Хорошая статья, мне тоже подобные вещи иногда приходят в голову. Но описанное в некотором смысле неизбежно и неново. Глупо желать, чтоб это прекратилось, поскольку дружественность государства для Церкви - великая вещь, а лицемерие чиновничества - побочный эффект. Довольно значительную часть своей истории во многих странах Церковь имела как минимум хорошие отношения с государством. Это не помешало появиться всем нашим святым, которые кстати государству противодействовали только когда оно начинало поддерживать ересь (Максим Исповедник например).
Категорически несогласен с этим: "Молодежь вообще очень чувствительна к любым, даже очень слабым ноткам неискренности. И протестуют они против этой неискренности по-своему, по-детски... Сейчас очень опасное положение - уже очень скоро вырастет поколение, привыкшее, что православие - это просто часть казенной идеологии, с которым они не могут быть согласны по моральным причинам.". Современная российская молодежь в большинстве своем весьма цинична, лжива, безнравственна и довольно примитивна.
Ну а использование Церкви для идеологического обоснования государства у нас как раз относительно недавнее явление. Оно ведет свою историю с Петра I, и было заимствовано у протестантов. Протестантсткие "церкви", страдающие излишней функционализацией, к этой роли подходили идеально. У нас же пришлось для этого принизить весь мистический аспект и отеческое наследие. А без этого Православия нет.
Собственно Православие, в отличие от примитивного протестантизма, государственной идеологией быть не может в принципе. Но вот, в хороших взаимоотношениях Церкви и государства, в активно патриотической позиции Церкви, не вижу ничего плохого. Такое время надо ценить и им пользоваться.
Сейчас уже стало банальностью, что для многих реальность - это то, что показали по телевизору. Но во многих случаях и телевизор не нужен. Для человека нет такого Православия, которое существует независимо от его истолкований, и он может с ним познакомиться и решить - верит он в это или нет. Человек встречается с определенным толкованием, при этом о других вариантах он либо не знает, либо ему о них сообщают как о заведомом искажении. Поэтому Православие (как и любую религию) легко превратить в государственную идеологию. То же самое можно сказать о так называемой "патриотической позиции". Похоже, что зря я все это пишу. Заглянул в Ваш журнал - и в третьем абзаце наткнулся на выражение «либеральные "Ухи Мацы"». Насчет Вашего толкования Православия и патриотизма многое стало понятно.
Павел, только не защищайте "Эхо Москвы" - эта помойка гуталином мажет всех своих соратников. А нам с Вами еще столько надо обсудить на страницах Дарьиного блога. Вы нам нужны незагуталиненный.)
Категорически несогласен с этим: "Молодежь вообще очень чувствительна к любым, даже очень слабым ноткам неискренности. И протестуют они против этой неискренности по-своему, по-детски... Сейчас очень опасное положение - уже очень скоро вырастет поколение, привыкшее, что православие - это просто часть казенной идеологии, с которым они не могут быть согласны по моральным причинам.". Современная российская молодежь в большинстве своем весьма цинична, лжива, безнравственна и довольно примитивна.
Ну а использование Церкви для идеологического обоснования государства у нас как раз относительно недавнее явление. Оно ведет свою историю с Петра I, и было заимствовано у протестантов. Протестантсткие "церкви", страдающие излишней функционализацией, к этой роли подходили идеально. У нас же пришлось для этого принизить весь мистический аспект и отеческое наследие. А без этого Православия нет.
Собственно Православие, в отличие от примитивного протестантизма, государственной идеологией быть не может в принципе. Но вот, в хороших взаимоотношениях Церкви и государства, в активно патриотической позиции Церкви, не вижу ничего плохого. Такое время надо ценить и им пользоваться.
Reply
То же самое можно сказать о так называемой "патриотической позиции".
Похоже, что зря я все это пишу. Заглянул в Ваш журнал - и в третьем абзаце наткнулся на выражение «либеральные "Ухи Мацы"». Насчет Вашего толкования Православия и патриотизма многое стало понятно.
Reply
Reply
Leave a comment