Программа модернизации России

Aug 17, 2011 10:59

Все знают (ну, кроме партии Единая Россия), что в стране плохо.
В стране много денег и вообще всего, на нее никто не нападает, и поэтому в стране должно быть хорошо.
До сих пор мне (не знаю, как вам) не встречался внятный, реалистичный план вывода России из кризиса.
Поэтому по инициативе и при участии Партии Дела в конце апреля творческий коллектив приступил к работе, и вот Программа модернизации России на период до 2020 года готова.
Главное сделано. Осталось немного - придумать для нашей Программы хорошее название и реализовать ее.
И все встанет на свои места.
Злые чары с нашей Родины спадут.

Разумеется, в своей работе мы использовали данные многих исследователей, опирались на поддержку друзей, но сам авторский коллектив был небольшим.

Нигматулин Р.И., руководитель авторского коллектива, член правления ЭАЦ
«Модернизация», директор Института океанологии им. Ширшова РАН, академик РАН
Чуев, А.В., президент ЭАЦ «Модернизация», к.ю.н.
Абрамов М.Д., вице-президент ЭАЦ «Модернизация», к.т.н.
Бабкин К.А., председатель совета директоров Группы компаний «Новое содружество»
Кашин В.А., член правления ЭАЦ «Модернизация», Государственный советник налоговой службы II ранга, д.э.н.
Корчевой Е.А., генеральный директор Ассоциации «Росагромаш»
Кричевский Н.А., председатель Экспертного совета объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», д.э.н.
Нигматулин Б.И., зам. директора Института проблем естественных монополий, д.э.н.

,член правления ЭАЦ «Модернизация», директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, д.э.н.

Программа получилась объемистая - 238 страниц, но довольно легко читаемая.
Всю ее можно посмотреть на сайте Партии Дела.
Здесь приведу цели и задачи, которые мы приняли за основу, и первую часть заключительной главу - выводы и предложения.

Цели и задачи.

1. Увеличить размер бюджета к 2015 году в два раза, а к 2020 году - в четыре раза. Соответственно увеличить расходы на оборону, образование, науку, культуру, здравоохранение, социальные нужды.
2. Снизить бедность и социальное расслоение населения. Коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) снизить с 16- 18 до 8-10 раз. Коэффициент Джинни1 снизить с 0.42 до 0.3.
3. Объемы вводимого в эксплуатацию жилья увеличить в три раза.
4. Строительство автомобильных и железных дорог увеличить в три раза.
5. Производительность труда в промышленности увеличить в два раза. Издержки при производстве или добыче металлов, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, удобрений снизить к 2020 году в три раза, а к 2015 году - в два раза.
6. Производство сельскохозяйственной продукции увеличить в два раза.
7. Производство промышленной продукции увеличить в два раза.
8. Внутрироссийские цены на электроэнергию, газ. бензин, дизтопливо. керосин снизить в полтора раза.
9. Обеспечить прирост населения России на 2-3%.
10. Снизить потребление алкоголя и наркотиков в два раза.
11. Обеспечить увеличение рождаемости и средней продолжительности жизни россиян с 69 до 73 лет.
12. Существенно уменьшить коррупцию - подняться по рейтингу стран со 154 места (из 176) в первые пятьдесят стран.
13. Существенно упростить и сделать прозрачными процедуры взаимодействия физических и юридических лиц с чиновниками государственных служб.
14. Снизить инфляцию до 4-5% в год.
15. Удельный вес оффшорного бизнеса в России снизить до 8-10% (сегодня - 70-90%).
16. Снизить ставки по кредитам до 4-6% в год.
17. Число безработных (сегодня 6 млн. чел.) и число граждан работающих в неформальном секторе (сегодня 12-15 млн. чел.) снизить в три раза.
18. Оптимизировать экономические и политические отношения с бывшими советскими республика..
19. Построить развитое гражданское общество и правовое государство.

Выводы и предложения. Часть 1.

1. Итоги 1990-2010: российский народ вымирает от болезней, алкоголя, наркотиков. Социальное расслоение населения достигло критических величин. Производство разрушается, леса горят, провода рвутся, трубы текут, самолеты падают, корабли тонут; из страны бегут люди и капиталы. Чиновники некомпетентны и коррумпированы. Законы бестолковы. Процедуры сложны и избыточны. Власть не справляется со своими задачами.

2. Необходимо существенно повысить доходы бедных, т.к. низкий покупательский спрос населения пагубно сказывается на развитии производительных сил России. Для решения этой задачи российский бюджет можно удвоить, т.е. получить дополнительно не менее 10 трлн. руб. за счет оптимизации налогообложения доходов физических лиц, за счет введения налога на дорогую недвижимость и роскошь, за счет отмены предельной величины годового дохода (463 тыс. руб.), выше которой не берут социальные взносы, за счет совершенствования НДПИ, за счет существенного снижения ставки возмещаемого НДС при экспорте сырья и полусырья, за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь. Соответственно могут быть удвоены пенсии, а также затраты на образование, здравоохранение, науку, культуру.

3. Социальные и демографические проблемы России обостряет острая нехватка жилья. Жилье недоступно для абсолютного большинства. Число семей, улучшающих жилищные условия, постоянно снижается: 1990 год - 1.296 тыс. семей, 2000 - 253 тыс., 2009 - 147 тыс. Для решения проблемы необходимо упростить и удешевить процедуры согласования строительства и существенно (в 2-3 раза) снизить его стоимость; ввести налог на недвижимость (на излишнюю жилую площадь), что снизит число желающих покупать и держать лишние квартиры про запас; желающим строить жилье для себя надо давать бесплатно землю и также бесплатно подводить воду, электроэнергию и газ.

4. Главная задача российской модернизации - остановить нарастающий вал издержек. «Ситуация с издержками в российской промышленности вопиет о необходимости модернизации даже сильнее, чем сырьевая зависимость нашей экономики или убогая система государственного управления. С 2001 по 2010 год издержки на производство одной тонны калийных удобрений выросли в 2,6 раза, бензина Аи-95 - в 3,1 раза, асфальта - в 3,7 раза, металлопроката - в 3,8 раза, на добычу 1 тонны угля - в 4,2 раза, 1 тыс. кубометров газа - в 6 раз» (В.Иноземцев).

5. При существующей в нашей стране экономической и политической системе одинаково неэффективны и государственные, и приватизированные предприятия. Главная причина неэффективности госсектора состоит в том, что чиновники, представляющие государство, при управлении госимуществом действуют не во благо страны, а в своекорыстных интересах. Пока чиновники не будут отделены от бизнеса, успехов в экономике можно не ждать. Не менее важными факторами являются некомпетентность чиновников и их безответственность. Не находит подтверждения и тезис о том, что в России приватизированные предприятия работают эффективнее государственных. Анализ постприватизационного развития ряда инвестиционно привлекательных компаний топливно-энергетического комплекса, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей которые перешли во владение частных собственников показывает, что большая их часть не сумела обеспечить эффективное управление. Новые хозяева (во многих случаях те же чиновники) не заинтересованы развивать предприятия, осуществлять научно-технологический прогресс.

6. Эффективность большинства отраслей необходимо повысить. «Значительное число отраслей российской экономики действуют в не вполне рыночной среде. Поступления от экспорта нефти ограничиваются экспортной пошлиной, реализация газа и электроэнергии на внутреннем рынке - тарифами, многие отрасли объявлены стратегическими, а использование выделяемых на их развитие средств непрозрачно. Государственные инвестиции столь неэффективны, что это отпугивает и коммерческих инвесторов. Достаточно сказать, что инвестиционная программа «Газпрома» с 2004 по 2010 г. выросла в 3,2 раза в рублевых ценах, в то время как добыча газа упала на 6,7%; инвестиции в дорожное строительство в тот же период выросли в 2,8 раза, но объем ввода новых дорог не увеличился». (В.Иноземцев)

7. Главная задача государства - снижение коррупции, которая пожирает Россию. «В нашей стране все затевается только и исключительно с целями: распила государственных денег; выплаты отката лицам, от которых зависит принятие решения о выделении этих государственных денег; получения превентивных взяток (так называемого заноса) лицами, влияющими на ход проекта на всех его стадиях. Говорят, что у нас, в РФ, сформировалась экономика трубы. Это не совсем так. Труба - это всего лишь бессловесное металлическое орудие этой экономики. Основу же ее составляют три понятия, они же факторы, они же источники и составные части: а) Распил; б) Откат; в) Занос. Это экономика РОЗ. Ни люди, ни идеи, ни частные или общественные потребности, ни национальные интересы, в конце концов, не имеют никакого значения. Вернее, если правильно посчитана сумма РОЗ, то к этому можно пристегнуть и национальные интересы, и модернизационный прорыв в наступающее завтра» (С.Белковский). Только ужесточением наказаний проблему решить невозможно. Коррупцию можно минимизировать совершенствованием процедур, регламентов, законов. Наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией - публичность компаний, наведение порядка с ценообразованием при госзаказе, ликвидация оффшорных схем, повышенное налогообложение нетоварных переводов за рубеж, проверка соответствия расходов физических лиц их доходам.

8. Чиновники, представляющие государство и действующие от его имени, озабоченны личными проблемами и некомпетентны; они не отвечают за результаты своей работы. Пока это будет продолжаться, России на успех рассчитывать не приходится. Применительно к оборонной промышленности главный конструктор стратегических ракет академик Ю.Соломонов говорит: «Все очень часто спрягают и склоняют Советский Союз. Но при многих недостатках в Советском Союзе что было? Государство помогало работать. Сейчас с точки зрения общего подхода государство мешает. И руководители предприятий, которые являются основным исполнительным звеном, сталкиваются с этим каждодневно». К сожалению, это можно отнести ко всем отраслям народного хозяйства.

9. Еще одна важнейшая задача - реиндустриализация России. «Современный мир пока еще остается миром индустриальным. На сырье в 2009 г. приходилось 16,1% миррового товарооборота, на услуги - 18,9%. 65% занимали промышленные товары. Среди 20 крупнейших американских экспортеров 15 - индустриальные гиганты и лишь пять - технологические. Технологии - ничто, если только они не могут быть применены в промышленности и, будучи овеществлены в готовой продукции, завоевать мировые рынки. Сегодня технологии меняют облик экспорта той или иной страны не сами по себе, а как средство эффективного и массового производства индустриальных благ. В этом вопросе Россия не является значимым конкурентом не только Западу, но и остальным странам БРИК. Чтобы добиться признания в мире, мало получить его от политиков, боящихся «Верхней Вольты с ракетами», или от конкурентов-нефтеэкспортеров, рассуждающих о «северной Нигерии». Страна должна стать известной рядовому потребителю, ежедневно и ежечасно сталкивающемуся с «визитными карточками» многих стран в виде этикеток на промышленных товарах. Частота упоминания государств на этих важнейших носителях информации заставляет людей во всем мире судить о значимости той или иной страны в мировой экономике, способностях и талантах ее народа. Распространение лейбла Made in Russia - вот что должно стать национальной идеей модернизирующейся России. Это - единственно значимый индикатор успеха отечественной модернизации». (В.Иноземцев).

10. Необходимо повысить эффективность бюджетной политики. «В бюджете 2011 г. заложены расходы на 20 с лишним федеральных целевых программ - но ни разу при подведении итогов исполнения бюджетов предыдущих лет не поднимался вопрос эффективности использования этих средств. Термин «бюджетирование по целям» так и остался в теоретическом обороте, не дойдя до практического приложения. Такие базовые экономические категории, как «производительность» и «эффективность», при обсуждении бюджета не употребляются. То есть цель бюджетного процесса в современной России - выделение и расходование денег, но не получение результата. А ради этого предпринимается то, что и делает радостной и успешной жизнь чиновника: отъем денег у хозяйствующих субъектов и пропускание их через бюрократическое «чистилище». Вместо того чтобы позволить эффективному бизнесу финансировать собственное развитие, государство повышает налоги, полагая, что ему виднее, как и какие отрасли хозяйства развивать». (В.Иноземцев).

11. Необходимо начинать реальную борьбу с оффшорами. Почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит и находится в оффшорах. Оффшоры - угроза национальной безопасности России. Если бы завтра все оффшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы в два раза больше, и можно было бы еще раз (см. выше п. 2) удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону. Имея ограниченные возможности вывоза средств за границу, обладатели больших доходов вынуждены были бы вкладывать их в проекты на территории России: заниматься модернизацией промышленности, наращивать выпуск всех видов продукции, конкурировать между собой, завоевывать внешние рынки. В результате россияне жили бы пусть беднее европейцев, но не в пять, а, скажем, в два раза. Давно назрел вопрос о перерегистрации в России предприятий, находящихся на ее территории.

12. России нужна современная налоговая система. При сложившейся налоговой системе у нас нет ни единого шанса не только на достижение поставленных целей модернизации экономики, но и вообще на сохранение ее производственного потенциала. В современной налоговой политике России можно выделять сколько угодно «полезного и разумного», но никак нельзя уйти от конечной ее оценки как политики катастрофически вредной по отношению к народу как главному приоритету этой политики. Раз народ при этой политике самосокращается без видимых внешних причин, вроде вражеского нашествия, стихийного бедствия или эпидемического заболевания - то иного вывода сделать просто нельзя. На самом деле, в истории еще ни один народ не вымер просто из-за своего неже-лания (или неумения?) производить необходимые для себя вещи и продукты, всегда это были какие-то иные причины - или нашествие внешних врагов или плохое управление со стороны своей власти. Экспертно-аналитическим центром «Модернизация» разработана Налоговая доктрина современной России и указаны направления совершенствования российской налоговой системы. На основе этой работы следует создать Новый Налоговый кодекс.

13. Пора кончать с «обналичкой»» и выводом активов из России. В России имеет место массовое незаконное «обналичивание» и незаконный вывод средств за границы России. Этому способствует «ограниченная ответственность» компаний и полная, как правило, безответственность физических лиц, представляющих эти компании, управляющих ими или использующих эти компании как прикрытие для своей противозаконной деятельности. Поэтому в своей практике налоговые органы за рубежом используют «принцип транспарентности», позволяющий им видеть «сквозь» юридическую конструкцию компании неблаговидные или просто преступные действия лиц, которые в этой компании работают или ею прикрываются. Этот опыт был бы полезен и для России.

14. Деньги должны быть наполнены реальным содержанием. Всякое манипулирование товарной стоимостью денежных единиц и создание возможностей для накопления непогашаемых денежных долгов как во внутринациональном обороте, так и в международных отношениях, закономерно создает предпосылки для сползания в хронические финансовые кризисы, разрушительно отражающиеся на экономическом развитии. Единственной возможностью устранения этой угрозы является возврат к товарной основе денег и переход к такому механизму регулирования товарных отношений, который бы исключал в принципе возможность для отдельных экономических субъектов и государств существовать за счет накопления долгов перед другими субъектами хозяйственного оборота. Этих целей можно добиться путем создания региональной (и позднее - мировой) валюты, основанной на реальных товарных ценностях, не зависящих от воли или произвола любых сторон и участников региональных (международных) отношений; судьбу мировой финансовой системы нельзя оставлять в руках правительства одного государства. Интересам России, как страны, богатой естественными ресурсами, более всего соответствует предложение Дж. Сороса создать систему мирового центрального банка и ввести мировую валюту, основанную на нефти. В этом случае любая страна может создавать свои валютные резервы в нефтяных запасах, определенных мировым банком нефтедобывающих стран, и эти запасы будут контролироваться мировым банком на международной основе, что гарантирует собственнику такого валютного нефтяного резерва неограниченные права в его использовании (продажи, передачу в виде залога, и т.д.).

15. Товарное производство, ориентированное на внутренний спрос, - лучшее средство предотвращения кризисов. С учетом огромной величины государственного долга у США, можно предположить, что именно от них исходит сегодня главная опасность мировой экономике. К сожалению, и российская экономика находится в полной зависимости от экономики Соединенных Штатов: когда в США легкий насморк, в России воспаление легких. Все очень просто. США - самый крупный игрок на мировом рынке. В 2010 году они произвели более 24% мирового ВВП (Россия - 2,1%) и импортируют ежегодно из стран зоны евро, Японии и Китая продукцию на сумму $1645 млрд. (для сравнения: расходы Федерального бюджета РФ в 2010 г. - $330,9 млрд., США - $3456 млрд.). При этом сальдо торгового баланса США (разница между импортом и экспортом) составила $761,6 млрд., в том числе в торговле с Китаем - около $200 млрд. Если США уменьшат свой импорт, упадет производство в Европейском Союзе, Японии и Китае и упадут цены на российскую нефть, на которых держится российская экономика. Таким образом, зависимость России от США очевидна. Решение нашей проблемы очень простое. Надо вспомнить, что главным источником богатства является человеческий труд. Надо сделать так, чтобы в нашей стране было выгоднее перерабатывать сырье, чем вывозить его; производить товары, чем торговать ими; развивать и внедрять передовые технологии, а не «внедрять банковские продукты»; и просто трудиться, а не «выбивать» льготы у государства. Сейчас же весь механизм государственного управления «завязан» на раздел нефтегазовых доходов, на маневрирование денежной массой и обменным курсом рубля, и т.п. - по принципу «собирать» (с народа фискальные доходы и административные «откаты») и «делить» (на бюджетные трансферты и социальные пособия). Надо не продавать свои недра, а производить продукцию и, в первую очередь, для внутреннего рынка, т.е. вспомнить о «простом продукте», о котором говорили Адам Смит и А.С.Пушкин.

16. Необходимо ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, повысив необлагаемый налогом доход хотя бы до 10.000 руб. в месяц. Для увеличения налоговой базы подоходного налога следует:

- устранить необоснованную «морализацию» налогообложения, которая заключается в предоставлении фактического иммунитета от налогов для доходов, полученных преступными или не совсем законными путями (что давно сделано во всех развитых странах);
- отменить исковую данность для укрываемых от налогообложения доходов, имущества и капиталов (практика практически всех развитых стран);
- существенно ограничить или даже вовсе отменить «налоговую тайну» (реально для основной массы налогоплательщиков ее и сейчас не существует, а фактически ее защитой пользуются только преступники и коррупционеры).

17. Подоходным налогом следует облагать доходы в любой форме. Если в России имеет место практика «обналичивания» денежных сумм, то в развитых странах, наоборот, преступные круги ищут возможности «завести» наличные суммы незаконно полученных доходов на безналичные счета в банковской системе. Такое различие связано с тем обстоятельством, что в развитых странах полученные любым образом наличные деньги невозможно каким-либо образом использовать, пока они не положены на банковский счет и с них не уплачены соответствующие налоги. Отсюда в США появилось понятие «отмывания» денег, которое в России неизвестно и не имеет какого-либо смысла. Объяснение таких различий в том, что в России преступно нажитым средствам практически обеспечивается полный иммунитет от налогов. Можно на эти деньги свободно приобретать имущество, покупать акции, автомашины, яхты и т.д. Совершенно обратная ситуация - в развитых странах. Там сам факт появления у лица дохода, имущества, вклада в банке уже составляет налоговое событие, а недекларирование этого дохода или имущества и неуплата с них налога означает совершение серьезного правонарушения, которое карается независимо от того, докажут ли правоохранительные органы факт уголовного преступления при получении этого дохода и завладения этим имуществом.

18. Следует облагать подоходным налогом доходы из всех источников. По примеру развитых стран при заполнении налоговой декларации следует указывать следующие источники дохода (с одним источником и малым доходом декларацию не сдают):

- проценты по вкладам.
- дивиденды;
- доходы от недвижимости;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- заработная плата;
- бонусы;
- выходные пособия, пенсии;
- случайные доходы;
- смешанные, разносторонние доходы;
- доходы от капитала.

Ниже приведен опрос согласны или не согласны Вы с выводами и предложениями нашей программы модернизации России.
Первые три пункта:
1. Итоги 1990-2010: российский народ вымирает от болезней, алкоголя, наркотиков. Социальное расслоение населения достигло критических величин. Производство разрушается, леса горят, провода рвутся, трубы текут, самолеты падают, корабли тонут; из страны бегут люди и капиталы. Чиновники некомпетентны и коррумпированы. Законы бестолковы. Процедуры сложны и избыточны. Власть не справляется со своими задачами.

2. Необходимо существенно повысить доходы бедных, т.к. низкий покупательский спрос населения пагубно сказывается на развитии производительных сил России..

3. Социальные и демографические проблемы России обостряет острая нехватка жилья.

Решили не включать, думаю, с ними будут согласны все.

Poll Согласны или не согласны Вы с выводами и предложениями нашей программы модернизации России

Еще добавлю, что есть ощущение, что если начать смело и решительно эту программу реализовывать, то уже через полгода все жители России почувствуют изменения, почувствуют вновь вкус к жизни, в стране начнется экономический бум.

Это я вам говорю, как человек, участвовавший в выводе из кризиса полутора десятков промышленных предприятий.

Продолжение следует...

Прочитать целиком программу модернизации России.

Previous post Next post
Up