Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар.
Часть вторая.Южная сторона фриза.
В этой части мы рассмотрим половину рельефов фриза, тянущегося по всему порталу под тимпанами. На схеме они обозначены номерами 1-23.
(автор схемы - Mirelle Bélanger).
Южный фриз (сиреневый на схеме) начинается под левым тимпаном.
Сюжет Входа Господня в Иерусалим распадается здесь на следующие сцены: Приготовления (1), Процессия апостолов (2), собственно Вход (3) и Жителей Иерусалима, приветствующие Христа (4). В первой части мы видим 9 персонажей, которых можно разделить на несколько групп. Первая,крайняя слева, состоит из четырех мужчин, одетых как апостолы. Молодой апостол отвернулся от всех в сторону и смотрит наверх, у двух в руках книги. Эти персонажи как будто наблюдают за разворачивающейся историей, возможно, это четыре евангелиста?
(источник фотографии - medart.pitt.edu)
(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)
Далее начинается, собственно, история Входа в Иерусалим: "И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их" (Мф 21, 1-7). Матфей и другие синоптики (Лука и Марк) упоминает двух учеников. Однако в следующей группе мы видим четырех персонажей - к сожалению, головы их сильно повреждены, что затрудняет понимание того, все ли четверо разные люди, или же это одни и те же люди, и изображена последовательность событий. Насколько можно судить, один из персонажей, с длинными волосами, кладет руку на плечо стоящему перед ним и оборачивающемуся к нему человеку. Возможно, это Иисус, посылающий одного из учеников за ослом. Далее мы видим человека, поднимающего одну руку в жесте говорения, другого человека, отвязывающего осла и, наконец, персонажа, протягивающего руки к спине осла. Скульптор изображает только одного осла (так у Иоанна: "Иисус же, найдя молодого осла, сел на него" (Ин,12,14)). Отвязывающий осла, видимо, один из апостолов, а стоящий над ним человек - житель селения, спрашивающий, зачем тот делает этого. Протягивающий руки к ослу, скорее всего - Иисус, собирающийся сесть на него. Его прическа похожа на прическу первого человека в группе, возлагающего руку на плечо другого.
(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
Прямо под тимпаном мы видим процессию из апостолов, возглавляемую Иисусом на осле, которая движется по направлению к Иерусалиму.
(источник фотографии - peregrinations.kenyon.edu)
Прежде всего, она соотносится по сюжету с изображенным на тимпане поклонением волхвов Христу (
https://aunt-millicent.livejournal.com/129836.html). Приход волхвов предвозвещает вход Христа в Иерусалим. Как правило, учеников - всех или некоторых изображале в сцене Входа Господня в Иерусалим, но скульпторы Сен-Жиль-дю-Гар растягивают их в длинную необычную процессию. Возможно, такое решение продиктовано удлиненной формой фриза, а возможно, обычаем совершать в Вербное воскресенье торжественную процессию в память о Входе Господнем в Иерусалим. Среди апостолов можно увидеть и осленка, упомянутого в синоптических евангелиях
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
Апостолы держат в руках книги, свитки и пальмовые ветви (ветви вообще упоминаются у всех евангелистов, а конкретно пальмовые - у Иоанна). В процессе последней реставрации были обнаружены следы полихромии, и теперь мы знаем, что процессия тянулась на голубом фоне.
(автор фотографии - Mirelle Bélanger)
Двое людей перед Иисусом кладут одежды под копыта осла. Это иллюстрация к словам Иоанна: "Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Еще двое забрались на дерево и оттуда размахивают пальмовыми ветвями. В евангелиях на дерево, чтобы увидеть Иисуса, забирается Закхей при входе Христа в Иерихон. Но в иконографии праздника сложилась традиция изображать сидящих на дереве и при Входе в Иерусалим.
(автор фотографии - Mirelle Bélanger)
Еще несколько людей выглядывают из-за стен Иерусалима, который выглядит как типичный укрепленный средневековый город. В центре его находит здание, увенчанное куполом
необычной формы. Мы уже видели его на голове у Синагоги на северном тимпане (
https://aunt-millicent.livejournal.com/129836.html).
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
Группа приветствующих с пальмовыми ветвями продолжается и дальше. В ней присутствуют такие необычные персонажи, как мальчик, пытающийся залезть на дерево, и сомневающийся,
которого друг за руку тянет присоединиться к встречающим Мессию.
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
Карра Фергюсон О'Меара полагала, что для создателей и первых зрителей, южный фриз являл собой ясный намек на вход христиан в Иерусалим во время Крестового похода - так же, как триумфально туда вошел Христос, войдут в город и его последователи.
Главный фриз (на схеме показан желтым) начинается с двух сцен: Два переговаривающихся человека (5 на схеме) и Иуда, получающий серебренники за предательство (6)
(источник фотографии - Wikipedia)
Видимо, в первой сцене перед нами Иуда, договаривающийся о размерах вознаграждения. Он стоит справа и загибает пальцы, как бы подсчитывая или аргументируя. Его собеседник
показывает пальцем на странную выпуклость в районе шеи Иуды - мешочек с деньгами, которые тот носил, будучи казначеем апостолов.
(источник фотографии - Wikipedia)
На следующей сцене изображено уже получение денег. Сидящий на курульном кресле человек в плаще, похожий больше на римского чиновника, чем на иудея (но имеется в виду Каиафа-первосвященник), протягивает торопящемуся к нему Иуде деньги. За спиной у дающего видна фигурка слуги или советника. Показан момент, когда деньги переходят из рук в руки. Иуду подводит и поддерживает провожатый, еще один свидетель стоит между ним и дающим. Обе сцены происходят на фоне ниш - так скульптор хочет показать нам, что местом действия является внутренность дворца или храмовых помещений.
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
(источник - fondation-patrimoine.org)
Иуда, получающий плату за предательство - сцена, чрезвычайно редкая в романском искусстве (хотя и не уникальная). Разбиение на два эпизода в целом соответствует евангельскому тексту ("Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников" - Мф 26, 14-15) но нигде более мне не встречалось.
Интересно, что событий на этой части фриза изображаются в обратном евангельскому порядке. В тексте Нового Завета сначала рассказывается о Воскрешении Лазаря, затем о Входе в Иерусалим, потом об Изгнании торгующих из Храма, а после этого уже о предательстве Иуды. На фасаде Сен-Жиль-дю-Гар все переставлено: сначала мы видим Вход Господень в Иерусалим,потом Иуду с деньгами, затем Изгнание торгующих и уже после этого - Воскрешение Лазаря.
(источник фотографии - Wikipedia)
Изгнание торгующих в синоптических евангелиях идет сразу после Входа Господня в Иерусалим: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и
опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф 21, 12-13). На рельефе в Сен-Жиль-дю-Гар (7 на схеме) мы видим Христа с огромным крестообразным нимбом (его еще не было в сцене Входа в Иерусалим) замахивающимся и буквально выталкивающих торговцев из Храма. Снова действие происходит на фоне ниш, между двумя строениями, символизирующими храмовую территорию.
(источник фотографии - Flickr, kristobalite)
.
Кто-то убегает с голубями, кто-то с мешком, полным денег, кто-то бежит вместе со скотом для жертвоприношений, любовно вырезанным мастерами.
(автор фотографии - Mary Ann Sullivan)
За храмовой башней - две сцены, относящиеся к сюжету Воскрешение Лазаря (8 на схеме). Эта история, популярная, как предвосхищение Воскресения Христова, рассказывается только в Евангелии от Иоанна, в 11 главе. Первая сцена иллюстрирует следующий эпизод: "Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился" (Ин 11, 32-33). Как было принято к тому времени, изображалась не только Мария, но и Марфа, то есть обе сестры Лазаря, павшие к ногам учителя.Вторая - собственно Воскрешение: "Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет" (Ин 11, 43-44). Справа - плохо сохранившаяся фигура Лазаря в пеленах, слева, видимо, развязывающий его.
(автор фотографии - Mirelle Bélanger)
История Марфы, Марии и Лазаря была особенно популярна на юге Франции, так как по легенде, именно здесь они очутились после смерти Христа (см. об этом здесь:
https://aunt-millicent.livejournal.com/129706.html). Как и в сцене Входа Господня в Иерусалим, здесь были обнаружены следы полихромии.
За поворотом фриза начинаются сцены Тайной вечери - и об этом мы поговорим в следующий раз.