есть ли потепление в последние 16 лет?

Apr 02, 2013 17:45

Наткнулся на несколько записей о том, что утверждение, будто последние 16 лет нет потепления - злобный миф. Я думал, что это чистая правда, так что интересно:

В частности, этот график из второй записи кажется ключевым:

Read more... )

Leave a comment

i_eron April 3 2013, 17:16:41 UTC
Но ведь никто, кажется, и не предлагает всерьёз гипотезу о линейном тренде. Нет никакой причины для линейности. Климатологи - авторы отчётов IPCC, на основании чьих данных построен график из Экономиста, предсказали рост, более быстрый, чем линейный - с помощью своих сложных моделей, а не простой линейки. Речь о том, что сегодня это предсказание выглядит не очень убедительно, потому что всё серьёзнее расходится с реальностью. Этому есть неплохие объяснения - вот, как в статье по ссылке shvarz'а. Время покажет, насколько они верны ( ... )

Reply

kobak April 3 2013, 22:33:36 UTC
Прошу прощения, но я несколько утратил нить беседы. Если мы спорим, то о чем именно? Речь (в записи Аввы) шла об одном конкретном вопросе: можно ли утверждать, что потепление (которое мы наблюдали в период 1975-1995) остановилось. Некоторые утвеждают, что да, можно; в частности, это здесь написали msh и bbb. Мой поинт в том, что этого утверждать нельзя. Про линейный тренд в этом контексте, по-моему, вполне имеет смысл говорить, т.к. это самая простая модель, описывающая ситуацию 1975-1995. Глядя на данные, я не вижу, почему бы (в рамках конкретно этой дискуссии) не принять эту линейную модель за нулевую.

Reply

bbb April 3 2013, 22:49:18 UTC
Мой поинт в том, что этого утверждать нельзя

Да, такой пойнт есть. Проблема в том, что он никак не аргументирован.

Добавлю, что я готов согласиться с тем, что потепление не строго "остановилось" (такого, наверно, и не может быть), а резко замедлилось. Это просто наблюдаемый факт. Может быть, через какое-то время оно снова ускорится. Или, наоборот, станет отрицательным (перейдет в похолодание). Никакая наука этого не знает.

Reply

kobak April 3 2013, 23:31:16 UTC
Насчет аргументации: ну, я действительно не привел здесь результаты статистических расчетов. Мог бы в принципе это сделать (только время надо найти), но опасаюсь, что Вас это всё равно не убедит. С другой стороны, могу попробовать найти ссылки на записи в других блогах, где этот вопрос разбирается. Интересно?

А про "наблюдаемый факт" Вы не совсем корректно говорите. Если вчера (в среднем по земному шару) было теплее, чем сегодня, это еще не означает, что началось global cooling. И если средняя температура за 2012 окажется выше, чем за 2013, то это тоже не означает, что "наблюдается" похолодание. Слово "потепление" в этом контексте подразумевает некоторый временной масштаб, а то, что происходит на меньшем масштабе, считается шумом. Амплитуда этого шума такова, что среднегодовая температура скачет вверх-вниз, но это не то, что принято называть "потеплением" и "похолоданием". В этом смысле никакого "наблюдаемого факта" резкого замедления потепления [пока] нет.

Reply

bbb April 3 2013, 23:48:55 UTC
опасаюсь, что Вас это всё равно не убедит

Если ваши расчеты будут убедительными - убедит. А если нет, то нет :)

Я же не догматик, для меня наличие или отсутствие потепления - не предмет веры. И по очень простой причине - ведь даже если бы потепление не останавливалось, недоказанность его антропогенного характера осталась бы ровно такой же, как и в случае его наблюдаеомого приостановления. А ведь все упирается именно в антропогенный характер потепления, то есть в возможность повлиять не него.

про "наблюдаемый факт" Вы не совсем корректно говорите. Если вчера (в среднем по земному шару) было теплее, чем сегодня, это еще не означает, что началось global cooling.Вы, наверно, меня с кем-то путаете. Я не предлагал оценивать динамику глобального потепления по колебаниям суточной температуры. И даже по годовым колебаниям - не предлагал. И даже по трех- или пятилетним. Я в данном вопросе совершенно согласен с вами, потому что смотрю на амплитуду порядка пятнадцати-двадцати лет. То есть такую же, которая позволила вам усмотреть начало ( ... )

Reply

msh April 3 2013, 23:34:33 UTC
Вот тут есть калькулятор http://skepticalscience.com/trend.php

и он говорит, что потепление между 1998 и 2013 - 0.069 ±0.147 °C/decade

а между 1970 и 1997 - 0.145 ±0.067 °C/decade

То есть, в принципе, может быть похолодание уже началось - данные за последние 16 лет эту гипотезу тоже не опровергают :-)

Reply

i_eron April 4 2013, 02:11:04 UTC
В такой формулировке Вы правы ( ... )

Reply

kobak April 5 2013, 11:40:39 UTC
Да, про предсказания климатологов у меня никакого мненя нет, я в этом не разбирался. По существу я с Вами согласен.

Но в последнем пункте ("наклон линейного роста, который мы видим сегодня, явно меньше того, который был виден тогда [в 2001]") Вы, кстати, неправы. В серии GISTEMP тренд 1975--2001 равен 0.168±0.073, а 1975--2012 -- 0.173±0.041. То есть статистически они, конечно, не различимы, но микроскопическая (не значимая) разница такова, что регрессия до 2012 года дает большее значение, чем до 2001 года! Если взять новомодный анализ BEST, то там та же ситуация: 0.242 и 0.264.

См. http://www.skepticalscience.com/trend.php

Reply

i_eron April 5 2013, 18:47:56 UTC
Спасибо за ссылку, я поиграл немного с данными. Действительно, Вы правы про то, что наклон с 1975 года не изменился ( ... )

Reply

kobak April 5 2013, 21:18:41 UTC
Да, согласен с выводами.

Reply


Leave a comment

Up