Вчера утром вернулся из очередного короткого путешествия. Заняло оно у меня четыре дня и проходило по маршруту Москва - Юрьев-Польский - Переславль-Залесский - Москва. Так что в дополнение к отчетам о поездках в Бенилюкс и Стокгольм сегодня я начинаю еще одну серию "путевых заметок".
Надо сказать, что одной из главных причин, по которой я выбрал для поездки именно этот маршрут, было желание исполнить давнюю мечту. Дело в том, что еще с 2013-го года я мечтал посетить особняк Рябушинского, в котором ныне размещается музей-квартира Горького. Однако ситуация складывалась таким образом, что всякий раз, когда я приезжал в Москву (а это чаще всего случалось по праздничным дням), музей этот был закрыт. Но вот, наконец, в эту поездку "сбыча мечт" состоялась. И именно с рассказа об этом замечательном здании я и начну сегодняшний пост.
Здание было построено в 1900-1903 годах для известного банкира и предпринимателя Степана Павловича Рябушинского.
Фамилия Рябушинского в советское время фактически стала нарицательной, недаром у Маяковского в "Клопе" один из персонажей восклицает: "За что мы убили государя императора и прогнали господина Рябушинского, а?". Тем не менее, сам Рябушинский вовсе не был карикатурным "буржуем". Напротив, его отличал тонкий вкус, он был известным коллекционером и знатоком русской иконы, был почетным членом Московского археологического института. И свой особняк он заказал одному из самых выдающихся русских архитекторов эпохи модерна - Федору Осиповичу Шехтелю.
Здание стоит в саду, так что на красную линию выходит только крыльцо. Увы, из-за этого нормально сфотографировать здание целиком практически невозможно. Наилучшее представление о доме дает старая фотография, сделанная вскоре после окончания строительства:
Добавлю также
ссылку на свои старые фотографии шестилетней давности. Делались они весной, когда дом еще не зарос листьями. А так выглядит дом сейчас, с близкого расстояния:
Окошко парадной лестницы:
Декор парадной двери:
Боковое крыльцо, выходящее в сад:
Окна черной лестницы:
Позади здания, на отдельном участке располагаются служебные флигеля:
Ограда и ворота:
В советское время история особняка оказалась достаточно бурной. Сразу после революции в нем разместился отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел, просидевший здесь до 1919 года, когда его сменил Госиздат. С 1921 по 1925 год в здании размещалось Русское психоаналитическое общество, среди работников которого был выдающийся советский психолог Александр Романович Лурия. Также при этом обществе функционировал Детский дом - лаборатория "Международная солидарность" (фактически это был детский сад, в котором обучались дети многих представителей тогдашней советской политической элиты, в том числе и сын Сталина Василий).
В середине 20-х годов начались гонения на психоанализ, и вместо Психоаналитического общества в особняке разместилось Всесоюзное общество культурных связей с заграницей. А в 1931-м году в особняке поселили Алексея Максимовича Горького, вернувшегося в СССР с Капри. Надо отметить, что особняк Горькому не понравился. Как он сам писал Ромену Роллану: "Нелепый дом, но работать можно". Также его сильно смущал камин в гостиной, изображавший полуобнаженную женщину-бабочку. В итоге камин убрали и следов его, увы, не сохранилось.
Как почти всегда бывает в советско-российских музеях, заходим через черный ход:
Как и положено в модерне, интерьеры здания строятся вокруг холла с парадной лестницей, одновременно освещаемой окном и фонарем верхнего света. Мраморная лестница с перилами, напоминающими волны, и лампой в виде медузы - пожалуй, самый знаменитый интерьер этого здания:
Выход системы вентиляции у основания лестницы (дом отличался остроумной системой воздухообмена):
Комнаты первого этажа:
В этой комнате выставлена большая коллекция нэцке и прочих восточных артефактов. Я подумал было, что они остались от Рябушинского, но к моему удивлению оказалось, что это коллекция Горького.
Спальня Горького:
Секретарская:
Прихожая:
Поднимаемся по лестнице на второй этаж.
Здесь интерьеров не сохранилось, но в паре комнат небольшая выставка картин, среди которых выделяются два портрета Горького - Бориса Григорьева:
И Павла Корина:
Теперь проходим на черную лестницу.
По ней поднимаемся на третий этаж.
Здесь расположилась старообрядческая моленная Рябушинского (он, как и многие другие русские промышленники, был старообрядцем).
P.S. В субботу, 31 августа состоится экскурсия состоится первая экскурсия из цикла "По главной улице несбывшегося города", посвященная Московскому проспекту.
Среди прочего мы увидим:
Скотопригонный двор -
Жилой дом работников ГРЭС-1 -
Газгольдеры -
Дом-коммуну "Порт-Артур" -
Жилмассив на Киевской улице -
"Дом текстилей" -
здание «Союзпушнины» -
Новодевичий монастырь и кладбище - Московские ворота.
Узнать подробности и записаться можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1173917.html