После некоторого перерыва мы возвращаемся к описанию систем мироустройств, которые в разной степени вероятны в обозримом будущем. Ранее мы уже описали крайние
утопичный и
антиутопичный варианты жизнеустройства, основанные на продолжении технического развития. Мы также
косвенно описали и концепции, основанные на остановке развития вообще и справедливо отметили их губительность для человека.
Пришло время описать наиболее вероятные сценарии развития мира. Сначала мы опишем тот прогноз, который касается текущего развития условно Западного мира в его англо-саксонском исполнении. Связан он в первую очередь с отказом от гуманизма в его классическом понимании. А следом опишем сценарий поворота капиталистических процессов в сторону укрепления классического гуманизма и перерождении его в гуманизм новый.
Итак, что же ждёт наш капиталистический мир?
Давайте сначала в двух словах опишем его историю и диспозицию сил на текущий момент.
Капитализм как система начал развиваться около 500 лет назад. Довольно быстро он оброс своим фундаментальным концептом, получившим название Модерн. Суть Модерна идеально описал Редьярд Киплинг:
"Неси это гордое Бремя -
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли -
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей" (с)
Бремя белого человека - нести цивилизацию к диким дальним народам. И, если надо, делать это огнём и мечом. Католики вообще любят нести "истинную веру" огнём и мечом. В основном от этого пострадали, конечно, арабы во времена Крестовых походов, но и нам тоже на западных рубежах было совсем не сладко в своё время. Протестанты тоже совсем не сильно отличаются от своих прародителей. Вспомним, хотя бы, колониальные войны и последующие репрессии против не согласных слоёв населения в этих колониях. Но в последствии порабощённый и воспитанный белым человеком дикий народ вроде как становится цивилизованным и получает все блага, доступные тому самому белому человеку. И тут в целом всё честно.
Второй неотъемлемой чертой Модерна является обогащение того самого белого человека, который несёт бремя. Да, каторга. Да, мучительно и совестно принуждать других человеков. И потому нужны же какие-то призы за это, не так ли? Вот и идёт накопление того самого капитала за счёт ограбления постоянно расширяющейся периферии. И идёт в основном без ущерба для таких же белых людей. И ради этого периферия и расширялась. Были свершены Великие географические открытия, были освоены новые методы промышленного производства и много чего ещё хорошего.
Но что произойдёт, когда периферия расширяться уже не сможет?
Мы оказались заперты в пределах планеты Земля. Технический прогресс идёт много медленнее необходимых темпов накопления капитала и благосостояния. И человечество, идущее путём Модерна столкнулось с исчерпанием периферии уже к началу ХХ века. И вылилось это в Первую Мировую войну. Ту самую войну, которой все жаждали, но жестокостью и бессмысленностью которой оказались поражены. Проигравшую сторону попытались превратить в периферию, за счёт этого продлить существование капитализма и т.д. Но спасло ситуацию появление социалистической системы СССР. Молодое советское государство показало воочую административные возможности сверхплотной группы людей, скачкообразно взлетел научно-технчиеский прогресс, позволяя продлить течение Модерна в напрвлении углубления освоения территорий и позволив вновь объединить капиталистический мир против общего врага. Вторая Мировая война была уже войной идеологий.
Далее оговорюсь, что был достигнут некоторый консенсус между СССР и США, касающийся отказа от фундаментальных исследований (благодаря чему никаких мало-мальски значимых технических достижений после расщепления атома и выхода человека в космос достигнуто не было), т.е. был отрезан путь к интенсивному расширению периферии. А после гибели СССР, пропала та балка, которая поддерживала капиталистический мир монолитным. Капиталистический консенсус стал разваливаться после тучных 90-х, когда весь западный мир дружно грабил страны бывшего соц.лагеря. И никакой Бен Ладен, никакое Исламское Государство, никакое возрождение России и угроза Китая не могут уже заново спаять куски расколотых национальных капиталистических конгломератов. Слишком велики аппетиты капиталистических монстров, и слишком малы ресурсы для пожирания.
Сегодня мы имеем продолжающий дробиться классический Западный мир - мир национальных государств. Мы имеем рукотворные угрозы, которые должны бы этот мир скрепить, но по факту ускоряют его распад. Мы видим выход на первый план транснациональных корпораций, чьи бюджеты уже превосходят бюджеты целого ряда развитых стран. Мы видим укрепляющийся Китай, вроде как возвращающуюся к жизни Россию, быстро растущие Индию и Бразилию. И мы видим неонацистский реванш, который начинает использовать своих западных патронов и их финансовые возможности.
Мы сейчас рассматриваем наиболее вероятное развитие событий в обозримом будущем. И теперь, после несколько затянувшейся исторической справки, мы можем приступить к его обсуждению.
Нет, Третьей Мировой, которая по опреджелению станет атомным аналогом Первой, скорее всего не будет. Есть, конечно, элитные группы, кто не прочь пустить Человечество в утиль, но их пока ещё не много, и в обозримом будущем они такой силы не достигнут. Но большинство элит войны очень боятся, и правильно делают. А значит, они будут делать всё, чтобы её не допустить.
Не будет и резкого скачка научно-технического развития. Во-первых, потому что фундаментальные исследования слишком дороги и не предсказуемы, а значит капитал на них не пойдёт. Во-вторых, потому что такое развитие обязательно перевернёт элитные расклады, и те, кто сейчас у власти, эту власть быстро потеряют при появлении новых совершенно не предсказуемых факторов НТП (Концепция устойчивого развития исключает в том числе научно-технические прорывы). И, в-третьих, кто был бы не против поменять статус-кво и кому не жалко денег, просто не смогут достичь нужных результатов в силу недостатка квалификации и организации.
Наиболее вероятным развитием капитализма становится то, что именуют Глобализацией, последствия которой описал Жак Аттали. Это та форма, которая заключает в себе разрушение национальных государств параллельно с постоянным сближением друг к другу ТНК. Государства будут слабеть. Транс-национальный бизнес будет крепнуть. Уже сейчас в обществе соц.сетей и перемещений без границ начинаются процессы смены идентификаций (Вопрос "Не из какой ты страны, а на какую корпорацию работаешь" становится уже не такой уж фантастикой). И эти процессы будут только нарастать.
Со временем ТНК сольются в одну монополию, что исключит даже видимость конкуренции (хотя на уровне "кака-колы" и "пепси-колы" конкуренция может остаться, но вряд ли). Уже сейчас наиболее крупный капитал сосредотачивается не в конкретном концерне или холдинге (даже крупном), а размазан ровным слоем по всем предприятиям-игрокам сектора. Государственные границы будут устранены за ненадобностью (считай, как большая Шингенская зона). Сотрудники и семьи сотрудников будут перемещаться по миру используя единственную карту, удостоверяющую личность, несущую данные о здоровье, о банковском счёте, месте работы и т.д. Без гражданства, без национальности. Идеальное общество "кочевников", перемещающееся среди городов-оазисов единого глобального государства и занимающего в его недрах своё маленькое место.
Все ли пойдут на такое?
Откуда вообще вопрос обо всех? Все и не должны становиться "кочевниками", иначе системе не выжить! Им уготована судьба кочевников другого типа!
Не хватит ресурсов, не хватит места, не хватит сил контролировать многомиллиардное общество. А значит подавляющее большинство населения планеты должно находиться за пределами городов глобального государства. Они должны жить в пустынях натуральным хозяйством, должны вести варварский полувоенный архаичный образ жизни. Должны махать саблей, поклоняться языческим божествам и ни в коем случае не иметь возможности завоевать хотя бы часть ресурсов, подконтрольных глобальному правительству.
Почему их нельзя перебить? Потому что они нужны для усмирения граждан глобального города. Гражданин должен чётко понимать, что если не будет крутить свои гайки в отведённом для него месте, то одним нажанием кнопки может лишиться всего, оказавшись с обнулённой картой, а значит без еды, тепла, крыши над головой, семьи, в конце концов. А значит, окажется выброшен за пределы города в варварскую пустыню.
Таков вид наиболее вероятного развития капиталистического мира. Глобальный Город и глобальная Деревня, вечно враждующие между собой, но навечно подконтрольные одному правительству. Мир без альтернатив, мир с иллюзией свободы, мир с совершенно непроницаемыми перегородками между слоями населения.
Такой мир безусловно будет устойчивым. Есть и биполярность, консолидирующая общности от внутренней грызни, есть и сопутствующий этому легитимный диктат, есть и строгий контроль численности населения в зависимости от наличествующих ресурсов. Есть и контроль за развитием технологий. Сколько такой мир продержится, сказать невозможно. Но продержаться он может очень и очень долго.
Хотим ли мы такой участи?