Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар. Часть третья.

Jul 13, 2020 10:28

Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар.
Часть третья. Центральная часть фриза, продолжение.

В этом  посте мы рассмотрим рельефы фриза, обозначенные номерами 9-16.


(автор схемы - Mirelle Bélanger).

В прошлый раз (https://aunt-millicent.livejournal.com/130175.html) мы уже видели часть центрального фриза (желтый на схеме), сегодня мы продолжим его рассматривать.




Вытянутая в длину сцена Тайной вечери расположена прямо под центральным тимпаном (впервые, как пишет Марша Колиш, эта сцена оказывается над главным входом в церковь), а слева и справа от нее, на перпендикулярных частях фриза - Пророчество об отречении учеников и Взятие под стражу. Пророчество представлено следующим образом: слева сидят шесть апостолов, а рядом, друг против друга, сидят жестикулирующие Петр и Иисус, причем у апостола в ногах находится петух. Это отвечает евангельскому описанию, в котором Петр обещает ни за что не отрекаться, а Иисус горько говорит ему, что он тоже это сделает, и очень скоро: "Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики" (Мф 26, 31-35).


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Петр прижимает руку к груди, как будто заверяя в том, что уж он-то никогда не отречется от учителя, а Иисус протягивает руку, делая пророчество.


(источник фотографии - Flickr, kristobalite)

Сцена Тайной вечери совмещена со сценой Омовения ног, причем показаны только два персонажа: Иисус и Петр. Иисус уже наклонился над тазом и держит в руках ногу апостола,
а сам Петр показывает на голову ("Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь..." - Ин 13, 9-10 ). За Христом стоит колонна, на которой лежит сложенная ткань - возможно, это полотенца, бытовая деталь. Интересно, что две сцены, с Отречением Петра и Омовением ему ног, расположены одна за другой. Петр чист, несмотря на грехи, которые совершил - возможно, за этим стоит желание подчеркнуть чистоту папства и Католической церкви в целом,  противопоставить важность папы (Петр, как известно, был первым папой римским) "измышлениям" катаров, власть папы отвергавших.


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Сразу за спиной Петра начинается Тайная вечеря, мы видим, как один из апостолов режет каравай.


(источник фотографии - Flickr, kristobalite)

Она очень пострадала, почти у всех отбиты головы, отсутствует часть стола.


(источник фотографии - Wikipedia)

У Христа и большинства сидящих за столом апостолов мы видим только тела - руки и ноги, выглядывающие из под скатерти. Однако, хорошо сохранилась голова любимого ученика,
который "цитата" - и она отличается от большинства изображений апостола Иоанна. Перед нами не молодой безбородый мальчик, а зрелый бородатый муж. Справа от него, слева от
зрителя - апостол без головы, откинувшийся назад и показывающий на себя пальцем. Скорее всего, это отсылка к словам Матфея: "...и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?" (Мф 26, 21-22). Иуда также говорил это, но более вероятный кандидат на его роль - апостол рядом с указующим на себя. Он держит нечто, очень напоминающее мешочек с деньгами в правой руке. по мешку с деньгами, который он держит в левой руке.


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Также почти не повреждены лики двух апостолов справа. Они разговаривают друг с другом, и у молодого изо рта выходит странный пузырь, похожий на те, в которых пишутся слова персонажей в комиксах.


(источник - fondation-patrimoine.org)

Возможно, что необычное для той эпохи центральное расположение Тайной вечери, так же как и появление Распятия на фасаде Сен-Жиль-дю-Гар, связано с противостоянием еретическому учению Петра из Брюи (см. о нем  здесь: https://aunt-millicent.livejournal.com/129836.html), отрицавшему ценность евхаристии. Нужно было показать установление евхаристии самим Христом.
Три фигуры справа от Тайной вечери не совсем ясны: фигура стоящая на коленях, идущий навстречу мальчик и голова бородатого человека.


(источник фотографии - Wikipedia)

К сожалению, от этой композиции почти ничего не осталось. Она может относиться к Молению в Гефсиманском саду, но коленопреклоненный человек никак не может быть Иисусом,
поскольку у него нет нимба. На перпендикулярно расположенной части центрального фриза разворачиваются сцены Взятия под стражу.


(источник - Flickr, Carolyn_Whitson)

В левой части композиции апостол Петр одной рукой хватает за горло Малха, а другой отрезает ему ухо ("Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического
раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" - Ин 18, 10-11), а три
воина с мечами и дубинками движутся по направлению ко Христу.


(источник фотографии - Wikipedia)

В правой части Иуда целует Иисуса, подавая тем самым знак арестовать его. Один из воинов хватает Иисуса за плечо, другой, в остроконечной еврейской шапке, стоит за спиной Иуды и крепко держится обеими руками за меч в узорных ножнах. Две фигуры выполнены более плоским рельефом за спинами Иисуса, Иуды и двух воинов, они создают эффект толпы.


(источник фотографии - Wikipedia)

Еще трое воинов из числа тех, что пришли арестовывать Иисуса, стоят за углом фриза. Они в коротких туниках, один обнажает меч, готовый в любую минуту применить его, два других уже держат оружие наготове.


(источник фотографии - groupement-mh.org)


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Следующие три сцены показывают Христа перед Пилатом, Бичевание Христа и Несение креста.


(источник фотографии - Wikipedia)

В первой из них, самой динамичной, мы видим, как Иисуса тащат к Пилату, связав руки. Бородатая фигура на углу фриза поднимает руки как будто в знак отречения - возможно, это
Петр, отказывающийся от Христа, как и было предсказано? Один стражник толкает Иисуса сзади, другой тянет, Пилат восседает на своем курульном кресле, а еще одна фигура
раздирает на груди рубаху.


(источник фотографии - Wikipedia)

В евангелиях говорится, что одежды на себе разрывал первосвященник ("Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!" - Мф 26, 65), и художники обыкновенно изображали его в этой сцене восседающим на троне. Тут, видимо, скульпторы позволили себе вольность и совместили две сцены - Христа перед Пилатом и Христа перед
первосвященником Каиафой. Следующий эпизод - Бичевание. Полуобнаженное тело Христа наклонено к колонне, две Его большие руки привязаны к ней, как будто обнимают место своего
мучения, голова Христа отбита. Христос стоит в неудобной позе, слегка склонив колени. Слева и справа палачи в коротких туниках (у одного она с узорной тесьмой) замахиваются плетьми.


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Если фигуры в Бичевании сильно пострадали, то от Несения креста не осталось почти ничего. Можно разглядеть фигуру, склонившуюся под тяжестью креста (судя по короткой тунике это не Иисус, а Симон Киринеянин, которого заставили тащить крест - "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом" - Лк 23,26) и двух стражников - одного безголового, а другого почти исчезнувшего и сливающегося со стеной.


(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

Страстной цикл на фасаде Сен-Жиль-дю-Гар короток: выбрано всего несколько сцен, Иисус перед первосвященником и Пилатом сливаются в одну, нет ни Пилата, умывающего руки, ни Осмеяния Христа. Само Распятие изображено на северном тимпане, а северная часть фриза посвящена событиям уже после Воскресения - об этом в следующем посте.

viatolosana

Previous post Next post
Up