Я с вами согласен. Думаю, что у нас нет противоречия. Постараюсь уточнить свою мысль: я не хотел сказать, что программность в 17-18 веках была какой-нибудь ущербной, слабой и т.д. Моя мысль заключалась лишь в том, что в течении этого периода бурного восхождения "чистой" музыки, программность не была ГЛАВНЫМ вектором в процессе становления музыкального искусства. Она имела очень большое значение, но самые крутые склоны брались именно в сфере непрограммного обобщения. В 19 же веке, пути дальнейшего развития инструментальной музыки (уже достигшей кульминационной точки в структурном отношении) стала прокладывать в большей степени новая программность.
Я понимаю, что положение это достаточно спорно и требует веских доказательств. Творчество таких композиторов, как Шопен, Шуберт, Брамс, казалось бы его опровергает. Признаюсь, я готовых, четких и сжатых доказательств из кармана достать не могу, так как мысль моя была в значительной степени интуитивна. Но думаю, что обосновать ее возможно, если конечно брать развитие музыки в панорамной перспективе, с максимально отдаленной точкой наблюдения.
Постараюсь уточнить свою мысль: я не хотел сказать, что программность в 17-18 веках была какой-нибудь ущербной, слабой и т.д. Моя мысль заключалась лишь в том, что в течении этого периода бурного восхождения "чистой" музыки, программность не была ГЛАВНЫМ вектором в процессе становления музыкального искусства. Она имела очень большое значение, но самые крутые склоны брались именно в сфере непрограммного обобщения. В 19 же веке, пути дальнейшего развития инструментальной музыки (уже достигшей кульминационной точки в структурном отношении) стала прокладывать в большей степени новая программность.
Я понимаю, что положение это достаточно спорно и требует веских доказательств. Творчество таких композиторов, как Шопен, Шуберт, Брамс, казалось бы его опровергает. Признаюсь, я готовых, четких и сжатых доказательств из кармана достать не могу, так как мысль моя была в значительной степени интуитивна. Но думаю, что обосновать ее возможно, если конечно брать развитие музыки в панорамной перспективе, с максимально отдаленной точкой наблюдения.
Спасибо вам за важное замечание !
Reply
Leave a comment