В книжке попалась короткая, но очень интересная статья о том, зачем вообще все это - сколачивать, шить, паять, клеить и красить, - в современном мире, где робот или специальный человек сделают все за тебя лучше и быстрее. Автор статьи создала нескольких проектов для любителей работать руками, и первый ее проект на эту тему появился в 2003 году, когда на Западе непонятно откуда и почему стал вдруг появляться интерес ко всякого рода ручному труду, причем не в формате "купить авторскую штучку", а именно "сделать самому". (У нас, по понятным причинам - привет, девяностые в перелицованных брюках и самовязаных свитерах! - отношение к ручному труду было совсем другое, однако сейчас все сказанное в статье можно уже, пожалуй, примерить и на нас.) И автору, конечно, стало интересно (и чисто теоретически, и, наверное, по деловым причинам) - откуда такой внезапный интерес? что за ним стоит?
Во-первых, нужно сразу обозначить одну вещь: ручной труд сегодня и ручной труд двадцать лет назад - это две большие разницы. Двадцать-тридцать-пятьдесят лет назад умение работать руками было абсолютно распространенной вещью, маст хэв для любого человека. Кто-то умел хуже, кто-то лучше, но в целом практически любой мужчина умел починить розетку и поменять прокладку в кране, а практически любая женщина - связать носки и поклеить обои. С развитием сферы услуг, а также массового производства вкупе с повышением уровня жизни эти навыки исчезли естественным образом. Кому охота вязать носки, когда такие же и еще лучше можно купить в магазине за полторы копейки? Понятно, естественно.
А потом, как раз в начале двухтысячных, маст хэв, которое уже давно было не маст, ни с того ни с сего ударилось об землю и превратилось в желанное и драгоценное ноу-хау, которым хотели овладеть все новые и новые желающие. Бабушка вязала носки на всю семью (и видеть уже не могла эти носки, но ничего не поделаешь) - внучка покупала книжки "Триста тридцать три фасона самых красивых носков своими руками", записывалась на курсы носковязания и вдохновенно ваяла кельтские узоры и пятку на трех спицах. Дед скрипя зубами приколачивал книжные полки и чинил сломанную ножку фанерного стула - внук записывался в столярную мастерскую, покупал токарный станок и вытачивал на нем подсвечник необыкновенной красоты с многочисленными завитушками и финтифлюшками. Откуда вдруг? С чего?
Ручная работа (как процесс и результат, но не как товар) - это:
- наш ответ растущему виртуальному миру, который, разумеется, имеет массу достоинств, но и один главный недостаток - нематериальность, с которой совмещаются лишь немногие разъемы нашей слишком биологической природы. Нам, вчерашним обезьянам, остро необходима связь с материальностью реальности, а через эту материальность - с самими собой и с другими такими же, как мы. Утратить связь с материальным миром значит утратить связь со своей человеческой природой. Когда виртуальность осадила со всех сторон, мы с новой силой ощутили тягу к созданию материального.
- Материальная жизнь скуднее виртуальной: здесь у вас два платья, там - двести двадцать две аватарки. Ограничения - топливо для воображения.
- Главное в связанном вами носке - вовсе не носок. И даже не пятка, любовно вывязанная на трех спицах. Главное - то, что у любого самоделкина развивается особый взгляд на мир: вау, что это? а как оно сделано? а что из него можно сделать еще? а каким оно еще может быть? а если скрестить вот это вон с тем, что получится? а если... Вы думаете о том, как связать носок на осьминога. Ваш сосед - как выточить из дерева шарикоподшипник. Поодиночке вы создаете, возможно, очень странные предметы, которые, тоже вполне возможно, так и не найдут практического применения. Но вместе вы (а также все, кто работает руками вокруг вас) создают глобальный творческий настрой. И ваша соседка снизу, а может быть, ребенок, а может быть, незнакомая тетенька на улице подпадут под этот настрой, когда будут сочинять что-то свое - и это свое станет совершенно потрясающей штукой.
Получается, что ручная работа, по сути, успела сменить три ипостаси: сначала была залогом выживания, потом - хипстерским хобби, а потом - и вовсе основой творческого взгляда на мир.
Эх. Мне ж еще работать - а у меня совсем чуть-чуть подушка недовязана! Как жить?!
P.S. А еще, я думаю, этим всем можно объяснить кривые-косые поделки, которые порой продают в рукодельных сообществах. Эти вещи закрывают потребность самого создателя, но совершенно не предназначены для закрытия чужих потребностей. Кривоухий зайчик отработал свое, пока его шили и вязали, бил чистой энергией творчества, и с окончанием процесса упорхнул, оставив по себе лишь корявое вязаное тельце. А гальванизировать труп и пытаться извлечь из него дополнительную выгоду - пустая затея, если только вы не вудуист с Гаити.
:)