"Исчезнувшие, но не забытые" (часть 1).
Испокон веков человек строил города. Испокон веков человек эти города разрушал и покидал. Исчезнувшие поселения - это "исторические фотографии" археологов, по которым они восстанавливают хроники наших предков. Самые трогательные и ценные "фотографии" севрных поселений. Их быстро разрушает время и ветер, а в последнее время и сам человек в погоне за артефактом и сенсацией.
Путешествие из Лаврентия в Уэлен, это не только путешествие в пространстве, но и во времени. В устье каждой речки и на берегу каждой бухточки в прошлом было небольшое поселение. В некоторые из них нам посчастливилось заглянуть.
На севере всё подчинено необходимости выживания. Основа жизни - морской зверь: нерпа, белуха, кит, морж. Первоначально были заселены места наиболее удобные с точки зрения береговой линии и наибольшего скопления этих животных, затем остальное побережье. Второй не менее важный фактор появления поселения - вода: речка, ручеёк, озеро. Даже не зная мест древнейших поселений, их можно "открыть" дома с 90% вероятностью вооружившись двухкилометровой картой побережья.
Поселения людей занимающихся традиционным землепользованием почти всегда были малочисленными: 10-30 человек, размер среднего чукотского или эскимосского поселения. Нагрузка на природную среду распространялась равномерно по всему побережью. Если в силу климатических или других факторов морзверь перестал посещать прибрежные воды, поселение забрасывалось и основывалось новое.
Так было до ХХ века, до времени проникновения цивилизации в северо-восточный край Евразии. Как ни странно, но цивилизация в эти края, формально являющиеся частью Российской империи, пришла в американском обличии. С середины XIX века северное берингоморье плотно оккупировали американские китобои. Голодные годы стали обычным явлением. С сокращением китов американцы разворачивают сеть факторий-магазинов по меновой торговле пушниной и бивнями моржа с местным населением. Как следствие к ХХ веку зависимость коренного населения от привозных товаров становится весьма существенной.
Революционные события в России не могли не сказаться на окраинах. Начиная с середины 1920-х годов советская власть ведёт усиленную работу по запрету иностранной торговли на территории своей страны. Вместе с тем Советы перенимают у американцев структуру обеспечения населения продовольствием и промтоварами. Однако полностью решить проблему доставки товаров в каждое поселение не удаётся. Поселения слишком разрознены малочислены. Товары, даже в большем, чем необходимо количестве можно доставить в центральные посёлки. Власть приходит к логическому выводу, что если нельзя доставить товары до населения, то можно население переселить ближе к товарам. Вдобавок ко всему в этот период советское правительство активно борется с безграмотностью, созданием медицинских пунктов и колхозов.
С 1930-х годов начинается планомерная политика укрупнения населённых пунктов Чукотского полуострова. Первая волна укрупнений прошла почти безболезненно. Самые маленькие поселения, зачастую состоящие из одного-двух семейств переселялись в более крупные. Переезд был не критичным, потому как составлял несколько километров. Численность укрупнённых поселений возрасла от 50 до 300 человек. В них строились школы, медпункты, фактории и организовывались колхозы.
Трагичной и критической оказалась вторая волна укрупнений, которая была вызвана больше не экономическими, а политическими причинами. СССР вступил в Холодную войну. Чукотка, а тем более её восточное побережье ближе всего находись к потенциальному врагу - США. С 1950-х годов, большая часть поселений Чукотского и Провиденского района ликвидированы, а население переселено в несколько оставшихся сёл. Это была трагедия, которую до сих пор ни понять, ни простить не могут. Особенно сильно эта трагедия ударила по эскимосам, которые проживали в единственном на территории Чукотского района посёлке - Наукан. Этот посёлок был крупнее, чем большинство из ныне существующих, но учесть его была решена его географическим месторасположением - он располагался в самом узком месте Берингова пролива. Рядом стоящий Уэлен, также мог быть закрыт. К тому времени он был даже немного меньше по численности, чем Наукан. Уэлен "спасло" богатое историческое прошлое времён первых Советов и....косторезная мастерская, ставшая к тому времени уже всемирно известной. Политически не целесообразно было закрывать центр народных промыслов.
Третья, самая малочисленная волна укрупнений прошла в конце 1970-х годов. Эта волна была вызвана уже исключительно экономическими причинами. Слишком дорого оказалось модернизировать экономику поселений Чукотского района. В этот период был закрыт "всего" один посёлок: Нунямо, хотя рассматривался вопрос о ликвидации и других сёл: Инчоуна, Энурмино и даже Нешкана. В смелых планах идеологов укрупнений планировалось оставить в Чукотском районе всего три села: Лаврентия, Лорино и Уэлен.
продолжение следует
"Вернувшись с мыса Дежнёва",
"Штиль с северо-востока",
"Долгая дорога в Наукан",
"На границе",
"Идущие вместе",
"Шесть часов в Уэлене",
"Уэленская косторезная",
"Исчезнувшие, но не забытые" (Часть 1),
(часть 2),
"Жизнь наша лагерная" "Купаться-купаться" "Утомлённые Лаврентия"