Киномарт - социальные драмы

Apr 03, 2020 22:01

В непростом месяце марте 2020 года я решила смотреть драмы с социальной проблематикой. Возможно, это было не самое правильное решение - иногда было тяжело, приходилось смотреть между фильмами дурацкие комедии, чтобы отвлечься. Но я сделала это, досмотрела десятку! Среди них оказалось неожиданно много фильмов, отмеченных Оскаром или другими премиями, это получилось как-то случайно, честно говоря.





1. Река / The River (1984).
Довольно старенький фильм, сейчас уже интересный скорее актерскими работами, чем чем-то еще. Молодые Мэл Гибсон, Сисси Спейсек, Скотт Гленн. Семья фермеров едва сводит концы с концами, тем более, что ферма расположена рядом с рекой, которая регулярно разливается. А тут еще местный богатей мечтает построить на реке плотину и затопить фермеров окончательно (ну, точнее, их земли выкупить и тогда уж затопить). Но фермеры сопротивляются - своя земля все-таки. Вообще фильм неплохой - сейчас в Голливуде мало снимают проблемного кино - чтоб вот так вот злодеев-капиталистов показывать и тяжелую жизнь обычных работяг. Вы помните кто такие штрейкбрехеры? Я вот откуда-то помню, из пионерского детства должно быть, когда в школе о таком рассказывали. Вот в этом фильме тоже об этом явлении довольно подробно рассказывают и показывают - наш главный герой в какой-то момент вынужден бросить ферму на жену с детьми и пойти на завод штрейкбрехером. Работа тяжелая, бастующие норовят морду набить, денег мало, жена на ферме тоже из последних сил выбивается. Но Голливуд не был бы Голливудом, если бы не присобачил к этому всему условный хэппи-энд.

2. Прислуга / The Help (2011).
Довольно нашумевший в свое время фильм - мол, ох и ах, какие острые темы. В ролях Эмма Стоун, Виола Дэвис, Брайс Даллас Ховард, Октавия Спенсер (Оскар за роль второго плана), Джессика Честейн. Вообще это оказалось чуть менее серьезно и глубоко, чем могло бы и хотелось бы. Слишком яркая форма, за которой содержание теряется - много красочных платьев и причесок и темы «дерьма в пироге» чуть-чуть слишком.. или воспринимается так.. Ну и то, что в Америке расовая тема неизменно связана с социальной - этот опыт не переносится напрямую на другие страны, так что не так актуально для всех, как могло бы быть.

3. Любой ценой / Hell or High Water (2016).
Фильм номинировали на Оскар (лучший фильм и сценарий), но не дали, а зря, я считаю - отличный сценарий, да и снято неплохо. Играют Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер, Джил Бирмингем. Завязка простая - если не заплатить в срок долг, банк отнимет у братьев ранчо. Отнимет за бесценок по сути. А денег, конечно нет. И братья решают "позаимствовать" деньги у банка же. То есть вроде бы фильм-ограбление, но под такой довольно неоригинальной формой тут и там проглядывает что-то другое, посерьезнее. Когда герои колесят по мелким городишкам нам настойчиво показывают рекламные щиты - сплошь о долгах и займах. Официантка в кафе отказывается выдать грабителей, которых видела, потому что она тоже ненавидит банки, а эти ребята оставили ей щедрые чаевые - как раз ипотечный платеж на месяц. Рейнджер-индеец толкает речь о том, что 150 лет назад белые отняли у его народа землю, а сейчас банки ее отнимают у белых (так им и надо). И тому подобное. Плюс это хорошая характерная драма - оба брата отлично выписаны. И финал достаточно неожиданный. В общем, рекомендую. Особенно если любите неспешные психологические драмы про ограбления банков :)

4. Сокровище / Precious (2009).
Тоже оскароносный фильмец. Оскар за сценарий. Плюс Оскар за роль второго плана для Моник. В других ролях Габури Сидибе, Пола Пэттон, а еще внезапно Мэрайя Кэри и Ленни Кравиц. Фильм жуткий. Сокровище - это имя главной героини - 16 летней неграмотной негритянки, беременной вторым ребенком. Инцест, абьюз, жуткая мамаша, подростковая беременность и СПИД до кучи - все самое модное. Любят киноакадемики истории про женщин тяжелой судьбы. Не рекомендую. Ну разве что хочется почувствовать, что у вас все не так плохо в жизни, как вам казалось.

5. Норма Рэй / Norma Rae (1979).
Еще один старенький фильм. Про профсоюзное движение! Немодная тема сейчас. Салли Филд (мама Фореста Гампа) в главной роли и получила за нее Оскар, еще номинировали на лучший фильм и сценарий, но не дали. В других ролях Бо Бриджес, Рон Лайбмен. История работницы ткацкой фабрики, активистки профсоюза текстильной промышленности - точнее как она становится активисткой. Обычная бедная жизнь, соцреализм такой добротный.

6. Гроздья гнева / The Grapes of Wrath (1940).
Очень свежая экранизация одноименной книги Стейнбека - год спустя после публикации. В главной роли Генри Фонда (я его по "Однажды на диком западе" помню) в роли матери Джейн Дарвелл (у нее Оскар за эту роль), а так же Оскар режиссеру, и номинаций куча была, в том числе за лучший фильм и за сценарий. Сюжет наверное все представляют себе? Великая Депрессия (ох, как актуально, елки-палки), Пыльный котел, вотэтовсе. Многочисленную семью фермеров сгоняют с земли в Оклахоме и они едут на разваливающемся грузовичке в поисках работы в Калифорнию, где таких как они уже многие тысячи. Интересно, что в фильме упоминается и не раз, голод и показываются в целом несправедливости и проблемы того времени, но концовку сделали другую, гораздо мягче и оптимистичнее (в романе концовка прям бьет наотмашь). А еще интересно, что молодые герои фильма выглядят по тем временам довольно гламурно, а вот второстепенные и эпизодические герои очень фактурные, сейчас такого не показывают в американском кино - истощенные, беззубые, старые.
А кстати, не смогла найти информацию - что это за сельскохозяйственная инспекция, проверяющая (не раз!) не везут ли герои семена и овощи? это было запрещено? Почему? Никто не в курсе?

7. Я, Дэниел Блейк / I, Daniel Blake (2016).
Фильм получивший Золотую пальмовую ветвь. Вот это, конечно, классика жанра - 100% социальная драма. Беспощадная английская система соцобеспечения. Все в этой системе алгоритмизировано и механизировано, живой человек, который чуть-чуть выбивается за рамки, выпадает из этой системы и вернуться в нее не так просто. Режиссер Кен Лоуч, такие темы он видимо любит. Кстати, пишут, что в родной Великобритании режиссера не жалуют и широко не прокатывают - нигде не любят критику существующего устройства. Актеры малоизвестные, даже не буду писать, все равно не знаю их. История пожилого плотника, хорошего и доброго человека, который не может работать по состоянию здоровья, но и не может оформить соцпособие. И все это подробно разжевано - как и что и почему. В финале я всплакнула. Но фильм посмотреть стоит, я рекомендую.

8. Суффражистка / Suffragette (2015).
В главных ролях цветник - Кэри Маллиган, Хелена Бонем Картер, Брендан Глисон, Бен Уишоу и приглашенная звезда - Мэрил Стрип. Душераздирающая история бывшей прачки, ставшей суфражисткой. Познавательно. И тема модная - борьба женщин за свои права (ни одного положительного персонажа-мужчины нет, конечно). Но в финале я ждала чего-то более воодушевляющего.. хотя по реальной истории вроде. И хотелось завершения личной истории - уж раз они рассказывают про движение через конкретного "бойца", почему бы не закончить историю главной героини? Что с ней стало? Вернула ли она сына? Но нам просто пишут в какой стране в каком году женщины получили избирательные и другие права.

9. Извините, мы вас не застали / Sorry We Missed You (2019).
Еще одна 100% социальная драма от Кена Лоуча. В центре сюжета простая небогатая семья и современные проблемы многих работ - все нормировано, работника все время подгоняют, нет времени на отдых, на общение, на себя, нет времени ни на что, человека просто выжимают досуха. И все это в красивой обертке - эффективность, самообеспечение, "вы не нанимаетесь, вы открываете свой бизнес". Проблема не в том, что машины могут заменить людей, а в том, что люди становятся из-за машин как роботы. Вот и наши герои - папа устроился в службу доставки, а мама - социальный работник, который помогает на дому старым и больным. У обоих чудовищный рабочий график, нет ни на что времени, дети растут как трава, получая от мамы наставления по телефону. А если у тебя проблемы и надо заехать за сыном, попавшим в полицию - то ты езжай, конечно, но плати штраф, а если на тебя напали и украли пару посылок - то это твои проблемы и ты тоже плати и это как болото, которое затягивает все глубже. И все это безнадежно и страшно, тем более страшно, что очень реально и правдиво. И главные герои - так же как и в "Я, Дэниел Блейк" - хорошие, добрые и честные люди, любящие свою семью, работающие на совесть, имеющие свою гордость, пытаются выбраться из долгов, из этой современной соковыжималки, где все положено на алтарь "эффективности" и робот контролирует - есть ли у тебя время сходить в туалет и перекинуться с кем-то парой слов.
Вообще тоже советую, наверное, особенно тем, у кого благосостояние повыше, чтобы возможно, в следующий раз, когда к ним опоздает курьер, они задумались, прежде чем нажаловаться на него. Например.

А вот, кстати, если кому интересно, хорошая статья на эту тему - как машины (алгоритмы) управляют работой людей (Алина, спасибо за ссылку)

10. Темные воды / Dark Waters (2019).
В главной роли Марк Руффало, а так же Энн Хэтэуэй, Тим Роббинс и др. Снял Тодд Хейнс - тот чувак, что снял "Меня там нет", про Боба Дилана, оказывается обычные драмы он тоже снимает, не только вычурные экспериментальные. В общем, это очень интересная и познавательная тру стори об адвокате, который почти два десятка лет судился с корпорацией Дюпон, пытаясь доказать, что тефлон вреден в производстве и использовании и что от этого страдают и работники корпорации, и жители городов, где расположены заводы Дюпон.

Киногод, Киношка

Previous post Next post
Up