(фотографии сделаны Мишей Эзером
mangupli)
Уже почти месяц прошел со дня экскурсии в Дир Самаан (
http://aviezer.livejournal.com/6474.html ), а я все собираюсь написать отчет, но времени не хватает. Времени? Так как раз о времени я и собиралась написать. Но обо всем по порядку…
Экскурсия была в Западную Самарию и включала посещение византийской крепости-монастыря Дир-Кала, римско-византийской сельскохозяйственной фермы Дир-Самаан и некрополя в Хирбет Куркуш.
Небольшой пост о Дир-Кала я уже поставила в ЖЖ раньше
(
http://aviezer.livejournal.com/6804.html ). Теперь подошла очередь поста о Дир-Самаан. Этот объект представляет собой прекрасно сохранившиеся развалины сельскохозяйственной фермы, которую датируют позднеримским и византийским временем. Находится он в Западной Самарии справа от 446-го шоссе по дороге на Бейт-Арье, сразу после круга с поворотами на Пдуэль, Бейт-Арье и Алей Захав.
Не буду повторяться, о Дир-Самаан уже писали в прошлые годы:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%95%D7%A8%D7%91%D7%AA_%D7%93%D7%99%D7%A8_%D7%A1%D7%9E%D7%A2%D7%9F http://www.lcl.org.il/viewinter.php?cid=30 http://www.midshomron.org.il/103171/%D7%93%D7%99%D7%A8-%D7%A1%D7%9E%D7%A2%D7%9F http://igorla.livejournal.com/67005.html http://igorla.livejournal.com/214052.html Но раз уж мы заговорили о времени, хочу рассказать об одной интересной находке в Дир-Самаан - о солнечных часах. Огромное спасибо Игорю
igorla за замечательную фотографию этих часов.
(Eе оригинал тут -
http://gallery.photowork.biz/Dir_Samaan_Xirbet_Susiya-30_01_09/pages/image/imagepage41.html)
Развалины в Дир-Самаан исследовали несколько раз, начиная с работы британских военных инженеров Кондера и Китченера (Palestine Exploration Fund) в 1878 г. Но только через 100 лет во время изучения вопроса о распространении поселений в Западной Самарии в римско-византийский период здесь были обнаружены солнечные часы. Результатом этих исследований в 1976-1978 годах явился двухтомный труд археолога Шимона Дара "Распределение поселений по Западной Самарии в дни Второго Храма, во времена Мишны и Талмуда, и в византийский период". Солнечные часы оказались выбиты на каменной стенке некого сельскохозяйственного сооружения, находящегося на севере за стенами фермы, но в непосредственной близости от нее. Что это за сооружение можно только гадать. Мнения ученых относительно его функции расходятся. Шимон Дар считает это вырубленное в скале сооружение круглой формы диаметром 12 с лишним метров и глубиной 80 см "гореном", то есть гумном, местом для обмолота, веяния, просеивания и расфасовки зерна.
Впрочем, Шимон Дар не исключает, что сооружение, которое он же сам условно называет "гореном", могло использоваться и для других сельскохозяйственных целей. Другие ученые (см. книгу Шимона Дара, том 1, с.49) считали, что оно предназначалось для обработки льна или для очищения овечьей шерсти.
Игаль Тефер (Исследования Шомрона. Сборник статей. Ред.Шимон Дар и Зеев Сафрай. 1986, с.207) упорно называет это сооружения бассейном для воды, и у него есть для этого основания. Из круглого сооружения узкий канальчик, выбитый в камне, ведет в бассейн-отстойник, а оттуда в целую серию огромных водосборников, частично вырубленных в скале, а частично построенных руками человека.
Внутрь "горена" ведут две ступеньки, а на противоположной стороне "висят" часы. На первый взгляд, обычные солнечные часы, которые часто встречаются в разных местах Римской и Византийской империй и, как украшение, используются даже в наши дни. Вспомните, например, солнечные часы, которые установлены на месте, символизирующем "ворота Мандельбаума" в Иерусалиме. Действительно, как мог узнавать время фермер, живший на задворках Римской империи? Ну, не совсем задворках, были места и похуже, но в самой провинции Палестина такие места, как ферма в Дир-Самаан, уж точно были не центральными. Конечно, люди, жившие в сельской местности, издавна определяли время по восходам, закатам и положению солнца на небосклоне. Но Дир-Самаан была не простой фермой бедного крестьянина, а богатой виллой римского типа. Возможно, знатным господам надо было знать более точное время, как это было принято по всей Римской империи? Но почему тогда часы оказались за стенами виллы? С другой стороны, что это за роскошь такая в глухом месте да в далеком 5-ом веке, если даже в начале 20 века не где-нибудь, а в международном порту того времени, в Яффо, жители определяли время по гудкам поездов, уходящих в Иерусалим, пока не была построена часовая башня с часами в честь юбилея правления Абдул Хамида Второго? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Итак, солнечные часы, - самые древние часы на земле. Человек воткнул в землю палку и стал следить за движением тени на земле. Так он получил первый в мире прибор для измерения времени. Отголосок такого простого способа определения времени имеется в Танахе в рассказе о болезни и исцелении иудейского царя Хизкиягу, которому было предназначено умереть, но он горячо молился Господу и вымолил себе еще 15 лет жизни.
Знамением этого было движение вспять тени на "ступенях Ахаза"- видимо, какой-то древней системе солнечных часов гномонного типа, может быть- вавилонской или египетской, в которых тень передвигалась по ступенчатому "циферблату" (Мелахим II, 20:9; Иешаягу 38:8).
(
http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/05/61/00056162.bin.dir/h/i_059.jpg)
По рассказу римского архитектора Витрувия, первый прибор для определения времени был изобретен в Вивилонии. Вавилонский астроном Берос в 6-ом в. до н.э. познакомил греков с солнечными часами, а оттуда устройство распространилось по всему античному миру. Поэтому и терминология, связанная с часами, осталась греческой. Шест, по длине тени которого определяют время, называется гномон, а наука или искусство сооружения солнечных часов носит название "гномоника". Солнечные часы были двух основных типов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные часы и сегодня можно видеть в парках на клумбах. У нас в Кдумим, например, они украшают круглый перекресток в одном из районов поселка. Вертикальные часы возникли позднее, были весьма распространены в византийский период и устанавливались на стенах, ориентированных по сторонам света. Солнечные часы имели свои недостатки: во-первых, длина часа, то есть одной двенадцатой части дневного времени, менялась в разное время года, дневные часы летом были длиннее, а зимой короче; во-вторых, часы показывали только дневное время, только на улице и только в солнечные дни. Первый недостаток попытался устранить Берос, а за ним греческие ученые, с помощью скафиса, часов, имевших форму сферической чаши. С изобретением скафиса, появилась возможность сделать солнечные часы переносными.
Попыткой решения второй проблемы, то есть определения времени в ночное время, было изобретение водяных (клепсидра), песочных и огневых часов.
Изучавший историю солнечных часов в Эрец Исраэль Игаль Тефер пишет, что начиная с римского времени у нас применялись те же принципы установки солнечных часов, что и во всей Римской империи. Это были в основном вертикальные передвижные часы с циферблатом в виде вогнутой полусферы. Они сменили горизонтальные часы, которые были распространены здесь ранее. Вот типичный скафис римского периода из Лептис-Магна в Северной Африке (
http://i.flamber.ru/files/st1/1221572006/1279512729_f.jpg.)
Что же не так с часами в Дир-Самаане? Датировка этого места соответствует времени распространения часов вертикального типа. Часы расположены на стене (бассейна, горена, в данном случае - не важно). В стене выбито отверстие для установки горизонтального гномона, который вмазывался туда штукатуркой. Другой его конец был обращен внутрь бассейна/горена и указывал время, отбрасывая тень над циферблатом, выдолбленном на стене. Часы походили на перевернутый открытый веер, где радиальные линии указывали часы. Часы в Дир-Самаане имеют направление север-юг, в отличие от часов Бероса, которые устанавливались на линии восток-запад. И.Тефер считает это не случайным явлением. Поскольку сельскохозяйственное сооружение, чем бы оно ни было, имеет круглую форму, и часы могли быть установлены на любой его стенке. Во-вторых, циферблат этих часов не вогнутый, а плоский. На нем даже есть деление на приблизительно равные промежутки, но гномон может отбрасывать тень на этих часах в очень ограниченное время года и в очень ограниченное время дня. В утренние часы, например, эта стенка всегда находится в тени. А я-то удивлялась, не каждый раз находя часы на месте. Утром их просто не видно!
Так какое же время показывали эти часы? Исследователи склоняются к мысли, что функцией солнечных часов в Дир-Самаан было показывать не "часы", то есть равные промежутки светлого времени суток, а какое-то другое время. В принципе, те же функции имели песочные, водяные и огневые часы, которые могли отсчитывать время медицинских процедур, уроков, игры… О существовании таких часов известно из литературы, но сами часы не сохранились, так как, в отличие от солнечных часов, были сделаны не из камня, а из более хрупких материалов. Как правило, такие часы использовались дома для хозяйственных нужд, но хозяйственные нужды бывали и за пределами дома. Для того, чтобы понять, какое время отсчитывали часы в Дир-Самаане, авторы предлагают изучить отрасли хозяйства на ферме и приходят к выводу, что основной отраслью было выращивание и переработка винограда, виноделие, а второстепенной - производство зерна. Если считать круглое сооружение "гореном" (гумном), то, возможно, часы показывали время продолжительности процесса молотьбы. Но И.Тефер предлагает другое решение. Круглое сооружение соединено канальчиком с водосборниками и системой распределения воды для поливки. По его мнению, часы, обращенные в сторону системы водоснабжения фермы, показывали продолжительность времени для поливки виноградников.
В любом случае, часы в Дир-Самаан уникальны, а сколько раз мы проходили мимо, их не заметив!
Библиография:
• שמעון דר- "התפרוסת היישובית של מערב השומרון בימי הבית השני, המשנה והתלמוד, והתקופה הביזנטית".כרך א' ו-ב'. שנת 1982.
• שמואל אביצור. "אדם ועמלו"- אטלס לתולדות כלי עבודה ומתקני ייצור בארץ- ישראל.
• יגאל טפר. שעון שמש בדיר- סמען. מתוך "מחקרי השומרון"- קובץ מחקרים. עורכים: שמעון דר, שאב ספראי. תל אביב 1986.
• "דרך ארץ. אדם וטבע". בעריכת עירית זהרוני.