Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар. Часть четвертая.

Aug 16, 2020 12:57

Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар.
Часть четвертая. Южная часть фриза.

В этом  посте мы рассмотрим рельефы фриза, обозначенные номерами 17-23.


(автор схемы - Mirelle Bélanger).

В этой части фриза, как и в других, события не всегда изложены в хронологическом порядке. Он начинается с фигур, которые можно интерпретировать, как явление воскресшего Христа в Эммаусе (017) и Марии Магдалине (Noli me tangere; 018).

О встрече Христа с учениками рассказывает евангелист Лука (24, 13-33). Иисус стоит с посохом (или пальмовой ветвью мира) в руках, разговаривая с одним из учеников. Другой ученик изображен погрудно, опирающимся на посох, то ли с сумкой паломника, то ли с фляжкой.





(Автор фотографий - Mirelle Bélanger)

Уитни Стоддард (1973) отмечал, что тема паломников была особенно важна в Сен-Жиль-дю-Гар именно из-за того, что город служил одним из пунктов и по дороге пилигримов в Рим, и в Сантьяго-де-Компостела, и даже в Иерусалим.

Очень необычно явление Иисуса Марии Магдалине (источник этого сюжета - Евангелие от Иоанна (20,14-18). Обычно Мария Магдалина находится у ног Иисуса, иногда стоит рядом с ним, но здесь она сидит на троне, и одна рука у нее поднята. Это больше похоже на иконографию Девы Марии "Престол Премудрости", а не на "Noli me tangere" (Не прикасайся ко мне). Джуди Скотт в 1981 году предположила, что фигуры Иисуса и Марии не должны были находиться рядом, и каменный блок с женской фигурой на троне был позднее перемещен взамен утраченного.


(Автор фотографии Mary Ann Sullivan)

(Источник - circuloromanico.com)

У Иисуса снова в руках нечто вроде посоха.

19 - Пир в доме Симона Фарисея.

Об этом рассказывается во всех четырех евангелиях, но по-разному. У Луки (7, 36-50) некая женщина, грешница, придя к фарисею, когда сидел там на пиру Иисус, умывает тому ноги слезами, вытирает своими волосами и умащает миром. В ответ на недовольство фарисея Иисус рассказывает притчу, завершая ее обещанием: "прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит". Самой же женщине он говорит кратко: "прощаются тебе грехи". У Иоанна (12, 1-8), пир происходит не у безымянного фарисея, а у Марфы и воскрешенного Лазаря в Вифании. Женщина тоже называется по имени: Мария, видимо, сестра Марфы. На этот раз слез нет, но она отирает помазанные миром ноги Иисуса своими волосами. Иуда предлагает продать остаток мира и потратить вырученные деньги на нищих. Иисус отвечает ему: "оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда". О грехах Иоанн не говорит, а у Марка (14, 3-9) и Матфея (26,6-13) обе темы - погребения и грехов - соединяются. Они называют имя хозяина дома (Симон прокаженный), безымянная женщина возливает миро Иисусу на голову, ученики негодуют, что так попусту расходуются дорогие вещи, а Иисус снова говорит им, что женщина приготовила его тело к погребению, и потому "где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала".

В Сен-Жиль-дю-Гар изображена версия Луки: женщина омывает ноги Иисусу, а не возливает миро ему на голову. За столом нет Марфы, значит это не иллюстрация к рассказу Иоанна, и человек, к которому обращается Иисус - не Иуда, а фарисей (сравните со сценой в клуатре арльского собора, где ясно видна фигура Марфы - см.об этой сцене здесь: https://aunt-millicent.livejournal.com/129706.html). Мария изображена в тот момент, когда она вытирает ноги Иисусу своими волосами. Ее лицо - единственное неповрежденное на всей южной части фасада.


(Источник - Flickr, Martin Miles)

Прямо под тимпаном с Распятием расположен фриз, изображающий события Воскресения.


((Автор фотографии Mary Ann Sullivan)

Первая сцена (020) - покупка благовоний женами-мироносицами. Сюжет с приходом жен, желающих умастить тело Иисуса, к гробнице, есть во всех синоптических Евангелиях (Мф 28, 1-7; Мк 16, 1-7; Лк 23,56; 24, 1-12;у Иоанна к гробу приходит только Мария Магдалина), однако покупка ароматов описана только у Марка.
Считается, что фигуры продавцов благовоний появляются в романском искусстве под влиянием литургической драмы - в пасхальных представлениях, как того времени, так и более поздних, обычно в подробностях разыгрывается сценка в лавке.
У всех фигур иконоборцами уничтожены лица, однако жесты и обстановка достаточно красноречивы и говорят сами за себя.


(Источник - Flickr, Kristobalite)

(Источник - fondation-patrimoine.org)

Второй сюжет центральной части южного фриза - Жены-мироносицы у Гроба Господня (021)





(Автор фотографии Mary Ann Sullivan)


(Источник - Flickr, Kristobalite)

Они оказываются у пустой гробницы с закрытой крышкой, из под которой видны пелены. Слева от гроба заснувшие солдаты, справа ангел в роскошно убранном драгоценными камнями одеянии. В одной руке он держит некий предмет, поставленный на крышку гроба (свеча?), другой указывает наверх, как бы обращаясь к женщинам со словами " Его нет здесь - Он воскрес, как сказал".

А в следующей сцене (022) уже сами жены повторяют жест ангела, указующий наверх, обращаясь к групе мужчин.


(Источник - Flickr, Kristobalite)

Об этом рассказывает Лука (24, 9-11): " и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им".
Стоддард также не исключает возможности, что сидящая фигура - Христос, явившийся мироносицам ("Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня" - Мф 28, 9-10).

Наконец, последняя фигура фриза - это развернувшаяся в благословляющем жесте фигура Христа (023). Лицом к нему поворачивается один из апостолов в предыдущей сцене, в руках чаша.


(Автор фотографии Mary Ann Sullivan)

Возможно, таким образом иллюстрируются заключительные строки Евангелия от Луки ("И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" - 24,51).

Так, прощальным жестом воскресшего Иисуса заканчивается длинный, тянущийся по всему фасаду Сен-Жиль-дю-Гар, фриз. В следующем выпуске мы спустимся ниже и рассмотрим фигуры
апостолов.

viatolosana

Previous post Next post
Up