Магелон. Собор свв.Петра и Павла.
Из Сен-Жиль паломники обычно идут в Монпелье через Вовер и Лансарг. Однако в этих местах никакой романской скульптуры нет, поэтому мы пойдем более длинным путем через остров Магелон.
По дороге можно заглянуть в город со страшноватым названием Эг-Морт (Мертвые воды) - оно происходит от окружающих его соленых озер.
Старая часть города на карте представляет собой прямоугольник, полностью обнесенный стенами. Эти земли в 1240 купил король Людовик Святой, и он же в 1242 году заложил первую башню порта - Башню Констанции.
(Источник - Wikipedia)
(Источник - Wikipedia)
Людовику нужен был порт на Средиземном море, ведь Марсель в то время принадлежал Карлу I Анжуйскому, Агд графу Тулузскому, а Монпелье королю Арагона. Впоследствии именно отсюда Людовик отправился в Седьмой (1248 г.) и Восьмой (1270) крестовые походы.
Высота стен составляет 11 метров, всего в прямоугольнике 20 башен и 10 ворот. Они производят мрачное и какое-то унылое впечатление, учитывая еще и то, что море отступило от города, и теперь город расположен не на побережье.
(Источник - jfdeligementon.com)
Соль тут добывают до сих пор, а о Людовике Святом напоминают не только стены, но и готическая церковь Нотр Дам де Саблон (Девы Марии на песках), в которой служилась месса перед отплытием короля и его войск на Святую землю.
(Источник - Wikipedia)
К сожалению, от ее убранства ничего не осталось.
От Эг Морт, идя между соленых озер и морем, мы попадем на маленький остров Магелон, соединенный с большой землей мостом.
(Источник - compagnons-de-maguelone.org).
На этом вулканическом острове христиане построили церковь уже в позднеантичные времена, а с VI в. здесь уже была епископская кафедра. Тут был порт, жители ловили рыбу и добывали соль. Магелон, как и многие прибрежные поселения в Лангедоке, неоднократно подвергался военным нападениям. В VII в. его осаждали визиготы, в 715-719 гг. захватили сарацины, но уже в 737 г. Карл Мартелл вернул остров. Он уничтожил первый собор Магелона, так как тот был превращен в мечеть. В IX-X вв. остров был покинут монахами и клириками, и церковная жизнь вернулась туда только при епископе Арно (1032-60). Он не только начал строительство нового собора и возведение моста, связывающего остров с близлежащей деревней, но и основал на Магелоне аббатство. В то время остров был все еще опасным местом, и в Магелонской Хронике читаем: “Во время господина Арно, епископа Магелоннского, церковь в Магелоне была не населена, из страха перед сарацинами. Там был порт, через который сарацинские галеры свободно проникали на остров и часто забирали с собой все, что обнаруживали. Там было четыре капеллана, которые служили мессу, но в последнее время они не осмеливались появляться в церкви из страха перед пиратами”.
Именно поэтому - из страха перед набегами сарацинов, пиратов, наемников, да и местных аристократов, не гнушавшихся нападениями на монастыри и храмы - во время перестройки собора (конец 11 - начало 12 вв.) аббатство укрепляют стенами с машикулями. Собор свв.Петра и Павла в Магелоне - одна из нескольких укрепленных церквей в Южной Франции, не просто храм, но место, способное выдержать небольшую осаду и дать убежище клирикам и местным жителям.
(Источник - Wikipedia)
Сугерий, будущий аббат Сен-Дени, побывавший на острове в 1118 году, так описывает его в своей “Жизни короля Людовика Толстого” - “тесный остров в море, который управлялся одним епископом, клириками и редкими служителями надзираемый, одинокий и незначительный, но со стеной по причине набегов бороздивших море сарацинов, - крепчайший город” (Перевод Т.Ю.Стукаловой)
По всей видимости, был укреплен не только собор, но и вся территория аббатства была окружена стеной, подобной стене в Эг-Морт. Увы, она не сохранилась.
Расцвет Магелона пришелся на XII-XIII вв. Епископы-аббаты богатели за счет разрешений на рыбную ловлю и добычу соли, таможенных сборов и даров верующих. Были сооружены новый собор, клуатр, дворец для епископа и его гостей (в их числе были папы Урбан II, Гелазий II, Калликст II). В XIII в. здесь был своего рода форпост Рима, католический оплот против альбигойской ереси. Пьер де Кастельно, чье убийство в 1208 году спровоцировало альбигойский крестовый поход, был архидьяконом Магелона.
Но уже в XIV-XV вв. Магелон постепенно приходит в упадок, так как его привилегии и независимость ограничиваются и королями Майорки, и владетелями Монпелье, и королями Франции.
Последним епископом Магелона был Гийом Пеллесье (1526 - 1568). Он убедил короля Франциска I перенести кафедру в Монпелье, что и произошло в 1536 г. c разрешения папы Павла III. В 1562 г. в заброшенное аббатство пришли войска гугенотов, затем их сменили королевские войска. В 1632 г. Ришелье получил королевское разрешение на разрушение монастырского укрепленного комплекса (точно так же он разрушил и многие другие укрепления в южной Франции, стремясь к тому, чтобы гугеноты не могли их использовать в своих интересах), но церковь кардинал не тронул. Во время Революции то, что осталось, было продано, в качестве национального достояния. Уже в 1840 церковь была признана историческим памятником, однако только в 1852 году, когда она попала в частные руки, началась реставрация. Фредерик Фабреже, купивший остров, произвел на нем раскопки, издав их результаты в трех томах, частично перестроил собор и вновь засадил Магелон деревьями. В 1875 Фабреже и его семья вновь открыли собор для богослужений. Следующая реставрация началась в 1940-е гг., а с 1969 г.Магелон принадлежит благотворительной организации Compagnons Association de Travail, которая держит здесь ферму.
Снаружи можно рассмотреть остатки укреплений собора - контрфорсы и башни.
(автор фотографии Stephane Quintin, источник Googlemaps)
(автор фотографии Nath L, источник Googlemaps)
Скульптурное убранство собора очень скупо и сконцентрировано у входа в храм. Вот как описывает рельефы портала Проспер Мериме: “Внутреннюю часть тимпана занимает барельеф, изображающий всевышнего; тут же помещены символические атрибуты четырех евангелистов; ниже расположен поясной карниз, покрытый вязевым орнаментом византийского стиля.
Два барельефа из белого мрамора вделаны в арочные опоры портала. На одном изображен апостол Петр, которого нетрудно узнать по ключам и курчавой шевелюре, на другом - апостол Павел с обнаженным мечом в руке. Мне показалось, что обе эти фигуры выполнены в более старинном стиле, чем барельеф тимпана. Быть может, украшая портал, здесь поместили какие-то старинные изваяния, снятые с других памятников” (Заметки о путешествии по югу Франции, перевод Я.Лесюка) .
(Источник - Wikipedia)
(Источник - Wikipedia)
(автор фотографии Vicente Gutierrez, источник Googlemaps)
(источник - tripadvisor.com)
Мериме прав - святые покровители собора, Петр и Павел, были вырезаны, видимо, в XI в. Скорее всего, они были частью тимпана или амвона, взятого из более старой церкви. Ключи в руке апостола Петра - не только его атрибут, они еще и напоминают о связях Магелона с Римом. Необычно изображение апостола Павла - он не просто держит свой атрибут - меч - в руках, но как бы замахивается им, охраняя вход в собор. Ноги апостола Павла помечены маленькими крестами.
Между тимпаном и изображениями святых идет широкая полоса аканфа - одного из традиционных южнофранцузских романских типов орнамента, основанного на античных образцах. Сверху и снизу от полосы есть надписи. Первая начинается на левой вертикальной стороне прямоугольника, а затем перетекает на нижнюю горизонтальную сторону. Она гласит:
B D' III VIIS FECIT HOC + AnNO INCarnatio-
nis Domini M.C.LXX.VIII - Бернар Тревьер сделал это в год воплощения Господня 1178.
(автор фотографии Karol Szcozodrowski, источник Googlemaps)
Таким образом, перемычка над проемом датируется точно, и она была создана раньше готического тимпана (примерно конец XII - начало XIII в.).
Вторая надпись в стихах, это так называемый леонинский стих:
+ AD PORTVm VITE : SITIENTES QVIQue VENITE :
HAS INTRANDO FORES : VESTROS COmPONITE MORES
HINC INTRANS / OR/A : / TV/A / SEmPer / CRI/MI/+NA FLORA :
QVICQuID PECCATVR : LACRIMARum FONTE LAVATVR +
В своей книге “Аллегория Церкви: Романские порталы и их стихотворные надписи” Чарльз Кендалл так переводит ее:
“Вы, что жаждете, придите к дверям вечной жизни; входя в эти двери, исправьте свое поведение. Молитесь, когда будете входить, всегда рыдайте о своих преступлениях; все, в чем вы согрешили, будет омыто фонтаном ваших слез”.
Она записана таким способом: начинается над аканфом по горизонтали, продолжается справа по вертикали, а затем перетекает на нижнюю горизонтальную полосу, где левую часть уже занимает окончание первой посвятительной надписи.
Слева и справа два фигурных кронштейна, тоже с головами апостолов Петра и Павла. Голова апостола Петра расположена под апостолом Павлом, а голова апостола Павла - под апостолом Петром.
(автор фотографии Christine Cazal, источник Googlemaps)
(автор фотографии Pierre Coudougnan, источник Googlemaps)
В собор можно и нужно зайти, но из скульптуры, кроме более саркофага VI в. и готических надгробий, можно увидеть только несколько романских капителей: со странными ушастыми и крылатыми существами и с растительным орнаментом.
(автор фотографии Gines Guirao, источник Googlemaps)
(автор фотографии Jim Carey, источник Googlemaps)
(источник - Wikiwand)
(автор фотографии Karol Szcozodrowski, источник Googlemaps)
(автор фотографии Lia Palumbo, источник Googlemaps)
(автор фотографии Marc Miloutinovitch, источник Googlemaps)
(автор фотографии Bruno Meistermann, источник Googlemaps)
(автор фотографий Vicente Gutierrez, источник Googlemaps)
Магелон, когда-то опасный и удаленный остров, стал одним из любимых мест отдохновения для местных жителей и туристов. Сюда приезжают на выходные или на Фестиваль церковной музыки, пьют вино, наблюдают за птицами и гуляют вдоль моря.
Мы же отправляемся дальше, в Сен-Гильем-ле-Дезер через Монпелье.