Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар. Часть пятая.

Oct 02, 2020 12:06

Фасад бывшей церкви аббатства Сен-Жиль, Сен-Жиль-дю-Гар.
Часть пятая. Апостольский ряд и рельефы в нижней части.

В этом посте мы завершим рассмотрение фасада Сен-Жиль-дю-Гар.

На схеме апостолы обозначены буквами E - P, ангелы, сражающиеся с демонами, буквами D и Q, а рельефы нижней части - буквами a - l.


(автор схемы - Mirelle Bélanger).

Слева и справа на фасаде, точно стражники, расположились архангелы. С северной стороны архангел Михаил попирает ногами дракона-Сатану и пронзает его копьем.


(Источник - Wikipedia)

С южной - ангельское воинство, сражающееся с целым демонским воинством.


(Источник - Wikipedia)


(Источник - Flickr, Martin Miles)

Мы видим одну страшную рожу в правом углу, и как бы падающего вверх ногами (падший ангел Люцифер?)наполовину человека, наполовину зверя, изо рта у которого выходит хвост змеи.


(Источник - Wikipedia)

Слева и справа по фасаду выстроились апостолы. В северной части это Матфей, Варфоломей, Фома и Иаков Младший.


(Источник - Wikipedia)

Над евангелистом Матфеем (Е) в левому углу надпись: BRUNUS ME FECIT (Брунус сделал меня). Такого рода указания на авторство не так уж редки в средневековом искусстве.
У самого Матфея в руках книга, на которой видны остатки надписи: [...] V NOP[...]E, не поддающейся расшифровке.


(Источник - medart.pitt.edu)

На свитке апостола Варфоломея (F) следующая надпись: EGO BARTOLOMEUS APOSTOLUS CHRISTI [NON] EVERTI QUEMQUAM SED CONVERTI (Я Варфоломей, апостол Христа, никого не отвратил, но обратил). Это несколько видоизмененая версия слов апостола Варфоломея из его жития: когда он обращает в христианство царя Полемия, то его брат, царь Астраг, укоряет Варфоломея, заявляя, что тот отвратил Полемия от веры. На это Варфоломей отвечает "Я не отвратил его, но обратил в истинную веру", после чего принимает мученическую смерть. Очевидно, выбор этих слов объясняется полемикой с еретиками, о которой мы говорили уже в первом посте, посвященном фасаду (https://aunt-millicent.livejournal.com/129836.html). Рядом с правым плечом апостола была еще одна надпись, от которой ныне осталось лишь несколько букв (нечитаема).


(Источник - bienvenueenprovence.fr)

G - фигура апостола Фомы, у которого на книге написано NISI VIDERO IN MANIBUS EJUS FIXURAM CLAVORUM ET MITTAM DIGITUM MEUM IN LOCUM CLAVORUM ET MANUM MEAM IN LATUS EJUS NON CREDAM (Если не увижу на руках его следа от гвоздей и не вложу руку свою в бок его, не поверю). Эти слова вновь подчеркивают значимость темы воскресения плоти для иконографической программы Сен-Жиль-дю-Гар в контексте борьбы с манихейски настроенными сектами.


(Источник - medart.pitt.edu)

Н - апостол Иаков Младший. Голова апостола не сохранилась, но частично видна надпись над его нимбом: JACOBUS FRATER DOMINI [JER]OZOLIM[E] EPISCOPUS I[...] (Иаков брат Господень, епископ Иерусалима). И снова выбор и апостола, и надписи говорит об историческом контексте, на этот раз о связи Сен-Жиль-дю-Гар с крестовыми походами.


(Автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

I - J Иоанн Евангелист и Петр стоят слева у входа в храм.


(Источник - Wikipedia)

На книге у Иоанна написано IN PRINCIPIO ERAT VERBUM (В начале было слово), первые слова Евангелия от Иоанна.


(Источник - Wikipedia)

У апостола Петра нет ни книги, ни свитка с надписью, но в левой руке он держит ключи от царствия небесного, а его одеяние обшито драгоценными камнями.


(Источник - Wikipedia)


(Автор фотографии - Mary Ann Sullivan)

K - L Напротив стоят Иаков Старший и Павел.


(Источник - Flickr, kristobalite)

Надпись у Иакова начинается на книге и продолжается на нимбе: OMNEM DA[T]UM OBTIMUM ET OMN[E] DONUM PER[F]ECTUM DESURSUM EST DECENDENS A PATRE LUMINE (Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов).


(Источник - Wikipedia)

Это цитата из Послания апостола Иакова (1,17) и одновременно начало буллы папы Иннокентия II 1139 г., утвердившей орден тамплиеров. Как известно, в Сен-Жиль-дю-Гар находилось одно из первых командорств тамплиеров в регионе, богатое и влиятельное. Еще одно указание на крестовые походы!

У апостола Павла на свитке надпись: GRATIA DEI SUM ID QUOD SUM (благодатию Божиею есмь то, что есмь), слегка измененная цитата из 1 Послания к Коринфянам (15,10).


(Источник - Flickr, kristobalite)

M, N, O, P - апостолы, которых невозможно идентифицировать. У двоих из них совершенно стерты лица, у последнего от лица мало что осталось. Надписей у них нет.


(Источник - Wikipedia)

Изображения в нижней части фасада образуют свой собственный цикл, который впервые был подробно рассмотрен только в нашем веке, израильским ученым Гилем Фишхофом. Он
обратил внимание на то, что библейские сцены  здесь взяты из Ветхого завета и, таким образом, являются в буквальном смысле основой для новозаветных сцен в верхней части. Однако, если верхняя часть составляет логический нарратив, то внизу сцены в него не складываются. Возможно, они должны были, по замыслу художников, сочетаться не друг с другом, а с теми сценами, что расположены выше. Именно в нижней части изображены животные, что соответствует иерархии творения - внизу звери, выше люди (апостолы), еще выше события из жизни Христа.
В северной и центральной части у оснований колонн и опор представлены львы в разных видах. a и d - сидящие, b, h, i - пожирающие людей, с - преследующие дичь.





(Источник - Flickr, Joan Ggk)

Лев - чрезвычайно важный зверь, часто встречающийся в романском искусстве. Его значение двойственно, он может символизировать Христа, а может и дьявола.
Угрожающие львы расположены под статуями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Иакова Старшего, то есть, в непосредственной близости от входа в храм. Львы, преследующие и
хватающие дичь, часто встречались уже на римских надгробиях, где такой лев означал смерть. В галло-романском искусстве они пожирают и людей. Никакой борьбы в Сен-Жиль-дю-Гар мы не видим, люди полностью подчинены львам, пассивны, не сражаются за свою жизнь. Пара под ногами Иакова Старшего производит особенно тяжелое впечатление, так как лев
процарапывает глубокие раны на спине лежащего у его лап мужчины.


(Источник - medart.pitt.edu)


(Источник - Flickr, Joan Ggk)

Сражение есть на соседней опоре (е), где лев хватает перевернутую фигуру человека, а странным образом изогнувшийся второй хватает зверя сзади.


(Источник - Flickr, only tradition)

С другой стороны той же опоры целый зоопарк - обезьяны и верблюд. Две скованные обезьяны поворачивают головы, чтобы посмотреть на верблюда за их спинами.


(Источник - Wikipedia)

Уже для римлян обезьяна была карикатурой на человека, символом лицемера и хитреца, олицетворением уродства. В христианской культуре Средневековья с обезьяной
сравнивали врагов Христа, язычников и еретиков. В бестиариях обезьяна служила примером того, кем станет грешник - только похожим на человека, утерявшим подобие Божье. В романском искусстве часто встречается образ обезьяны на цепи - иногда, как на рельефе из Байё, со своим хозяином.


(Источник - Flickr, Martin Miles)

Этот образ просуществовал в европейской культуре вплоть до Нового
времени (наверное, всем известны две прикованные обезьяны на подоконнике кисти Питера Брейгеля Старшего).


(Источник - Wikipedia)

Но почему они смотрят на верблюда?
Верблюд славился в Средние века как переносчик тяжелых грузов (Исидор Севильский даже производил это слово от слова "земля", ведь верблюд встает на колени, чтобы на него возложили ношу). Верблюд стал символом смирения и даже самого Христа, который безропотно понес на себе бремя людских грехов. Но кроме того, верблюд обозначал восток и ислам. Например, на мантии Рожера II, первого короля Сицилии, львы побеждают именно верблюдов, чтобы обозначить завоевание христианами мусульманского дотоле острова.


(Источник - trc-leiden.nl)

Более того, земли, которые графы Тулузы и Сен-Жиль завоевали в районе Триполи в нескольких источниках XII в. называются "землями верблюдов". Альберт Ахенский называет Гильома Жордана Сен-Жиль "господином верблюдов", Camelae Dominus Willelmus Sartangis.
Грифон на соседней опоре тоже может быть символом мусульман.


(Источник - medart.pitt.edu)

На основаниях слева от центрального входа, под статуями апостолов Иоанна и Петра и ниже пожирающих людей львов мы видим Жертвоприношение Авеля и Каина (g) и Убийство
Авеля (f).


(Источник - Wikipedia)


(Источник - medart.pitt.edu)

В сцене убийства Каин хватает брата за волосы и перерезает ему горло. За ним отвратительный демон, а душа Авеля уже поднимается наверх, где ее коронуют (мученический венок принимает форму короны).









(Источник - Wikipedia)

Сравнение Авеля, невинной жертвы, с Иисусом, а Каина, убившего его, с евреями, было сформулировано уже свв. Амвросием Медиоланским и Августином. В Оксфордской морализованной библии XIII в. изображение убийства Авеля помещено параллельно изображению Распятия, а в надписи рядом говорится о том, что Каин, убивший Авеля, обозначает евреев, распявших Иисуса Христа. На той же странице мы видим и сопоставление жертвы Каина с жертвой евреев, которые приносят Богу плоды ростовщичества, а жертвы Авеля - с жертвой христиан, которые приносят Богу плоды добрых дел.


(Источник - digital.bodleian.ox.ac.uk)

С Каином сравнивали не только евреев, но и еретиков, поэтому неудивительно, что и в сцене Жертвоприношения Каина и Авеля в Сен-Жиль-дю-Гар мы видим, что рядом с
Каином снова демон, это как бы его постоянный спутник.


(Источник - Wikipedia)

Наконец, Каина называли прародителем мусульман, что снова возвращает нас к теме крестовых походов.

Справа от центрального входа - самые разнородные сцены. j - Кентавр, преследующий оленя; k - Валаам; l - Самсон и кормящая львица. Кентавр, стреляющий в оленя - повторяющийся
мотив в искусстве XII-XIII вв.


(Источник - Wikipedia)

Он встречается, например, на кронштейнах церкви Сен-Трожан в Рето.


(Источник - Flickr, Martin Miles)

Олень может служить символом Христа (как у Гуго Сен-Викторского) или верующего во Христа (так еще отцы Церкви интерпретировали слова 41 псалма: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!). Кентавр же в таком случае обозначает силы зла, как существо не полностью человеческое. В одном из своих письма Петр Достопочтенный (ок.1094 - 1156) называет тех, кто преследует монахов, кентаврами. Возможно, образ кентавра, преследующего оленя, можно трактовать как соблазны плоти, преследующие христианина. Или соблазн ереси?


(Источник - Flickr, Joan Ggk)

Валаам, как и часть соседнего рельефа с Самсоном и львицей, к сожалению, почти полностью стерты. Хорошо сохранился лишь образ матери-зверя, который можно трактовать как
зло, питающее грехи.


(Источник - Wikipedia)

Чуть выше, в основании колонны второго уровня (m) - сцены из жизни царя Давида. С одной стороны мы видим мирную пасторальную сцену. Молодой Давид сидит перед своими
стадами и играет на арфе, к нему подходит ангел и указывает вдаль. Давид отворачивается от стад, как бы переходя от старой жизни к новой.


(Источник - medart.pitt.edu)

Хотя царь Давид,играющий на том или ином музыкальном инструменте, рядом с дикими зверями или вместе с другими музыкантами, достаточно часто встречается в средневековом
искусстве (например, в Тулузе есть капитель, где он своей музыкой, подобно Орфею, покорил диких львов), образ с ангелом и играющим Давидом уникален.


(Источник - Flickr, Martin Miles)

Не является он и иллюстрацией к библейскому тексту, в нем призвание Давида описывается совсем по-другому. Трудно сказать, что послужило источником вдохновения для мастера, возможно, он опирался на известные ему изображения Орфея, играющего диким зверям.

На южной стороне того же основания - Убийство Голиафа.


(Источник - Wikipedia)

Давид был одним из символов (префигураций) Христа, а его битва с Голиафом рассматривалась средневековыми богословами, как победа Христа над Сатаной (так толковал уже св.Августин). Меч обозначал Логос, а праща - заповедь любви к ближнему. Кроме того, Давид мог служить и образцом для светского правителя. Владения, которые крестоносцы завоевывали на Святой земле, иногда обозначались, как "царство Давида". Неслучайно на окладе Псалтири Мелисенды, жены Фулька Анжуйского, короля Иерусалима с 1131 г., изображены 6 медальонов со сценами из жизни Давида.


(Источник - blogs.bl.uk)

Голиафом же, в художественной литературе XII-XIII вв. иногда называли сарацинских правителей и военачальников. Кольчуга Голиафа в Сен-Жиль-дю-Гар отличается от других изображений кольчуг в южной Франции того периода и, возможно, ей специально придан оттенок "чуждости". Чтобы подчеркнуть победу крестоносцев, скульптор выбрал из всей истории Давида и Голиафа момент окончательной победы: меч Давида обезглавливает Голиафа.

Под южным входом - медведи (n) и коленопреклоненные персонажи (o). Медведи, полусидя, грызут колонну со всех четырех сторон, а между ними зажаты небольшие человеческие
фигурки.




(Источник - Flickr, Joan Ggk)

С другой стороны сильно пострадавшие от времени человеческие фигурки с натугой несут колонну. Они показаны как бы в движении, а не статично.


(Источник - Flickr, Joan Ggk)

Такого рода полураздавленные фигуры людей и животных иногда трактуются, как олицетворения грехов и грешников, вынужденные нести на себе всю тяжесть храма.

Фасад бывшего аббатства Сен-Жиль-дю-Гар - сложное произведение, которое можно читать и по горизонтали, и по вертикали; в котором сцены и мотивы перекликаются друг с другом.
К сожалению, значения некоторых из них до сих пор не понимают даже специалисты, а туристу и паломнику остается только любоваться целым и деталями да догадываться о величии
замысла.

viatolosana

Previous post Next post
Up