Франческа Хаппе: «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?» (часть 1 из 3-х)

Dec 13, 2015 10:34

Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?

Франческа Хаппе
Trends in Cognitive Sciences - Vol. 3, No. 6, June 1999

Аутизм - расстройство развития, характеризующееся нарушением социального и коммуникативного развития, а также ограниченными интересами и деятельностью. В этой статье приводятся аргументы за то, что мы можем узнать больше о таких расстройствах развития, как аутизм, через демонстрации успешно решаемых задач, а не неудач. Даже при обзоре и объяснении того, что представляет трудности для людей с аутизмом, демонстрация компетентности в контрастирующих заданиях имеет решающее значение для определения природы конкретного дефицита. Описание дефицитов при аутизме не может, однако, объяснить наблюдаемые при этом расстройстве ценные качества: например, савантические навыки в математике, музыке и рисовании, а также островки способностей в визуально-пространственных тестах и механической памяти. В альтернативном описании, обзор которого дан здесь, предполагается, что аутизм характеризуется когнитивным стилем, смещённым в сторону локальной, а не глобальной обработки информации, - обозначаемым термином «слабость центрального согласования». Обсуждаются указания на то, что слабое согласование может также характеризовать родственников людей с аутизмом и составлять часть расширенного фенотипа этого преимущественно генетического расстройства. Данный обзор завершается обсуждением некоторых остающихся нерешёнными вопросов, касающихся конкретных когнитивных механизмов согласования и нейронного базиса индивидуальных различий в этом аспекте обработки информации.

Аутизм - разрушительное расстройство развития, поражающее по меньшей мере одного из тысячи детей и взрослых. Несмотря то, что он имеет биологическую основу, с сильно выраженной генетической компонентой, диагностика аутизма до сих пор производится по поведенческим критериям: качественным нарушениям в социальном и коммуникативном развитии в сочетании с ограниченными и повторяющимися деятельностью и интересами [1]. Несложно найти то, с чем у аутичных людей имеются трудности, - действительно, у большинства аутичных людей также в наличии общие проблемы с обучением и низкий IQ. Тем не менее, в этом обзоре я приведу аргументы за то, что прогресс в понимании данного расстройства и выводы из него по нормальному развитию будут возникать прежде всего из наблюдения за тем, что даётся людям с аутизмом хорошо.

Понимание сохранных и нарушенных способностей при аутизме
За последние 15 лет был достигнут значительный прогресс в понимании природы социальных и коммуникативных нарушений при аутизме. В первую очередь было замечено, что люди с аутизмом терпят неудачу в представлении психических состояний других людей (и, возможно, собственного) - это дефицит того, что было названо «моделью психического» (см. Врезку 1). Это описание может объяснить, почему у детей с аутизмом имеются такие трудности с такими простыми формами поведения, как совместное внимание, ролевая игра и даже ложь [2]. Тем не менее, эти дефициты и неуспехи в решении ключевых задач, таких как задачи на ложную убеждённость, информативны только тогда, когда рассматриваются в противопоставлении к фону успешно решаемых задач. Понятно, что неуспех в решении (поведенческих) задач неоднозначен в отношении лежащих в основе (когнитивных) дефицитов; ребёнок может провалить тест по любой из множества малоинтересных причин, таких как недостаток мотивации, внимания или понимания задачи. Чтобы выделить причину неуспеха в выполнении задания и вывести альтернативные объяснения, используются тесно связанные с ним контрольные задания. Так, например, проблемы аутистов с пониманием лжи (манипуляция убеждённостями) интересен только по контрасту с успехом в решении контрольных задач, включающих саботаж (манипулятивное поведение) [2]. Это исследование, демонстрирующее как сохранные, так и недостающие социальные навыки, прояснило природу социальных нарушений при аутизме; неверно было бы характеризовать аутизм как недостаток общительности, скорее это расстройство социальной способности специфического рода - представления мыслей.

Врезка 1. Модель психического
«Модель психического» обозначает повседневную способность выводить, что другие думают (во что верят, что желают) для объяснения и прогнозирования их поведения. Способность представлять мысли проверяется, по классическому методу, тестами на «ложную убеждённость». Пример: когда Салли оставляет свой мячик в своей корзинке и выходит, Энн перекладывает его в свою коробку; теперь Салли возвращается и ей нужен мяч - где она будет его искать? Верный ответ - в корзинке - базируется на нашем представлении об её ошибочной убеждённости: там, где, как она думает, он находится. Большинство нормально развивающихся четырёхлеток проходят этот тест, однако большинство людей с аутизмом, даже весьма смышлёные подростки с этим диагнозом, отвечают, что Салли будет искать в коробке, там, где мячик находится в действительности. Эта неудача в представлении убеждённости Салли была принята как свидетельство нарушенности модели психического при аутизме (ссылка (а)).

Ссылки
(а) Baron-Cohen, S., Tager-Flusberg, H., and Cohen, D.J., eds (1993) Understanding Other Minds: Perspectives from Autism, Oxford University Press
Описание аутизма при помощи модели психического дало огромное теоретическиое и практическое продвижение в понимании, узнавании и адресации к социальным и коммуникативным трудностям при этом расстройстве [2]. Оно чётко очерчивает области сохранных навыков, предсказывая дефициты только в заданиях, требующих «считывания сознания». Однако описание с помощью модели психического и в действительности все дефицитарные описания аутизма (например, с помощью исполнительной дисфункции [3], см. Врезку 2) не в состоянии объяснить, почему люди с аутизмом демонстрируют не только сохранные, но и превосходные навыки в определённых областях. Рассмотрим, например, молодого человека с аутизмом, рисующего как мастер, хотя он не способен застегнуть пальто или сложить пять и пять; или девочку с аутизмом, у которой совершенный слух и которая способна сыграть любую мелодию после однократного прослушивания; или мальчика с аутизмом, который в считанные секунды может сказать вам, на какой день недели выпадает любая дата в прошлом или в будущем [4]. Или, не столь эффектное, однако более распространённое: дети, которые могут собирать паззлы с быстротой молнии, даже вверх ногами; взрослые, которые, несмотря на низкие общие когнитивные способности, могут точно вспомнить дату и время последней встречи с вами 20 лет назад [5]. Как мы можем объяснить эти способности, некоторые из которых находятся не просто на соответствующем возрасту уровне (сами по себе они могут быть сильны в сравнении с моделью психического), а превышают ожидания, базирующиеся на хронологическом возрасте?

Врезка 2. Исполнительные функции
В имеющем в настоящее время влияние описании аутизма предполагается, что в основе множества социальных и несоциальных нарушений лежит исполнительная дисфункция. «Исполнительные функции» - это общий термин, охватывающий целый диапазон способностей, нужных для управления действиями, особенно действиями в новых условиях. Планирование и мониторинг поведения, побуждение себя к действиям, подавление автоматических действий и удержание информации «на линии» в рабочей памяти - всё это включено в число исполнительных функций. Исполнительные нарушения, предположительно отражающие аномалии лобной доли, предложены для объяснения ограниченного и повторяющегося поведения при аутизме. В то время как исполнительные нарушения широко распространены при множестве расстройств развития, дефициты в побуждении себя к действиям и планировании проявляются как характерные для аутизма. Существуют споры вокруг возможности повседневной связи между такими нарушениями и социальными дисфункциями и о том, первичны ли проблемы с исполнительным управлением или с моделью психического (ссылка (a)).

Ссылки
(а) Russell, J., ed. (1998) Autism as an Executive Disorder, Oxford University Press

За гранью сохранности навыков: выдающееся исполнение
Савантические навыки в таких общепризнанных областях, как музыка, изобразительное искусство, вычисления и память, распространены у людей с аутизмом в десять раз выше, чем у людей с другими ментальными дисфункциями, встречаясь у людей с аутизмом в одном случае из десяти. Если включить навыки за пределами этих областей, такие как удивительно хорошее собирание паззлов, то подавляющее большинство людей с аутизмом могут быть классифицированы как демонстрирующие некоторые специфические таланты. Как мы можем объяснить эти ценные качества, которые дефициты в модели психического, исполнительных функциях и так далее оказываются не в состоянии описать?

В одном из существующих ныне описаний аутизма предполагается, что скорее отличающийся, а не просто имеющий дефициты разум лежит в основе аутизма. Фрит, под воздействием глубокой веры в то, что ценные качества и дефициты при аутизме могут иметь одно и то же происхождение, выдвинула предположение о том, что аутизм характеризуется слабым «центральным согласованием» [5]. Центральное согласование (ЦС) - термин, введённый ею для обозначения обыденной склонности обрабатывать поступающую информацию в её контексте - то есть, увязывать информацию, получая смыслы более высокого уровня, - часто ценой запоминания деталей. Например, как показано в классической работе Бартлетта, суть истории вспоминается легко, тогда как детали с трудом удерживаются в памяти и быстро утрачиваются [6]. Подобным же образом, по крайней мере в некоторых аспектах восприятия, глобальный уровень обработки доминирует над локальными [7,8]. Это предпочтение интеграции и глобальной обработки также характерно и для маленьких детей, и для лиц с умственной отсталостью (без аутизма), которые, в отличие от людей с аутизмом, показывают преимущество при запоминании организованной, а не неупорядоченной информации [9]. И в самом деле, недавние исследования показали, что глобальный уровень обработки информации может доминировать даже у младенцев в возрасте трёх месяцев [10,11].

Фрит предположила, что эта черта обработки информации человеком нарушена при аутизме и что люди с аутизмом демонстрируют обработку с фокусировкой на деталях, при которой признаки воспринимаются и удерживаются, но ценой глобальной конфигурации и содержащихся в контексте смыслов [5]. Каннер, который дал аутизму имя, комментировал склонность к фрагментарной обработке в связи с характерным для детей сопротивлением изменениям; «…ситуация, действие, предложение не признаются завершёнными, если они не воспроизводят в точности те элементы, что присутствовали при первой встрече ребёнка с ними» [12]. Действительно, Каннер видел как универсальную черту аутизма «неспособность оперировать целостностью без пристального внимания к составляющим её частям» - описание, сходное с идеей Фрит о слабом ЦС.

Один из наиболее позитивных аспектов замечания Фрит о ЦС - возможность с помощью единственного когнитивного постулата объяснить паттерны отличного и плохого исполнения. Слабость ЦС предсказывает относительно хорошие показатели, когда преимущество даёт внимание к локальной информации (т.е., сравнительно кусочная обработка информации), но плохое выполнение заданий, требующих распознавания глобальных смыслов или интеграции стимулов в контекст. Описание аутизма при помощи ЦС в таком случае лучше характеризуется в терминах когнитивного стиля, а не когнитивного дефицита.

Продолжение: Франческа Хаппе: «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?» (часть 2 из 3-х).

аутизм, autism

Previous post Next post
Up