Миф о ВВП, или пассажироперевозки как зеркало экономики.

Dec 11, 2013 20:18

В некотором смысле продолжение моего клеймения экономической политики РЖД, но под несколько другим углом.



Нам постоянно рассказывают, что в России офигенно стабильный рост ВВП, экономика на подъеме и тэдэ.
Положу свою небольшую ложечку дегтя в эти рассуждения.

Сначала, на всякий случай, немного ликбеза. ВВП, или валовой внутренний продукт - это общая сумма всех товаров и услуг, произведенных в стране для конечного потребителя.
То есть, например, если в стране два предприятия, одно производящее дизельное топливо, а другое, например, сельхозпродукцию, и одно другому продает топливо за 100 долларов (в год), а второе первому продукты за 100, то ВВП такой страны составит 200 долларов.
Представим ситуацию, в которой государство подняло акцизы на нефтепродукты (чувствуете, как я издалека захожу?) на 10 долларов. Теперь производитель вынужден продавать тот же объем сельхозпроизводителю за, скажем, 110 долларов. И получает продукты в обратку уже тоже за 110 (предположим, это честный производитель, просто сохраняющий свою мизерную норму прибыли). ВВП становится уже 220 долларов! Но при том же объеме товарной продукции.

И тут возникает замкнутый круг. Потому что производитель топлива получил тот же необходимый объем сельхозпродукции за все свои деньги, но еще должен отдать 10 долларов государству. Поэтому в следующий оборот он снова повышает свои отпускные цены и, как следствие, получает тот же объем продуктов еще дороже. А ВВП-то все растет! ))

Чтобы компенсировать внутреннюю инфляцию в расчетах ВВП, международные финансовые организации вводят поправку на так называемый паритет покупательной способности (ППС), который, по идее, призван компенсировать разницу в стоимости внутреннего продукта. То есть, если в приведенном примере имеется в виду.. ну, скажем, новосибирский доллар, который котируется на бирже 1 к одному к доллару США, то, с учетом ППС, ВВП Новосибирии будет не 220 долларов США, а 200. Или 210, если часть продукции продается за рубеж за базовую валюту.

Казалось бы, при чем здесь железные дороги?
Для сравнения я взял самую низкую стоимость билетов для проезда между станциями, расположенными примерно в 500 км друг от друга, на сайтах национальных железных дорог и привел их к рублю. Акциз на дизельное топливо тоже приведен к рублевому эквиваленту для наглядности.



Видите разницу? При сопоставимом уровне пассажирооборота на душу населения стоимость билетов в России выше в разы, чем в ближайших странах СНГ.
Корреляция со уровнем акцизов на дизельное топливо есть только с Казахстаном, поскольку и Украина и Белоруссия, из-за небольших расстояний, перешли, в основном, на электротягу (но Россия же по инновациям впереди планеты всей, да?).

Вернемся к ВВП. Мы помним, что на него оказывают существенное влияние инфляционные факторы. Тадаммм.... Вторая часть таблицы (ВВП на душу в тысячах долларов):



Безусловно, пассажирские перевозки не основная часть экономики, но по грузоперевозкам примерно такая же ситуация.
Так что в нашем с вами ВВП сидит существенная доля и наших с вами денежек, которые мы переплачиваем (в разы!) за то, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.

Как видим, расчетный ВВП на душу населения по данным Всемирного банка и МВФ существенно отличается только у России. Почему-то.

Тут вспоминается экс-директор Института статистики с его истинным положением дел в России, ну и смотрите стоимость билетов. Для вычисления реальной покупательной способности можно за базу взять и США и какой-нибудь Бангладеш (честно говоря, некогда углубляться в тонкости расчетов ППС).

Но факт остается фактом. Декларируемый рост ВВП России связан вовсе не с развитием производства и сферы услуг, а, скорее, с дикими конечными ценами за эти самые услуги и товары, оплачиваемые честными (и не очень) налогоплательщиками.

Ну, а конечные цены - это целиком заслуга экономической политики государства. Тут можно долго рассуждать о программах импортозамещения, об инвестиционном климате, о средних зарплатах, о завышенном курсе доллара, но факт остается факом (опечатка, но показательная, да) -
высокий ВВП России:
а) дутый;
б) связан с исключительно высокими ценами госмонополий и госкорпораций.

С госкорпорациями тоже есть тонкий момент. Угадайте, если компания А продает нефтепродукты госкорпорации Б по 32 рубля за литр, потому что у госкорпорации Б халявные (или супердешевые) деньги из бюджета, то по какой цене компания В, не связанная с субсидиями, дотациями и бюджетом, сможет купить те же нефтепродукты?

Самое интересное, что если бы у нас была реально рыночная экономика, то таких бы цен не было. Если бы был государственный капитализм - см. Белоруссия. А в Украине - рыночная экономика, хотя бы за счет борьбы кланов ))
А про Казахстан еще расскажу )







РЖД, ООО Россия, экономика, Украина, финансы, Казахстан

Previous post Next post
Up