Программа модернизации России. Часть 2

Aug 25, 2011 00:29

Мы продолжаем работать над написанием Программы модернизации России. Дорабатываем.
Но конкуренты не дремлют. Вчера прочитал новость:

"Участники рабочих групп, созданных по поручению Владимира Путина для корректировки Стратегии-2020, завершили подготовку промежуточного доклада об итогах своей работы. Доклад уже рассмотрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, а в конце августа премьер обсудит его с членами правительства."

Вот, опять нас опередили. Их доклад уже в правительстве рассматривают. Та-ак, по части доступа в светлые кабинеты нас обошли. Неужели и содержание программы у них сильнее нашего? Смотрим.

.....Общее впечатление такое.  Эту стратегию писали люди, близкие к т. н. либеральному блоку правительства и к Высшей школе экономики, т. е. те, кто уже лет 15 находится у экономического руля страны. Свой курс они считают единственно верным, собираются его проводить дальше, и эта стратегия - просто обновлённое обоснование этого курса.

- Борьба с инфляцией - главная задача. Неважно, что в этой борьбе угробили почти всю несырьевую экономику, а инфляцию не победили. Будем бороться дальше.

- Копить деньги за границей будем и дальше (доведём размер Стабфонда до 20-25% от ВВП).

- Производить в России ничего не нужно. Этот тезис обосновывается таким кульбитом:

" Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе."

- С существующим народом России у авторов Стратегии гармонии не получается, поэтому народ предлагается заменить. Логика подводится такая. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны. Примерно треть работников получают менее 1,5 прожиточного минимума, а каждый пятый - даже меньше минимума. Кроме того, растет количество людей, которые не собираются работать и живут только за счет социальной помощи. Если в 2009 году таких уже было 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста (в 2000 году - 5,9 млн). Носителями субкультуры бедности в России являются 5 млн человек, не считая бомжей и нелегальных иммигрантов. Поэтому программу поощрения иммиграции надо расширить и привозить до 1 миллиона мигрантов ежегодно.

- Российские ресурсы в России будут дорожать, всё больше сырья надо отправлять на экспорт.

Короче, нормальная стратегия дальнейшего ДЕМОНТАЖА России. А у нас - Программа МОДЕРНИЗАЦИИ России. Разница большая.

Благодарю всех, кто прочитал и прокомментировал первую половину выводов нашей программы. Будем учитывать. Главное, что я понял из комментариев - нельзя обходить межнациональную тему и тему необходимости поддержки русского народа.

Под катом -  вторая часть выводов и предложений по выводу России из кризиса.



19. В безотлагательном реформировании нуждается финансово-банковский сектор России. Последний кризис, спровоцированный алчными и безответственными банкирами, и последствия которого до сих пор остро ощущаются практически во всех странах мира, показывает, что в отношении к банкирам и финансистам многое нужно менять. Настало время вернуть бизнес финансового посредничества в обычное рыночное русло, когда посредник полностью отвечает за сохранность доверенного ему имущества (для банкира, это - деньги клиентов), полностью отвечает за убытки, возникающие у его клиентов в результате его деятельности, и получает свое законное вознаграждение только после расчета со всеми его контрагентами. В нынешней же системе банковской деятельности все устроено вверх ногами: банкир вначале погашает все свои текущие расходы, фиксирует свои прибыли (в виде окладов, премий, бонусов, опционов, и т.д.), и только затем объявляет: «У нас не хватает средств для выплат по нашим обязательствам! Акционеры, довносите еще капитал!». Если этого не хватает, то банкир бросает второй клич: «Государственный страховой фонд, дайте денег на выплаты вкладчикам!». Если же и это не помогает, то новое обращение, уже всем - и вкладчикам, и акционерам, и государству: «Мой банк банкрот, я увольняюсь, дальше разбирайтесь без меня». Иначе говоря - делите теперь убытки от моей деятельности, я свои прибыли уже получил и с ними удаляюсь. И государство для этой схемы сделало все возможное

20. Залоговые аукционы и дело «Юкоса» можно отнести к наиболее крупным аферам нового времени. Без их учета невозможно понять логику многих процессов, происходящих в нашей стране, логику ее экономического развития. Владение предприятиями, приобретенными в процессе залоговых аукционов, до сих пор не узаконено. Это тормозит их развитие и инвестиции в промышленное производство России. Вопрос необходимо срочно решать. Собственность следует узаконить на приемлемых для нашей страны условиях, а Ходорковского выпустить из тюрьмы.

21. Залоговые аукционы. Декларировалось, что под залог 12 пакетов акций бралось $650 млн. (менее 1% остаточной стоимости предприятий и даже меньше их годовой прибыли). При этом Министерство финансов предварительно переводило деньги в банк залогодержателя. Это были именно те суммы, которые потом выдавались государству как бы в кредит. Сами банки были частями тех корпораций, которые и покупали у государства собственность под видом залога: в банке «Менатеп» проходил залоговый аукцион по ЮКОСу, в банке ОНЭКСИМ по «Норильскому никелю» и т.д. Банки переводили на счет государства деньги с другого счета, на котором их загодя поместило государство. Но и после этого вырученные средства все равно оставались в том же банке. Получается, государство кредитовало себя своими же деньгами, а в залог отдавало банкам свои пакеты акций наиболее привлекательных предприятий. Оформление госпредприятий в собственность банкиров прошло на рубеже 1996-97 годов, когда государство сделало вид, что не смогло вернуть им якобы от них полученные кредиты. Таким образом, все сделки по передаче активов новым собственникам носили явно притворный характер, что в Гражданском кодексе является несомненным основанием для их отмены. По-видимому, государство (его руководство) решало проблему перехода от социализма к капитализму, предполагая, что частный собственник будет управлять предприятиями более эффективно. Но этого не произошло. Одна из причин в том, что владение собственностью до сих пор не узаконено.

22. «Дело Юкоса». Юкос работал по тем же схемам, что и другие крупные собственники. На сомнительность этих схем обратила внимание Счетная Палата РФ в 2001-2002 г.г., проверяя ОАО «Сибнефть». Было установлено, что ОАО "Сибнефть" осуществляло свою деятельность через юридических лиц, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения (Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ), выполняющих роль посредников. Эти юридические лица приобретали весь объем добытой нефти и реализовывали на том же узле учета нефти по цене в 2-3 раза выше цены приобретения. При этом сырая нефть с узла учета нефти не транспортировалась и не меняла своих физических свойств, часть нефти реализовывалась на экспорт, а часть направлялась на производство нефтепродуктов, которые в дальнейшем закупались ОАО "Сибнефть". Владельцами нефти юридически являлись посредники; в то же время организацию и оплату транспортировки и переработки нефти на территории Российской Федерации осуществляло ОАО "Сибнефть". Таким образом, весь производственный процесс осуществляло и оплачивало ОАО "Сибнефть", а посредники лишь аккумулировали прибыль, не выполняя при этом функциональных операций. Только за 2001 год бюджет недополучил в виде налогов 10,1 млрд. рублей. Счетная Палата отметила, что данные сделки не противоречат действующему налоговому законодательству, позволяющему налогоплательщикам существенно минимизировать свои обязательства перед государством. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сделки можно признать недействительными только по решению суда, если будет обоснованно доказан их мнимый или притворный характер. Вместе с тем все условия, предусмотренные договорами между ОАО "Сибнефть", его дочерними предприятиями и посредниками, в полном объеме исполнены, а иных оснований для признания взаимоотношений (сделок) мнимыми и недействительными в действующем законодательстве не оговорено. Таково мнение Счетной Палаты. Юкос отличался тем, что он работал эффективнее других и больше других приносил пользы нашей стране. «Дело Юкоса» показало, кто в нашей стране самый главный и как можно решать проблемы. В результате «Дела Юкоса» рост добычи нефти в России упал с 10% в 2001-2004 годах до 2% после 2004 года, одновременно вдвое снизились темпы роста промышленного производства, и ускорился вывод капиталов за рубеж.

23. Избыточное социальное неравенство населения России - тормоз ее экономического развития. При оптимальном перераспределении доходов, снижающим величину коэффициента дифференциации до 7-10, рост ВВП в России в период 2000-2007 годов мог бы быть выше фактического на 30-50%., а при годовом росте реальных доходов на 10% можно было бы выйти на положительный естественный прирост населения. Треть официально работающих нашей страны получают зарплату (апрель, 2010) не более 10 тыс. рублей, а 47% - не более 13,8 тыс. руб Как содержать семью с одним кормильцем при установленном душевом прожиточном минимуме 5.700 руб. в месяц?! Одновременно 0,4% российских семей (200 тыс.) имеют ежегодные доходы более 30 млн. руб. в год (те. более 6 трлн. руб. в год), а 0,2% семей (100 тыс.) владеют 70% национального богатства. Такое расслоение существенно затрудняет экономическое развитие нашей страны и отрицательно сказывается на политической стабильности. Снижение избыточного неравенства обеспечивается введением прогрессивной шкалы подоходного налога.

24. При управлении экономикой следует руководствоваться теорией межотраслевого баланса, разработанной лауреатом Нобелевской премии В.В.Леонтьевым и применяемой во всех развитых странах, кроме России. Суть этой теории состоит в том, что для жизнеобеспечивающих товаров, потребляемых на внутреннем рынке, необходимо сбалансировать рублевые цены с издержками производства, а со сбалансированными ценами необходимо сбалансировать зарплаты трудящихся. Затем следует сбалансировать возможности производительных сил с потреблением, с остро необходимой модернизацией производства и с доходами богатых, идущими на сверхпотребление и вывоз их капиталов заграницу. Только так можно создать условия для реального роста производства товаров и устойчивости страны. Расчеты показывают, что в сбалансированной экономике цена бензина АИ-92 в России не превышает 10 руб./л.

25. Налоговое регулирование - эффективное средство развития несырьевой инновационной экономики. Снижением налогов в первую очередь надо стимулировать те отрасли, которые могли бы обеспечить массовую занятость населения и при этом не потребовали бы от государства вложения больших дополнительных средств, которых у Государства нет. К этому сектору экономики следует отнести легкую, текстильную и полиграфическую промышленность, деревообработку и производство мебели, малые предприятия обрабатывающего и инновационного секторов, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой, пищевой и полиграфической промышленности, производство бытовой техники, производство микроэлектроники, разработку программного обеспечения и некоторые другие отрасли, для которых снижение налогов могло бы дать существенный эффект. Если для указанных предприятий снизить социальные взносы, НДС и Налог на прибыль до 10%, предприниматель из того же дохода сможет увеличить реальную зарплату сотруднику примерно на 30%. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий на рынке труда и выводу их доходов из тени. Потери бюджета из-за предложенного снижения налогов на первом этапе не превысят 1% доходов консолидированного бюджета. Затем доходы бюджета будут расти в связи с ростом налогооблагаемой базы.

26. Малый бизнес, в необходимости развития которого нас постоянно убеждают, интенсивно разрушается. За два последних года (2009-2010) число малых предприятий сократилось почти на четверть. Если верить Росстату, за этот период прекратили существование более 60 тыс. малых предприятий. Одна из причин - высокие налоги для предприятий и ничтожные для страны. Согласно отчетам ФНС, суммарные налоговые доходы от предприятий, находящихся на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН и ЗАТО), в 2009 году составили 216,6 млрд. руб. или 1,61% доходов консолидированного бюджета России. Можно предположить, что расходы на администрирование этих налогов превышают их сумму. Налоговую нагрузку на малый бизнес надо снижать. И в первую очередь надо снижать налоги на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, доля которых даже в нашем недоразвитом малом бизнесе составляет около 6%.

27. Нуждается в совершенствовании политика в области электроэнергетики. В России в целом нет дефицита электроэнергии. На душу населения производится на 10% больше электроэнергии, чем в «старых» странах ЕС и на 35% больше чем в «новых». Вместе с тем, в Энергостратегии-2009 планы нового строительства в два раза превышают потребности. Это влечет за собой необоснованный рост тарифов на электроэнергию. Если тратить на строительство новых электрических мощностей в соответствии с потребностями в них, цены на электроэнергию можно было бы снизить на 30-40%. Тем не менее, электроэнергетика России требует реформирования. Основные направления модернизации:

а) перевод газовых теплоэлектростанций (ТЭС) с паротурбинного на парогазовый цикл даст более 44 ГВт - почти в два раза больше, чем мощность всех атомных электростанций (АЭС) России (24 ГВт); при этом реконструкция газовых ТЭС до парогазовых в три раза дешевле, а продолжительность работ по реконструкции в три раза короче, чем строительство новых энергоблоков АЭС; б) рост коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) российских ТЭС и АЭС до среднеевропейских значений (на 15-20%) позволит обеспечить дополнительную выработку соответственно до 180 и 20 млрд. КВт∙ч в год; в) введение частотного регулирования электроприводов, а также замена старых электродвигателей и другого электроемкого оборудования снизит электропотребление в стране к 2020 г. на 100 млрд. КВт∙ч.; г) снижение потерь электроэнергии в электросетях с 14% (112 млрд. КВт∙ч) до нормативных 8% (82 млрд. КВт∙ч) обеспечит экономию в 30 млрд. КВт∙ч. Таким образом, суммарные возможности увеличения выработки на действующих (реконструированных) мощностях, а также снижение потребления электроэнергии со стороны потребителя за счет повышения энергоэффективности составляют более 400 млрд. КВт∙ч. (более 40% производства электроэнергии в 2010 г.).

28. Нуждается в совершенствовании налоговое администрирование. «Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящих из четырех налогов социальных взносов с учетом возрастов сотрудников и уплатой в два бюджета и три фонда - неполный перечень «заморочек» бухгалтера. В качестве первоочередных мер, направленных на упрощение налоговой отчетности, а также на упрощение методики исчисления и уплаты налогов, необходимо: а) сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию, с 60-100 до 1-3 страниц; б) платить каждый налог (в том числе социальные взносы) одним платежным поручением без указания фондов и бюджетов и Кодов бюджетной классификации (КБК). Распределение налогов по фондам и бюджетам и указание КБК поручить Федеральному казначейству; в) налоговый учет отменить; г) при начислении НДС за налоговую базу принимать реальную (а не расчетную) добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, чистой прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (авансы не являются добавленной стоимостью), качества оформления счетов-фактур, сделает ненужными книги покупок и продаж и др.

29. Национальной безопасности России угрожает отсутствие производства необходимой электронной базы. Мы полностью зависим от поставок электронных элементов из-за рубежа. Потребности в элементной базе электроники покрываются импортом на 65 процентов и даже больше, в некоторых отраслях - до 100 процентов. Мы используем то, что удается приобрести за рубежом. Но нам дают не самое лучшее. В США, в Западной Европе она трех категорий: "military", "space" и "общего назначения". Первая - самого высокого качества, того, что нам надо. Вторая - качеством чуть похуже, но тоже очень высокого, и самое главное, всей номенклатуры. Но первую и вторую категорию России не дают, а дают лишь менее надежные элементы "общего назначения". А отсюда отказы в технике, в том числе, военной. Тем не менее, реальные предложения зарубежных фирм организовать производство необходимой элементной базы в России правительство отвергает.

30. Сложность таможенных процедур, массовая и хорошо организованная контрабанда, неэффективная таможенно-тарифная политика правительства препятствует развитию российской промышленности. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до $100 млрд. ежегодно. Существующая система ставит российского производителя в неравные условия с производителем зарубежным. Поддержкой отечественного экспорта правительство не занимается Например, немцы под гарантии своего правительства продают комбайны в кредит на 10 лет под 4% годовых. Ростсельмаш вынужден работать по предоплате, что делает его неконкурентоспособным рядом с зарубежными поставщиками. Манипуляции с НДС также отрицательно сказываются на конкурентоспособности отечественного оборудования. Режим временного ввоза позволяет не платить НДС. Например, турки ввозят комбайны или тракторы на 2-3 месяца на период уборки урожая, а потом вывозят (или ставят на склад временного хранения). Не надо платить НДС при поставке оборудования из-за рубежа в виде уставного капитала предприятия. Другой прием, который используют российские импортеры при покупке зарубежной техники - существенное занижение таможенной стоимости и соответствующее уменьшение размера НДС к уплате. Например, в августе 2007 - январе 2008 года без занижения в страну было ввезено всего 0,8 % всех завезенных комбайнов, 90% - с занижением в 1,5 раза и более и свыше 6% - с занижением от 4 до 8 раз!

31. Российские экспортеры нуждаются в государственной поддержке хотя бы на уровне западных производителей. Например, в странах Восточной Европы действует программа Европейского Союза под названием SAPARD, декларирующая развитие сельского хозяйства и сельской местности. Суть ее можно выразить следующим образом. Болгарскому (или, например, польскому) фермеру говорят: если ты купишь комбайн европейского производства, то 50% его стоимости мы выплатим тебе из бюджета ЕС. Если купишь комбайн из России - не получишь, естественно, ничего. Ничего похожего нет в России. Неравные условия существуют и при производстве техники. В России стоимость кредитных ресурсов составляет 15-18% годовых, в странах Западной Европы - 4-6%. Это если нет государственной поддержки. Часто она есть. К примеру, в США при покупке оборудования правительство штата компенсирует часть процентной ставки и платит расходы на оформление кредита за компанию. Компания в ответ обещает создать определенное количество рабочих мест. В итоге имеем льготную ставку 1,9% годовых на семь лет на покупку оборудования. Субсидии на модернизацию в России отсутствуют как явление. В странах Западной Европы субсидии существуют на системной основе и покрывают до 30% расходов компаний по этой статье. Например, в Германии, если фирма-производитель берет кредит на покупку и установку нового оборудования, то до 50% этого кредита на себя берет государство в лице администрации соответствующих земель. Механизм субсидий для поддержки своих производителей применяют многие страны. В России отсутствует и политическая поддержка экспортеров. Неизвестны случаи, когда условия поставки российской сельхозтехники были бы предметом лоббирования со стороны российского руководства, обратных случаев много Например, президент США обратился к Президенту России с просьбой облегчить доступ комбайнов американского производства на рынок России. Просьба была удовлетворена.

32. Нуждается в государственной поддержке и российское сельское хозяйство. Сегодня оно не удовлетворяет внутренние потребности страны. Наш фермер не может конкурировать с фермером из Европы, т.к. тот получает от государства субсидии в среднем 40%, а наш - 3%. Во многих регионах доходы наших крестьян не позволяют не только наращивать производство, но и сохранять его на достигнутом уровне. С 1990 года количество посевных площадей в России сократилось на 36% (с 117 млн. га. до 75млн.га.), поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 35% (с 57 млн. до 20 млн.), а поголовье свиней - на 45% (с 38 млн до 17 млн.), при этом количество сельхозпроизводителей сокращается ежедневно. Для обеспечения конкурентоспособности российского сельского хозяйства и повышения доходов крестьян необходимо по опыту западных стран применять погектарное (поголовное) субсидирование сельхозпроизводителей, государственные гарантии минимальных цен реализации, отмену сельхозналога и НДС на приобретаемые крестьянами производственные ресурсы. Снижение себестоимости сельхозпродукции может быть обеспечено 50% субсидированием инвестпроектов, 50% снижением тарифов на газ/тепло/электроэнергию, отменой акцизов на дизельное топливо, производимого для нужд сельского хозяйства.

Poll Согласны или не согласны Вы с выводами и предложениями нашей программы модернизации России. Часть 2
Previous post Next post
Up