Ил-2 с оленем на борту, часть 1

Apr 18, 2016 02:14

В 2015 году побывал в Ревде - посёлок городского типа в Ловозерском районе Мурманской области.
Главной достопримечательностью посёлка является памятник Hawker Hurricane Trop. IIc., про его историю я рассказывал здесь.
Так же в ПГТ  есть замечательный краеведческий музей (про него я рассказывал здесь).
Переснял со стендов музея материал посвящённый самолёту Ил-2, который хранится сейчас в Норвегии.

Во время Петсамо-Киркинесской операции в 1944 году 22 октября над Норвегией был сбит самолёт ИЛ-2МЗ 214-го штурмового авиаполка.
Летчик Александр Максимович Чечулин сумел посадить подбитую машину на замерзающее озеро и выйти к своим.
Его стрелок Николай Степанович Максименко, видимо погиб при прыжке из падающей машины.
Самолёт упал в озеро Сеннагрессваннет в горах Ярфьиордав Норвегии.
Впервые Ил-2 был обнаружен ещё в 1947 году.
В 1972 году впервые попытались его поднять из воды, но отломили хвостовую часть.
Только лишь в 1984 году, наконец, самолёт был извлечён из воды.
Норвежские власти обратились за помощью в Мурманск, так как не имели необходимого опыта, чертежей и материалов для достоверного восстановления ИЛа.
Зная опыт Ловозерского ГОКа, по восстановлению самолетов Великой Отечественной войны, мурманчане предложили эту работу ГОКу, и в июле 1988 года самолет был передан для реставрации бригаде Владимира Цепнятова.

1. Восстановленный самолёт в музее.



2.  Процесс подъёма самолёта из озера-1984год.


3. К сожалению, переснять удалось только так.

4. Процесс транспортировки самолёта в СССР, снимок сделан ещё в Норвегии.

5. Уже в СССР


6.


7.


8.


9. Начало реставрации самолёта в Ловозерском ГОКе.


10.


11. Бригада реставраторов.


12.


13.


14.


15.


16. Хорошо виден олень нарисованный на борту самолёта.


17.


18.Окаончательно собранный самолёт.


19. Приборная панель-я так понимаю, что приборы стоят современные, а не времён войны.


20. Погрузка самолёта на трейлер для отправки в Норвегию.

21.

22. 17 октября 1988 года колонна машин отправилась в 400 - километровый рейс из Ревды в Никель, на советско-норвежскую границу.

23. Самолёт везут по улицам Ревды.

24.


25. Приглашение на передачу самолёта норвежской стороне.

26. Утром 20 октября на КПП «Борисоглебск» состоялась передача самолета от жителей Ревды гражданам Киркенеса.
Обязательно было на крыло самолёта забираться?


27. Передача самолёта осуществлялась в районе МАПП Борисоглебск.


28. Уже на Норвежской стороне.


29. Собственно финал-самолёт в музее.


Далее будет несколько текстовых документов посвященных самолёту-всё тоже переснято в Краеведческом музее Ревды.
30.


31.


32. Поиск лётчика.


33.


34. Заметка известного на Севере полковнику в отставке Владилена Алексеевича Бондаренко, который принимал активнейшее участие в установлении имени пилота.


35.


36.


37. Ну и, как эпилог - благодарственное письмо от норвежской стороны.



Поворчу немного-чисто визуально самолёт выглядит очень хорошо-могут ведь, когда захотят.
Что мешало реставрировать самолёты так же для для музея в Сафоново?( вопрос, конечно риторический)

Как сейчас выглядит самолёт можно ознакомиться здесь.

Мурманск, Норвегия, самолёты возвращаются на базу, Мурманск 2015, Ревда, самолет, авиация, культурный слой, ржавые железяки

Previous post Next post
Up