Все, наверно, помнят, как я обожаю РЖД. Мои статьи и заметки по этому поводу, как негативные, так и позитивные можно прочитать
здесь.
А сегодня я решил собрать этапы, так сказать, большого пути на тему "Как РЖД дошли до жизни такой".
РЖД было образовано как открытое акционерное общество в 2003 году, со 100% государственным участием в виде почти тысячи предприятий МПС (в том числе и Тверской вагонный завод, производящий бОльшую часть пассажирских вагонов, но о нем попозже).
В период реорганизации часть олигархичесих структур (в частности, Трансмашхолдинг) умудрилась прикупить часть акций системообразующих предприятий отрасли, в частности, ТВЗ на 40 с лишним процентов стал негосударственным -
подробнее.
В 2005 президентом ОАО становится господин Якунин, до этого известный только в качестве замминистра транспорта РФ и один из учредителей
кооператива Озеро.
И вот с этого момента начинается веселуха.
В том же 2005 году пригородные перевозки были преобразованы в региональные компании пригородных перевозок, в которых, как правило, чуть меньше 50% акций принадлежало ОАО РЖД, а чуть больше 50% как бы отдали регионам. Самое интересное, что подвижной состав находился в аренде у ОАО РЖД, как и его обслуживание. Фактически, эти муниципальные компании в собственности имеют только будки по продаже билетов и кучу контролеров. При этом функции ремонта и обслуживания благородно взяла на себя все та же РЖД.
С чем бы это сравнить? Ну, например, представьте, что в городе только одна служба такси, и человек, желающий стать таксистом, покупает сиденья в арендованный у службы автомобиль, при этом заправка и ремонт автомобиля он вынужден производить у своего арендодателя по завышенной цене, а стоимость перевозки утверждается все той же службой такси.
Немудрено, что почти все компании пригородного сообщения моментально оказались в долгах перед РЖД, при этом ППК из года в год демонстрируют убытки.
НО! Идиотизм заключается в том, что другие государственные организации, в частности, налоговая служба, время от времени опровергают
убыточность пригородных пассажирских перевозок:
По версии ФНС, структура РЖД дважды оплатила ряд своих расходов, в результате чего сильно занизила прибыль, а в некоторых случаях показала убыток. Об этом в номере от 25 сентября пишет газета "Ведомости".
Претензии налоговой службы касаются периода 2008-2009 годов. ФНС выяснила, что ЦППК платила РЖД за уборку платформ, их освещение и содержание инфраструктуры. В то же время, деньги за те же услуги получали подрядчики оператора электричек. Налоговики утверждают, что на самом деле уборкой занимались структуры РЖД, а привлекаемые подрядчики даже не имели необходимых ресурсов.
...
В ЦППК объясняют оплату этих работ "расплывчатой тарифной политикой государства". Так, в 2007 году был принят тариф на пользование инфраструктурой РЖД для пригородных перевозок, но что в него входит, уточнено не было.
Штраф, соответственно, сформировал дополнительный убыток, который субсидировался в следующем тарифном периоде ))
Но продолжим.
В 2007 году РЖД создает Первую грузовую компанию, в которую передает весь свой парк грузовых вагонов. В 2011 году:
За 125,5 млрд руб. были проданы 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК). Это крупнейший железнодорожный оператор в России с парком более 235 000 вагонов различного типа (22% парка страны), в том числе более 200 000 в собственности
...
Фактически каждый вагон, находящийся в собственности или управлении ПГК, достался победителю торгов за 530 000 руб. (при том, что цена нового полувагона составляет около 2,2 млн руб.)
Источник Стоимость грузоперевозок немедленно выросла в 2-2,5 раза (за счет стоимости аренды вагонов от уже сторонних операторов + индексированный тариф), при этом РЖД попросило 400 млрд рублей от недополученной прибыли у государства.
Кроме того, в 2010 году была создана
Федеральная пассажирская компания, в которую РЖД передало вагоны, а вот локомотивы и обслуживание оставило за собой.
Очевидно, что ФПК также является насквозь убыточной компанией. О виртуальных убытках я неоднократно
писал, поэтому повторяться не буду.
При этом другая государственная организация, Федеральная антимонопольная служба, еще в 2013 году заявляла:
Расценки на железнодорожные перевозки в России одни из самых высоких в мире. Как заявил И. Артемьев, монополия не занимается снижением издержек, не ищет возможностей для внутренней экономии и оптимизации бизнес-процессов. "
Сама монополия остается типично советской монополией, в абсолютно советских проявлениях. Еще некоторое время она сотрудничала с ФАС, с правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Но сейчас она все блокирует, она не сотрудничает и становится нашим вторым железнодорожным Газпромом", - подчеркнул он.
Тут небольшое государственное палево - то есть, еще полтора года назад ГОСУДАРСТВЕННЫЕ службы признавали, что госкорпорации являются напрочь неэффективными.
И вот еще более другая государственная организация считает, что
повышение тарифов РЖД увеличивает инфляцию на 1,5% - это было сказано Набиуллиной в июле 2014, а в феврале этого же года я написал о
новом витке инфляции применительно к тарифам РЖД ))
В середине 2014 года, вопреки закону, руководители крупнейших российских монополий -
Сечин и Якунин, отказались публиковать свою декларацию о доходах.
Ну, и последней фишкой явилась отмена электричек в сразу нескольких регионах, о чем куртуазно выразился Путин. А Путин публично высказал свое "фэ", потому что
Медведев неожиданно слег перед антикризисным заседанием Правительства.
И я даже не буду обсуждать отмену поездов в страны СНГ ввиду их нерентабельности - понятно, что мало найдется идиотов, готовых платить за купе дороже авиабилета.
Еще рекомендую ознакомиться со статьей "
пассажироперевозки как зеркало экономики", но можно и не париться )
Как обычно, можно аргументированно опровергать.