1 мая состоялась очередная автовылазка за пределы Новосибирска с
Максимом . В этот раз вышли в Кемеровскую область, в Юргу (не в Югру). Почему туда - отдельная тема (как обычно, самолетное). Но Юрга даже без авиации оказалась крута, хотя авиация в ней тоже присутствует, до сих пор.
Географически Юрга стоит на Транссибе у моста через реку Томь (конец XIX века). Уже повезло. От Юрги отходит тупиковая жд-ветка на Кемерово. Также через Юргу, точнее в 10 километрах, проходит федеральная трасса Москва - Владивосток, с которой Юрга связана с Новосибирском. И есть отдельная трасса на Томск. В общем, в масштабах Сибири - крупный транспортный перекресток.
Это моногород, т.к. со времен Великой Отечественной главным здесь был Юргинский машиностроительный завод. А по соседству с Юргой расположен крупнейший в Центральном военном округе (СибВО уже нет) военный полигон. Про них будет ниже.
И была у нас запланирована одна интересная встреча с местным жителем.
Вот туда мы и поехали рано утром в Первомай.
Фото выше - безбашенные танки и катера с кабиной, сильно напоминающей микроавтобус "РАФ" - похоже по ощущениям на данный город.
01. Погода была так себе. Прогноз обещал в первой половине дня осадки, в том числе снежные. Подтвердилось. Пару раз в снежных зарядах приходилось пользоваться дворниками. Из интересного по пути - встретили в сумме порядка 10 автобусов на перегоне в сторону запада. Наверно китайские. Ну и много фур, даже в выходной.
02. За Болотным, райцентром Новосибирской области, начинается Кузбасс. На карте слева вверху - Юрга.
03. Расстояния от развилки.
04. И вот город. Население сейчас 80 тысяч. Основные районы - пристанционный (самый старый), застройка 1940-50х, застройка 1970-80х. Обратил внимание - много городских автобусов. Вроде все отечественные и не сильно старые, нормальные.
[Цветопередача не ахти может быть - разные нештатные камеры плюс съемка через окно плюс новый монитор тут дали такой эффект]
05. Названия улиц не запомнил. Но в городе две администрации. Района и города. Тут на снимке серое здание справа - это городская, главная относительно района. А 9-этажка - гостиница. Скажу про нее, когда доедем до завода.
06. На библиотеку не хватило времени в этот раз. Но она примерно напротив этой гостиницы.
07. Урбанистика примерно конца СССР.
08. Мемориал Победы. Архитектор - начальник одного из КБ Юргинского завода. Высокие наклонные стелы изображают знамена. С них свисают два аксельбанта.
Внутри надписи. В том числе "Погибло более 1800 человек" и "Без вести пропало более 1600 человек".
09. Как и в
Камне-на-Оби у памятника плиты городов-героев. Одна из них вот такая.
(В городе есть крупная улица Волгоградская, а вообще, завод напрямую связан со Сталинградом, оттуда были эвакуированы в Юргу многие его сотрудники, а потом пленные из того котла строили тут новый город). И Юргинский завод долгое время был связан с волгоградским заводом "Баррикады".
10. Тут снова снежок посыпал. Это вид за мемориалом. Дальше тут Томь.
11. Буквально напротив в сторону города - краеведческий музей. Совершенно неожиданно для нас он работал 1 мая. И мы зашли, за 40 рублей. Кстати, штатно работает по субботам. В районах не все так радуют заезжих любителей.
12. В музее - природа, быт жителей советских времен, выставка про городской народный театр (к году театра), зал про Чернобыль, большой зал про город в ХХ веке.
Неожиданной была витрина с тропическими рыбами и ежами. Говорят, жители дарят музею.
13. Школьный уголок. Хотя арифмометр наверно все-таки не школьный.
14. Советский герб Юрги в музее (в интернете есть еще один, с краном). С шестеренкой и кирпичом (был кирпичный завод, в городе очень много кирпичных зданий). Современный герб города - это лошадь. В голове у меня так и не сложилась ассоциация Юрги с лошадью. Будет ниже у ДК.
15. А вот тут справа человек, к которому мы и ехали. Лелюх Борис Федорович. Родился в Новосибирске, учился в Юрге и Свердловске, работал тут на заводе. В свободное от работы время строил и испытывал планера, самолеты и автожиры. Всего 13 штук. Очень интересный человек оказался. Узнали мы о нем как раз благодаря музею, куда звонили в поисках следов новосибирской военной авиации рубежа 1930-х. На фото - один из успешных планеров Бориса Федоровича. После музея мы заехали к нему в гости и отлично повстречались.
16. И вот после музея и планеров было уже свободное время. Едем на жд-вокзал. По пути пустой постамент. На wikimapia указано, что это памятник "трехтонке". В музее сказали, что машина на ходу. Возможно, готовят к параду.
17. Вокзал Юрга-1, построен в 1914 году. Есть еще Юрга-2, это на кемеровской ветке. Подробнее про станцию
написал в ru-railway.
18. Проходящие поезда.
19. Лес.
20. Снова в город. Станция точно не в центре, в стороне, как
в Сузуне .
Недалеко от проходной Ферросплавного завода (бывший Абразивный завод) замечен корпус от ЗиЛ-158.
Про него интересно
тут.
21. Ну а дальше дорога вдоль забора ИК. В Юрге их две, мужская и женская. В музее есть переданная в дар от ИК-41 довольно большая модель деревянного храма в Кижах.
22. Подъезжаем к заводу. На переднем плане - путепровод над Транссибом.
23. Главная проходная. Тут не видно, буквально слева - Храм в честь Сретения Господня. Открыт, видимо, в 2008 году.
24. Завод был такой, серьезный в Минобщемаше. Делал краны и кукурузоуборочные комбайны. А также минометы, противотанковые и корабельные пушки, пусковые установки для С-75 и С-125, шахтные пусковые установки понятно для чего, узлы для крупнейшего в СССР радиотелескопа в Крыму и для сборки системы "Энергия" - "Буран". А также вот такие вагоны для БЖРК. И есть какие-то смутные упоминания про лопасти для Ми-6.
27 000 человек работало на заводе. Что сейчас на заводе - мы специально не интересовались, но видно, что дела не очень. Хотя в свежей газете под новостью про областную агроконференцию есть подпись "Т.Еременко, пресс-секретарь ООО "Юргинский машзавод".
...БЖРК были сокращены как класс после договоров конца 1980-х. По слухам, многоэтажная гостиница (п.05 выше) в городе появилась как раз под многочисленные визиты иногородних специалистов при создании БЖРК.
Фото
отсюда .
25. Противотанковая 100-мм-вая пушка Т-12 местного производства - памятник в городе.
26. Могу ошибиться авторством, но вот одна из цитат главного конструктора завода по оборонному направлению с 1976 по 92 годы Сущева В.И. про корабельную артиллерию (АК-130):
В общем, завод был нескучный. На нем, например, имелся график пролетов американских спутников.
27. Ну а мы снова в жилую часть. Человек на трубе.
28. Двор примерно 1970-х.
29. Школа. Построена в 1950-м году, через пять лет после войны. В городе, пожалуй, большинство населения еще жило в частном секторе на тот момент. Школ в городе несколько.
30. ДК "Победа". Построен в 1957 году (школу вперед построили, а тут к 40-летию СССР). Говорят, что ДК до сих пор в собственности завода, и поэтому сейчас закрыт, вроде как в интересах должников завода. Не проверяли. Выглядит хорошо. Тут как раз виден современный герб Юрги - лошадь на голубом. 70 - это в январе 2019 отмечали 70-летие присвоение статуса города.
31. Дворик сталинских полногабаритных домов. Тут таких, пожалуй, десятки, домов разной этажности.
32. Этот же дом буквой "Г" на торце. Вот зачем такие изгибы делались? По одной из местных версий - чтобы был устойчивее в случае бомбардировки. Ну там план "Дропшот" и прочее.
33. А это другой дом. Но табличка из мая 2019 года.
34. Тот самый ампир. "Ампир характеризуется, как имперский стиль..." (из яндекс-поиска, я не спец в архитектуре, но смотреть, особенно по хорошей погоде, в Юрге есть что)
35. И вот такие глубокие подвалы с большими окнами. По той же версии, что в п.32 - чтобы можно было выбраться из-под развалин/завалин. Не знаю, насколько это правда. Есть какое-то мирное объяснение?
36. 60 лет СССР отмечали в 1982 году. В другом месте есть еще такая же большая надпись на кирпичном доме "З0 лет Победы".
37. А вот понтонный мост через Томь. Я впервые видел такой мост. Где-то прочитал, что он самый длинный понтонный в стране. Односторонний, реверсивный, платный.
38. От 330 рублей. На той стороне - села и два бывших пионерских лагеря напротив города. Что еще - не знаю.
39. На мосту (хотя есть объявление, что снимать не надо). Слева вдали виден катер.
40. ЖД-мост.
41. И недалеко от въезда на мост слева - вот такая техника.
42. Военный городок. ...74-я омсбр была выведена в свое время из ГСВГ. Попала на Первую Чеченскую войну. "Потеряла почти 40% боевого состава в период зимы 1994-1995 гг., во время штурма Грозного (бригадой командовал полковник Н.М.Баталов). В боевых действиях тогда участвовали 1274 солдат и офицеров - из
вики .
И вот еще: История новогоднего штурма в ночь на новый 1995 год (по ссылке в комментариях):
Милюков П., Яук К. Я - «Калибр-10»: Штурм Грозного. Январь, 95.
http://coollib.net/b/222162/read 43. Юргинскому военному полигону более 100 лет. Пример учебного форсирования Томи - из книги в краеведческом музее. Вот и современная авиация.
44. А это Т-72 возле одного из КПП полигона, на трассе Юрга - Кемерово. Заехали и сюда.
"В 2015 году 74-я омсбр, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооружённым на танки Т-72Б3" - из вики по ссылке выше.
45. От полигона в сторону города - Томь и сено.
46. Здесь выходят три газеты. "Юргинские ведомости" - газета района. Остальные две - городские. "Резонанс-Ю" - бывшая "По Ленинскому пути" (с 1934 года) и "Свет Ильича" (чем "путь" в свое время не понравился, интересно).
Что пишут в местной прессе:
- Про агроконференцию в селе Ваганово - было выше.
- По словам губернатора Цивилева, у Юргинского машзавода появится новый собственник, который закроет долги по зарплате и перед "Газпромом".
- О чем писал "Резонанс" (к 85-летию газеты): 1995 - начало забастовки на АООТ "Юрмаш". Митинг с требованиями досрочных выборов президента и отставки правительства, обеспечить госзаказ для завода, объявить Кузбасс зоной экологического бедствия.
- Членам Союза журналистов СССР полагались дополнительные квадратные метры в квартире (в "Резонансе" на 4 полосах А3 подробно описана работа редакции районной газеты, особенно в 1960-80е годы).
- Про скорый юбилей Пушкина и хештег (видимо, федеральный) #HappyBirthdayPushkin220 в инстаграмах, контактах и твиттерах.
- Про бесплатный просмотр под открытым небом в честь Дня победы советского фильма
Крепкий орешек 1967 года. Не знал про такой.
- Буква "Н" в номерах автобусов - без льгот. Мы видели такие.
- В пресс-службу администрации города Юрги требуется главный специалист.
- Гадаю на картах, помогу во многом. Тел. 8-951...
ПС. Могли быть использованы, но еще не прочитаны частично переснятые в музее книги: Галкин Н.В., "История Юрги", Кемерово, 2001 и Юрченко В.А, Третьяков В.И., "Записки старого юргинца", Томск, 2014.
ПСС. Говорят, у завода был свой самолет Ан-24, минобщемашевский. Пока про него данных нет. Есть версия от ветеранов завода, что базировался он в Новосибирске-Северном ("и был готов к вылету в любой момент").
ПССС. Сентябрь 2019: Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК) продолжает сделку по приобретению ООО "Юргинский машиностроительный завод" (Кемеровская область), сообщил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев на пресс-конференции в понедельник. "Идет сделка по приобретению структурами УГМК всего комплекса, в состав которого входят сам (Юргинский - ИФ) машиностроительный завод и (Юргинская - ИФ) ТЭЦ. Сделка идет, первую часть пакета они (УГМК - ИФ) уже выкупили", - сказал губернатор, не уточнив, какая часть долей машзавода приобретена в составе первого пакета. "Я очень надеялся, что сделка быстрее закончится, но пока она не закончена, они (УГМК - ИФ) пакет за пакетом выкупают... Очень надеюсь, что новый собственник представит программу финансового оздоровления предприятия", - добавил Цивилев. В январе 2019 года глава Кузбасса впервые заявил о переходе "Юргинского машзавода" под контроль УГМК, одним из совладельцев которой является Андрей Бокарев. В марте 2019 года 10% "Юргинского машзавода" получило ООО "Липецкий механический завод", единственным собственником которого ранее было ООО "Машиностроительно-индустриальная группа "Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ). Сообщалось также, что структуры, близкие к Бокареву, в партнерстве с "Ростехом" занимаются финансовым оздоровлением концерна "Тракторные заводы".
Добавлено, 2020: "В 2008 году в городе Юрга Кемеровской области запущен в эксплуатацию построенный с «нулевого цикла» филиал производства каменной ваты «Завода ТЕХНОНИКОЛЬ-Сибирь». Расположенный в городской черте завод представляет собой экологически безопасное производство, оснащенное собственными комплексами очистки воды и воздуха, а также установкой по переработке отходов, способной утилизировать до 150 тонн в сутки. За последние 5 лет производство каменной ваты на заводе выросло более чем на 200%. Благодаря инвестициям, улучшению производственных узлов, внедрению основ бережливого производства предприятию удалось полностью обеспечить потребности в теплоизоляции на основе каменной ваты в Сибирском регионе".
https://www.tn.ru/about/o_tehnonikol/history/