зачем-то, вытащил свой загранпаспорт, и подал Сватковой. Вообще, можно было этого не делать, во-первых, не было законных оснований для требования моих документов, во-вторых, я не ознакомился с документами сотрудника, значит не предоставляю свои. Но стоило предъявить, чтобы услышать просто шедевр человеческой глупости. Итак, повертев мой краснокожий паспорт, украшенный двуглавым орлом, так сказать, представитель власти Сваткова изрекла:
- Да Вы вообще, иностранный гражданин! - я вдохнул и выдохнул воздух (а вообще, может Иркутская область из состава Российской Федерации тут вышла, пока я спал?)
-Вы чего несете? Вы читать умеете? - я забрал свой паспорт и показал ей страницу с записью: гражданство: «Российская Федерация»,
- Не, читать я не умею, и не полицейский я вовсе, а просто так, форму надела.
Я вернулся из магазина и нанес первый визит в комнату отдыха на втором этаже, к Махневой:
- Так, ваша должность какая? Вы дежурный по вокзалу? - получив утвердительный ответ, я многозначительно кивнул, и вышел, а дежурная кинулась за мной:
- Извините, а в чем у вас вопрос? Вас не устроили цены в комнатах отдыха?
- При чем тут цены? Меня не устроило ваше поведение, вы видели, что произошло внизу - сотрудник полиции, своими некомпетентными действиями, спровоцировала конфликт, а тут вы вмешались, начали ей что то про меня пояснять. Ваши пояснения кто-то требовал? Ваше поведение нарушает корпоративную этику, сотрудника ОАО РЖД.
- Ой, извините меня, пожалуйста!
-Ладно, ваши извинения принимаю, жалобу писать не буду!
-Спасибо вам большое, извините!
Я позвонил по телефону доверия ВСЛУВДт, и изложил свое заявление. Тон разговора мне не понравился, дежурный офицер разговаривал со мной этак снисходительно. Закончив разговор, я обернулся, и увидел вокзальную уборщицу, с интересом развесившую уши, дослушав, она кинулась на 1 этаж, а я стал набивать текст заявления.
Но прошло всего 15 минут, после окончания телефонного разговора, как на лестнице послышались шаги, и передо мной предстал во всей красе, держа наготове служебное удостоверение, следователь Братского ЛО, очень обходительный и элегантный, аки немецкий рояль, еще через пару минут, подошла дама, также держа наготове удостоверение. Пришла она, как я понял, оценить обстановку, посмотреть на меня, такого красивого, потом она спустилась вниз, и стала проводить опрос всех присутствующих (только работников, пассажиров кроме меня, на вокзале не было). Мы же со следователем, вели светскую беседу, он заполнил бланк объяснения, во время которого, в нашу сторону, зачастили толстые охранницы - я располагался у шкафа, где они хранили вещи (бокалы, склянки), и охранницы, ходили типа за своими вещами, попутно любопытствуя моему разговору. А снизу слышался возмущенный крик Сватковой: - «По какому праву?!» Продолжались мероприятия около двух часов, и наконец, на вокзале, наступило спокойствие. Но вскоре уборщица стала греметь тряпкой, а там и люди стали на электричку собираться, и отправилась электричка, будучи почти вся заполненной.
Рассвело, много пассажиров выходило на Братском алюминиевом заводе, а на тупиковом остановочном пункте Новобратск, поезд почти весь освободился. Это единственная электричка из Вихоревки, через Новобратск, и еще дальше - остальные электрички, идут через Анзёби. По Новобратску, поезд меняет направление, идет полкилометра назад, до заброшенного здания железнодорожного вокзала, там снова производится переход бригады в противоположную кабину, и следует на Падунские Пороги и далее.
Проехав большой вокзал Падунские Пороги, вскоре электричка идет по плотине Братской ГЭС - далеко внизу предстают взору водохранилища Ангары, но фоне паутины высоковольтных линий. Осмотр Братска, я начал с самого отдаленного района - станции Гидростроитель, постепенно перемещаясь на юг, после обеда приехал в центр города, к платформе Новобратск. Рядом я нашел хостел «Булгаков» - скрипучий деревянный барак. Можно было найти ночлег поприличнее, чем это, если бы не ранний отъезд, близость к автовокзалу, тоже сыграло свою роль. Так что я заселился в четырехместную комнатушку, с очень аскетичными условиями: не было горячей воды (только в платном душе), вай фая, освещения в туалете, гигиенических принадлежностей, полотенца, а мое желание оплатить за проживание картой (бонусы от Сбербанка - хорошая вещь), было встречено в штыки. Хостел дожился до того, что при хорошей заполняемости, не имел налички, и не мог приобрести лампочку, туалетную бумагу.
Весь следующий день, я наслаждался ездой в комфортабельном автобусе Гидростроитель-Иркутск. Редко в России бывают на междугородных маршрутах нормальные автобусы, но все же, сей вид транспорта, гораздо хуже, чем все остальные, и пользуюсь я ими только лишь для того, чтобы разнообразить способ добраться до того или иного места. Во время этой поездки, мне удалось закрыть автодорожные дыры своих путей, получилось так, что теперь у меня нет непроезженных мест по асфальту, от Москвы и до Владивостока.
Три часа до Тулуна, сначала по автостраде, потом по грязным колдобинам, потом ехали вдоль Транссиба. Обратил внимание, что поезда в четном направлении стояли на многих перегонах, но нигде никакого упоминания о ЧП не нашел. Последний город перед Иркутском - Ангарск, с довольно большой, но убитой трамвайной сетью, и вот, въехали в областную столицу, пересекли Ангару, по северному мосту, а долго плыли по пробкам до автовокзала. А погода испортилась - похолодало, валила сырая снежная каша, которая превращалась в грязь, противно чавкающую под ногами. Мне бы сразу ехать в Академгородок, где у меня забронирована бесплатная гостиница, оплаченная баллами Аэрофлота, а меня понесло в сторону вокзала, узнать, как насчет маршруток до Улан-Удэ. Да еще к тому же проехал на двух трамваях, которые останавливались каждые 50 метров, и стояли по 5 минут. И от вокзала тоже ехал на трамвае-автобусе, а потом долго искал гостиницу. И тут проблема - меня не хотели заселять по загранпаспорту, пришлось искать в своей почте сканы внутреннего паспорта, на глючном компьютере стойки администрации.
Вознагражден я был, когда оказавшись в своем теплом номере, стал прочесывать блаблакар, и отыскал последнее свободное место, на завтра до Улан-Удэ, причем отправлялась машина неподалеку от этого района. Связавшись с водителем, я выяснил, что действительность еще лучше - машина ехала дальше, до Петровска-Забайкальского - как раз туда, куда мне нужно. Правда он опасался - как бы из-за погоды не закрыли перевал перед Байкалом - такое бывает иногда, и напрочь закупоривает федеральную трассу.
Я отоспался, позавтракал в гостиничном кафе холодным супом, с килечными консервами, которое в меню значилось как «уха», и выехал к торговому центру. Вскоре меня подхватил водитель, с его супругой и рыжей кошкой, тут же сел еще один попутчик до Улан-Удэ, и мы двинулись на восток. Проехали мимо областной инфекционной больницы, где я лежал с ветрянкой, после прошлого китайского путешествия 10 лет назад.
Вопреки пессимистическим прогнозам, трасса и перевалы проезжались вполне нормально, но удивили грунтовые вставки на некоторых участках, после Слюдянки. В районе Бабушкина пообедали, потом стали отклоняться от Байкала вглубь Бурятии, через пару часов высадили пассажира на окраине Улан-Удэ, и погнали дальше. Ехали вдоль железной дороги на Монголию, потом пересекли ее, и тут погода стала резко портиться. Стемнело, с неба валила снежная крупа, в довершение ко всему, сгустился туман, а качество дороги было ниже среднего. Так трудно прошли последние два часа пути. В Петровске-Забайкальском, мой водитель сделал небольшой крюк, подвезя меня к вокзалу, ибо «город очень небезопасный», к тому же недавно прогремел в криминальных сводках на всю страну.
Я купил билет на поезд Адлер-Чита, верхнюю боковушку, с расчетом ехать на нижней, но поезд опоздал на полчаса, а мне хотелось спать. Но все-таки, за 8 часов пути до Читы, я нормально отдохнул на нижней боковушке, а через полтора часа после прибытия поезда, меня ждет автобус до Забайкальска. На посадку, в автобус ломились 2 нетрезвых тела, но водитель их не взял, несмотря на их настойчивые уговоры. Я сидел на переднем сиденье, с него хорошо просматривалась панорама степи до самого горизонта, дорога изобиловала спусками-подъемами. Проехали без остановки поселок Агинское - бывшую столицу региона, ныне райцентр, остановились в кафе «Аян», возле поселка Могойтуй.
Скажу, что это самое разумно организованное придорожное кафе в России, что мне приходилось видеть, и идеально подходит пассажирам автобусов. Обычно, когда междугородный автобус подъезжает к подобному вертепу, водитель орёт: - «Стоянка 15 минут». Толпа людей выстраивается к единственному туалету, ибо предыдущая остановка была часов 5 назад, следующая также будет нескоро. Отстояв очередь, пассажиры, человек 30-40, идут в столовую, где восседают 1-2 ленивых подавальщицы, пассажиры нервно заглатывают с трудом добытый обед, опасаясь, что автобус уедет без них, даже не просигналив, на прощание, либо водитель закатит истерику: - «Ешьте в темпе, и так опаздываем».
В «Аяне» все было организовано отлично - большой чистый туалет, так что даже пассажирам с двух автобусов, и машин, за 10 минут хватило сделать нужду, повара работали расторопно, и все было вкусно.
После Борзи, хороший асфальт, сменился на дурную грязную колею, по которой еле ползли больше часа. Стемнело, с опозданием (ну кто бы сомневался - российский автобус) прибыли в Забайкальск, и я отправился на вокзал, до него с четверть часа ходьбы. От вокзала готовился отправится, местный поезд на Читу, а я заселяюсь в заранее заказанную вокзальную комнату отдыха.
В китайский Маньчжоули (Маньчжурию), с утра ходит с десяток автобусных рейсов, но пассажиры, большую часть которых составляют челноки, их не любят, из-за нервной обстановки и очередей на границе. Но 2 раза в неделю, ходит поезд №654 Забайкальск-Маньчжоули, он пользуется большой популярностью. В пути он находится 25 минут и состоит из 1 купейного вагона и маневрового тепловоза. Утром, за час до отправления, пассажиров приглашают в таможенный зал, потом проводится пограничный контроль, и начинается посадка в вагон. Обратно поезд вернется вечером, загруженный товаром из Китая.
От вокзала до линии границ 1 км, после нее сразу остановились для посадки китайских пограничников, неторопливо поехали дольше, ехать осталось 10 минут. Началась электрификация, 10 лет назад тут царствовали тепловозы. За домами был виден русский парк, с огромными скульптурами матрешек, я же отыскал глазами дом, за которым находится автовокзал, для дальнейшей ориентировки.
Поезд остановился на первой платформе, почти сразу тепловоз отправился переприцепляться, пассажиры прошли в таможенный зал, держа заполненные миграционные карты. На снятие отпечатков пальцев, проставление печати ушло 10 минут, и вот, я вышел в Китай, сразу направился в билетную кассу, распечатать купленные билеты (это на Китайских жд делать обязательно), и теперь мне нужно: а) поменять валюту, б) пообедать, отметить прибытие в Китай, в) найти автовокзал и быстро уехать в Хайлар.
Я перешел по виадуку пути, и вступил в торговый квартал. Никакого столпотворения, вероятно из-за окончания праздничной недели, половина прилавков на рынке вроде бы, не работала. Наблюдались отделения банков, некоторые даже были открыты, но валюту не меняли, из-за праздников. В Маньчжоули много частных обменных пунктов, где сидят всякие жулики и разводят россиян, что я знал по прошлой поездке. В одной обменной лавочке, я попросил поменять 200$, мне набрали на калькуляторе сумму к обмену - 1270 юаней, и разводила стал разглядывать доллары.
-Длуга, - обратился он ко мне, показывая № банкноты, - тут на конце пять, а надо нуль, ты мне дай тли, стобы было два.
-Я не понимаю, что пять, ноль, меняй давай.
-Да, да, длуга, сцяс, менять, тут надо девять, а впелети нуль, - видя, что он не собирается делать никаких попыток обмена, я забрал у него из рук доллары, и направился к выходу, под его крики: - Длуга, давай долляль, менять номально сцяс.
Я зашел в соседний обменник, где китаянка втыкала в телефон. Курс обмена у нее был хуже, всего 1240 юаней, но я согласился. Та взяла доллары, деловито перетянула их резинкой с другими купюрами, спрятала в ящик, и стала дальше играть на телефоне, будто меня и не было.
- Ну чего сидишь-то, давай юани, - та бросила на меня полный непонимания взгляд: - «Чо приперся?», потом в глазах у нее чего прояснилось, она сделала вид что очнулась, открыла ящик, и отсчитала требуемую сумму. Обзаведясь народными деньгами, я увидел один из многочисленных ресторанов, который назывался «Маша и медведь», тут я заказал вкусный грибной суп и фруктовый салат, украшенный китайскими зонтиками, на 25-30 юаней. Плотно пообедав, я пошел на остановку, чтобы ехать на автовокзал. Но автобуса так и не дождался - пошел пешком. Уже подходя к месту, меня обогнал автобус с мягкими креслами, я подошел к нему и попытался прочесть его маршрут.
Дверь гостеприимно открылась, я спросил кондукторшу: - Хайлар?, - Йес, Хайлар! Я для верности, еще показал слово Хайлар иероглифами, меня заверили, что я сел в правильный автобус, и по времени отправления сказали, что отправятся через 10 минут. И правда, отправились в это время, правда, не от автовокзала, а прямо от этого места - АЗС. Маршрут Маньчжоули-Хайлар, пригородный, расстояние 190 км, минут 20 автобус ехал по Маньчжоули, собирая людей на всех остановках, потом разогнался по отличной трассе, доехали до Хайлара всего за 3 часа.
Хайлар - небольшой китайский городок, однако, автовокзал тут огромный, и, как я понимаю, не единственный. Возле автовокзала располагался торговый центр Fata, выстроенный в кремлевском стиле, там транслировалась русская музыка, а прилавки были завалены товарами из России.
От автовокзала на автобусике 104, я добрался до железнодорожного вокзала, я уезжаю ночным поездом Хайлар-Харбин, у меня в соседях школьники, которые едут на экскурсию. Поезд понемногу наполнялся, скоро проводница выключила свет в вагоне, я забрался на свою среднюю полку и сразу заснул. Наутро, примерно за час до прибытия, проводница разбудила меня, схватив за ногу - надо было освобождать место. Белье тут, оказывается, не меняется, проводник просто складывает после каждого пассажира одеяло и подушку, расправляет простынь, и оно опять готово к использованию.
Полчаса стоянки у нового вокзала Харбин-Западный, откуда я через 4 часа отправлюсь до Циньхуандао, а вскоре прибыли на конечную станцию Харбин, на многих пунктах назначения, зачем то проводится еще контроль билетов выходящих пассажиров. Я показал контролеру свой использованный билет, но это хмырь увидел у меня в паспорте другие билеты, потянулся было к ним, но я их спрятал. Тот грубо меня стал толкать, не пускать на выход, мигом вокруг меня образовалась толпа, человек 10 железнодорожников, в основном - проводники этого поезда, которые выходили из поезда и направлялись на выход. Они все чего-то орали по-китайски, я показал им билеты, гнев их сразу улетучился, меня повели на выход (так как все остальные пассажиры уже разошлись) и из вокзала выпустили через служебный выход. Что это было, я так и не понял. И вообще, в этот раз, Китай был для меня менее понятен, приходилось часто гадать, для чего тот или иной артефакт, где находится то, или иное место, что из себя представляет то, или иное блюдо в кафе или магазине, при этом, навигация была плохой, надписи все иероглифами, даже мало что продублировано по-английски. Мешает сильный языковой барьер, произношение мое по-английски, сильно отличается от произношения их, хорошо, что люди придумали он-лайн переводчики. Еще удивило то, что вообще нигде не попалось ни газетного киоска, ни книжного магазина, даже на вокзалах, даже в больших торговых центрах.
Я вышел на привокзальную площадь, и минут 40 ходил по ней кругами - не мог сориентироваться на местности - я думал, что нахожусь у центрального входа в вокзал, и лишь когда поднялся на путепровод, понял, что у северного входа. А на площади у центрального входа, проводилась масштабная реконструкция, здание вокзала было в лесах, площадь вся перекопана - возможно делали станцию метро - 10 лет назад, когда я тут был, метро не было и в помине, а сейчас уже вовсю работают 2 линии, вся страна меняется на глазах.
Я позавтракал в KFC автовокзала (тощая куриная нога, картошка, чай)- 40 юаней (400 руб), а время уже поджимало, так что я сразу пошел к ближайшей станции метро, и сразу уехал на вокзал Харбин-Западный.
Приехал примерно за полтора часа до отправления поезда, прошел контроль билета и багажа, и гулял по громадному зданию вокзала. И тут в киосках полно российских товаров: шоколад, печенье, соки.
Итак, еду до Циньхунндао на поезде №Z114 Харбин западный - Хайкоу, в пути 8 с половиной часов, которые я проведу в жеском сидячем вагоне. Место мне досталось плохое - у прохода, еще хуже приходится тем, кому сидячих мест не достаются, и они вынуждены покупать стоячие билеты, и ехать так люди могут от нескольких станций до нескольких суток. Такие пассажиры, спят под сиденьями, в проходах, закрывают своими телами умывальник или дверь в туалет, самые продвинутые сидят на складных табуретках, которые обязательно продаются на вокзалах. Скорость у поездов высокая, сменяемость пассажиров на каждой станции большая. Старик со стоячего места, что сел в Шеньяне, спросил меня:
- Ты совецкий?
- Да, русский, элосы, эго, - завязалась беседа, в ходе которой он поведал, что учил русский язык в школе, но уже все забыл, а сейчас у него дочь учится в МГУ. В довершение, он довольно четко продекламировал:
-Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек… - на следующей станции он вышел… Я посетил вагон ресторан - пришло время обеда, где тоже ехали пассажиры стоячих мест. Ресторан удивил - предлагался лишь компелксный обед, за 50 юаней. Платить 500 рублей за непонятно что, не хотелось, купил у разносчика мороженое, вернее сладкий фисташковый лед. Потом стемнело, я вместе с толпой пассажиров вышел в Циньхуандао, здесь у меня на пересадку полтора часа, на высокоскоростной поезд Харбин Западный - Пекин Южный, при покупке билета, места оказались лишь от этого городишки, и только лишь в первый класс поезда, потому я и оказался здесь. Чуть-чуть прогулявшись по привокзальной площади, на которой жители танцевали народные танцы, я поужинал в вокзальном кафе, и поспешил на посадку. Первый класс высокоскоростного поезда, не понравился, кроме того, что тут чуть более широкие кресла, чем во втором, не стоит того, чтобы переплачивать. До Пекина два часа езды, поезд развивал скорость до 280 км/ч. Я ехал размышляя о том, как пройдет моя сегодняшняя ночь, найду ли я на громадном вокзале Пекин-Южный какой-нибудь ночлег, и если нет, закрывается ли вокзал на ночь? На гугл мапс, в окрестностях вокзала был обозначен хостел, отыскивался он по такому ориентиру: KFC за ним налево? Когда поезд прибыл в 23.38 на Пекин Южный, только на нижнем его ярусе, обнаружилось штук 6 KFC, столько же Макдональдсов, и Бургер Кингов, а еще были эти кафе на верхнем ярусе. Я прошелся по нижнему ярусу - сектору прибытия, нигде не было видно указателей с пиктограммой «кровать», а в город выйти я не рискнул - вдруг не пустят обратно. Служащий мне объяснил, что на верхнем ярусе - секторе отправления, находится ночью пассажирам можно, я поднялся на эскалаторе, и увидел справочное бюро, со служащими которого, состоялся такой диалог, с он-лайн переводчиком.
- Где бы мне переночевать до 6.00, ести ли на вокзале гостиница?
-Да, гостиница есть, находится на нижнем этаже.
-Это хорошо, а как туда попасть?
-Нужно спуститься на нижний этаж, взять такси, тебя отвезут в гостиницу, это стоит 300 юаней.
Ну на хрен, платить 3000 рублей, ехать неизвестно куда, чтобы через 4 часа вернуться сюда же! Я выбрал относительно тихий уголок, громадного, пустынного зала, и стал пытаться дремать - получалось плохо. В 5 часов стали потихоньку подтягиваться пассажиры, и поездные бригады, в 6.30 началась посадка на мой поезд №G, билет в нем, мне обошелся 5700 рублей, 1300 км до Шанхая, он преодолевает за 4.40.
Да, ощущается высокая скорость, но поезд мчится бесшумно и плавно, за окном, с такой же скоростью, будто в ускоренном кино, меняется картинка - огромные города через полминуты сменяется рисовым полем, проносится по тоннелям, многочисленным виадукам, обгоняет пассажирские поезда.
Автострады, многочисленные автодорожные и железнодорожные развязки, озера, скалы, заводы - смотреть, впитывать китайскую жизнь можно бесконечно, но хотелось бы ехать гораздо медленнее, чтобы все это рассмотреть.
В Шанхае я проведу 3 дня, у меня забронировано место в четырехзвездочном отеле Holiday Inn Express, расположен он прямо за железнодорожным вокзалом. Я думал, что наш поезд прибудет на вокзал скоростных поездов Шанхай Хунцяо, а оказывается, прибыли мы прямо в нужное место - главный жд вокзал, и свой отель я увидел еще из поезда. Проживание в номере на 12 этаже, мне обошлось за 2 ночи в 870 юаней, и таких денег этот отель явно не стоит.
Вид из окна моего номера на Главный вокзал Шанхая, и линию метро 3-4
Устроившись в номре, я пообедал в гостиничном кафе, и отправился на первую прогулку по городу Сегодня я лишь доехал на метро до Народной площади, погулял по скверу, поднялся на 50-й этаж небоскреба, совершенно бесплатно мне дали электронный пропуск.
В стоимость проживания в отеле, естественно входил завтрак «шведский стол», но не особо разнообразный. Подкрепившись, я сдал рубашку на глажку, вернее, думал, что сдал, и выдвинулся на осмотр города. Сначала заехал в отдаленный район Таопусинсуй.
Потом был в центре….
Вечером, в отеле терзал служащих на рецепшене:
- Когда будет поглажено мое белье?
-Мистер, все будет готово, через час.
Прошел час:
-Мое белье готово, погладили?
-Мистер, все будет завтра утром.
Наутро:
- Я вчера сдал свою рубашку на глажку, оно готово?
- Мистер, доброе утро, добрый день, добрый вечер!
- Доброе. Я хотел бы выяснить свой вопрос!
- Вы хотите погладить рубашку?
- Я вчера отдал ее этой леди, мы с ней поднялись на третий этаж, но не на том элеваторе, для гостей, а на другом элеваторе, для персонала, она пообещала мне, что все сделает!
- Вы отдали постирать этой тете?
Да хрен ее знает, этой, или другой, толстые китайские тетки, да еще к тому же в униформе, все одинаковые. Наконец, служащий повел меня в гладильную комнату - моя рубашка лежала на том же месте, где я ее вчера оставил, нетронутая. Пришлось самому включить утюг, и погладить.
Ну и надо еще зарегистрироваться на рейс, зарегистрировался, однако место оказалось плохим. S7 позволяет доплатить за регистрацию бонусами, у меня их хватало, однако к оплате их не приняли, по непонятной причине, а «бесплатный» звонок, в авиакомпанию ничего не дал - я лишь прослушал автоответчик на китайском, а со счета снялась сумма за минуту в международном роуминге - я не сразу заметил приписку мелкими буквами, что сам звонок бесплатный, но сумма взымается.
Еще засветло я захотел обкатать самый скоростной наземный транспорт в мире - поезд на магнитной подушке «Маглев», что всего за 7 минут, доставляет от станции метро Луньян, на линии 2, до аэропорта Пудун, расстояние до него 35 км, и поезд может развивать скорость до 430 км\ч. Проехал, но предельную скорость поезд не выжал, а я потом 2 часа добирался на медленном шанхайском метро до центра. В центре я дошел до пристани, переехал реку Хуанпу на пароме, бросил последний взгляд на ночной город, доехал до отеля, тм забрал рюкзак, и снова отправился в аэропорт Пудун, чтобы покинуть Китай.
Аэровокзал поразил своими размерами, я очень долго шел от метро до стойки регистрации. Но и удивило то, что ночью не работали очень многие торговые точки, кафе, и вообще, было не особенно многолюдно.
На стойке регистрации, я стал просить служащего найти мне место в самолете у окна, но молодой китаец, стервозным голосом, проскрипел:
-К сожалению, мистер, это невозможно, сорри!