И всё же не могу согласится с тем, что "доклассическая" музыка характеризуется слабой программностью. Барочные композиторы создали подлинные шедевры программной музыки. Обращения к тексту, теме - общее место в практике композиторов барочной эпохи. Те же времена года имеются у множества композиторов, начиная с Шарпантье и Буамортье с их циклами кантат, Гуидо, и наконец Гайдном, создавшим выдающуюся ораторию "Времена года". Абстрактные образы это ещё один интереснейший момент в барочной музыке. Как например вообразить Юнону? Жан Фери Ребель, кроме фееричной оркестровой и балетной программной музыки (Les elements) создал еще и сонатные миниатюры, которые как и большинство программной музыки не сводятся к даже самой выдающейся звукописи. Это нечто большее и оно не сводится к теории аффектов. Можно сказать больше, сонатная форма, изначально воспринимавшаяся как проявление учёной, чистой музыки, в итоге была программностью оседлана, причём делали это уже сами итальянцы, потом навалились французы, но сдалась она именно при классицизме.
( ... )
Comments 2
Reply
Reply
Leave a comment