Jan 07, 2011 00:23
У этого светлого праздника шумеро-вавилонские корни.
Одного из волхвов зовут Бальтазар - естественно, переиначенный Бел-шар-уцур (аккад. "Владыка, храни царя!").
На десятые дни месяца тебету (декабрь-январь) приходился Великий Праздник Неба и выхождение звезды Иштар. Люди встречали небесную ладью богини, плывшую по небу, славили Анума и Иштар. В эти же дни Думузи выходил из Подземного мира вместе со всеми мертвецами, которых охранник Ишум выпускал на время попировать. Это называлось "выход отцов". Отцов поили и кормили, для них ставили золоченые троны. Земля в этот период времени отдыхала от своего содержимого. Так написано в вавилонских комментариях на месяц тебету.
Наконец, и сами "волхвы", увидевшие звезду, - греч. magoi "маги". Маги это мидийские и персидские жрецы, научившиеся астрологии под влиянием вавилонян, с 539 г. до Р.Х. находившихся под властью Кира. Именно магов впервые привлекла дата рождения человека, именно они стали первыми отмечать дни рождения как особые праздники и приносить жертвы за новорожденных. Именно при магах в персидской Вавилонии впервые появились гороскопы рождения людей (первый датируется 409 г.).
Рождественские мотивы дважды встречаются в вавилонском эпосе о сотворении мира "Энума элиш". Сперва боги приносят дары к колыбели новорожденного Мардука - мудреца богов, имеющего четыре уха и четыре глаза. Самыми ценными из них оказываются 4 ветра, которые впоследствии помогут Мардуку победить хаотическое чудовище Тиамат. А потом сам Мардук, желая проверить свое могущество, повелевает звезде появиться - и она появляется. Кстати говоря, в вавилонских заговорах и молитвах Мардук назван мубаллит мити "воскреситель мёртвых".
Явление Христа в мир было осмыслено в коде весьма древних ритуальных представлений, но само явление было ослепительно новым.
Мы не знаем, когда родился Христос. Но отмечаем само чудо его рождения, вспоминая блаженного Августина, который где-то сказал примерно следующее (дословно не помню). В том, что воскресает уже бывший человек, есть только половина чуда. А вот когда рождается ранее не бывший, рождается в мир из ничего и является миру, - это и есть истинное чудо.
Итак, поздравим друг друга с чудом Рождества, вспоминая и те одежды древности, в которые это чудо облачилось.
Календарь