Текст любопытный - какие оговорки, как осторожно автор подходит собственно к теме. Чувствуется опыт чиновника. И когда подходит к самому главному, говорит об этом так, что непонятно - он действительно так думает, или это враги так говорят. Я имею в виду фразу: "И трезвомыслящий человек не может разделять казенную идеологию, насквозь пропитанную ложью, притворством, лестью и поклонением тем, кто имеет хоть на мизинец власть большую, чем имеешь сам
( ... )
Я так понимаю, Павел, в посте критикуется два типа поведения: первый - казенная исповедничество веры и равнодушие православных верующих, старающихся жить по заповедям.
Верно, критикуется. Но в забавной форме, на каждом шагу оговорки. Сказал, что "быть, или хотя бы номинально - слыть православным - это очень приветствуется в среде чиновников" - и тут же: "Я не берусь утверждать, насколько сильна внутренне такая «государева» вера." Молодежь "убеждена в лицемерии власть предержащих" - так это правильное убеждение или только "форма стеба"? И лицемерие ограничивается только поведением чиновников в церкви? И проблема только в том, что не на том языке в церкви говорят и не учитывают психологию молодежи. И т. д. И дежурная фраза о врагах отечества, которые "играют на слабостях... и потирают ручки".
Да, есть какие-то попытки у государства создать новую идеологию на почве православия, и люди внешние это очень остро чувствуют, и я чувствую, и меня тошнит. Вообще повезло, что наше общество находится в еще таком очень сильном похмелье от СССРовской идеологии, и если ему предложить новую идеологию, какой бы она ни была, оно начинает блевать. Но имея небольшой опыт работы в среде чиновников, могу точно сказать, что православием там и не пахнет. В той организации, где я работала, была конечно одна женщина, в кабинете которой на видном месте стояли иконы. И эта женщина, кстати, была из начальства и была самым приятным человеком во всем этом гадюшнике. О том, воцерковлена ли она, верует ли и в кого верует, я не имела возможности поговорить с ней, ибо субординация. Ну а если говорить об остальных, то в лучшем случае вместо православия там оказывается некая адская смесь из массы безумных суеверий, веры в магию, в гороскопы, в бога Кришну и купания в проруби на праздник Крещения. Насколько можно назвать это православием? В моем понимании
( ... )
Хорошая статья, мне тоже подобные вещи иногда приходят в голову. Но описанное в некотором смысле неизбежно и неново. Глупо желать, чтоб это прекратилось, поскольку дружественность государства для Церкви - великая вещь, а лицемерие чиновничества - побочный эффект. Довольно значительную часть своей истории во многих странах Церковь имела как минимум хорошие отношения с государством. Это не помешало появиться всем нашим святым, которые кстати государству противодействовали только когда оно начинало поддерживать ересь (Максим Исповедник например
( ... )
Сейчас уже стало банальностью, что для многих реальность - это то, что показали по телевизору. Но во многих случаях и телевизор не нужен. Для человека нет такого Православия, которое существует независимо от его истолкований, и он может с ним познакомиться и решить - верит он в это или нет. Человек встречается с определенным толкованием, при этом о других вариантах он либо не знает, либо ему о них сообщают как о заведомом искажении. Поэтому Православие (как и любую религию) легко превратить в государственную идеологию. То же самое можно сказать о так называемой "патриотической позиции". Похоже, что зря я все это пишу. Заглянул в Ваш журнал - и в третьем абзаце наткнулся на выражение «либеральные "Ухи Мацы"». Насчет Вашего толкования Православия и патриотизма многое стало понятно.
Павел, только не защищайте "Эхо Москвы" - эта помойка гуталином мажет всех своих соратников. А нам с Вами еще столько надо обсудить на страницах Дарьиного блога. Вы нам нужны незагуталиненный.)
Comments 8
Reply
Я так понимаю, Павел, в посте критикуется два типа поведения: первый - казенная исповедничество веры и равнодушие православных верующих, старающихся жить по заповедям.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
То же самое можно сказать о так называемой "патриотической позиции".
Похоже, что зря я все это пишу. Заглянул в Ваш журнал - и в третьем абзаце наткнулся на выражение «либеральные "Ухи Мацы"». Насчет Вашего толкования Православия и патриотизма многое стало понятно.
Reply
Reply
Leave a comment