МРКС-1: реанимация, реинкарнация или очковтирательство? (3)

Aug 23, 2015 17:14



Компоновка МРКС-35.

Итак, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева конкурс выиграл, а дальше... А дальше произошло именно то, что и даёт основания говорить, что в космической промышленности у нас процветает никакой ни социализм, ни капитализм, а самый что ни на есть махровый феодализм.
Немного истории.
ЗАВОД им. М.В. Хруничева отсчитывает свою историю с 1916 года (что не совсем обоснованно, поскольку довоенный, 22-й, завод был полностью эвакуирован в Казань, а в тех же цехах 23-й завод создавался уже, во многом, с нуля, но дело сейчас не в этом). Но Государственный космический научно-производственный ЦЕНТР им. М.В. Хруничева был создан в 1993 г. путём объединения двух (тогда) предприятий - КБ "Салют" и собственно завода, находящихся на одной территории, но на тот момент завязанных в совершенно разных кооперациях. И отцом-основателем Центра, безусловно, следует считать тогдашнего директора завода А.И. Киселёва. Он не только "досуха отжал" подвернувшийся "семейный фактор" (в КБ "Салют" работала никому тогда не известная Т.Б. Ельцина-Дьяченко), но и сделал всё возможное, чтобы придать предприятию проектную самостоятельность (до этого завод входил в "империю Челомея", а КБ, преимущественно, работало для НПО "Энергия"). Эти шаги Киселёва встретили ожесточённое сопротивление и вне организации (в создававшемся тогда же Роскосомсе), и внутри. Причём как вне, так и внутри это сопротивление и порождённая им ненависть были перенесены с личности генерального директора на предприятие в целом.
В результате сложился некий баланс сил и интересов, сложным образом связанный как с определёнными должнонстями, так и с занимающими их личностями. И когда в 2001 г. Киселёв ушёл со своего поста (в советники), следующим генеральным (А.А. Медведеву, В.Е. Нестерову, А.И. Селиверстову) пришлось действовать в рамках этого баланса.
Это экскурс в какой-то степени должен объяснить тот вопиющий факт, что, когда настала пора делать эскизный проект МРКС-1, начальник КБ "Салют" Ю.О. Бахвалов заниматься им... отказался.
И работу продолжало специальное научно-исследовательское и проектно-конструкторское бюро Департамента инновационного развития и стратегических исследований (ни того, ни другого подразделения в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева больше не существует), возглавлявшееся П.А. Леховым, с разговора с которым начался этот рассказ. Но беда в том, что численность этого СНИиПКБ не превышала 20 человек, а средний возраст их, наоборот, превышал 70 лет...
Это те самые люди, которые сделали "Буран". Когда в 90-х рассыпалось НПО "Молния", они сотрудничали с ГКНПЦ, создав проект "Байкала" - многоразовую версию универсального ракетного модуля УРМ-1 системы "Ангара".



Натурный макет ВРБ "Байкал" на МАКС-2001.

Потом и перешли в ГКНПЦ, и, в конце концов, собрались "под крылышком" Департамента стратегических исследований и планирования развития РКТ, переименованного позднее в "инновационного развития и стратегических исследований". К 2014 г. это был ЕДИНСТВЕННЫЙ в стране коллектив - хранитель реального опыта проектирования воздушно-космических систем - что, возможно, стало весомым основанием победы ГКПНЦ им. М.В. Хруничева в конкурсе. Но силы его, и так небесконечные, естественным образом убывали...

Продолжение следует

"Ангара", история космонавтики, многоразовые средства выведения, космос, МРКС, экономика

Previous post Next post
Up