МРКС-1: реанимация, реинкарнация или очковтирательство? (4)

Aug 24, 2015 17:46



Тем не менее, этап эскизного проекта СНИиПКБ П.А. Лехова сделало. В конце концов, пока требовалось только надлежащим образом оформить результаты предыдущей 15-20 летней работы... Но дальше предстояли технический проект, рабочая документация, расширение фронта работ минимум в 10 - а то и в 100 раз! Это, конечно, должно было предвосхищаться соответствующим финансированием - государственным, раз госконтракт... А финансирование зависло: в Роскосмосе снова сменилось руководство, и решительная оппозиция ЛЮБЫМ работам по многоразовым средствам выведения, имеющаяся в аппарате ведомства, активизировалась. Да и Центру, на фоне участившихся аварий и ухудшающегося финансового положения, отстаивать новую программу стало сложнее.
Правда, появился и новый козырь в поддержку проекта: потенциальный противник активизировал разработку системы с повторно используемыми ускорителями RBS (Reusable Booster System) "Pathfinder". Предполагалось, вложив 250 млн.$, запустить протип уже в 2015 г.



Кстати, совершенно не исключено, что публикации про МРКС (а о ней докладывали и на международных конгрессах) были в числе причин, сподвигших американцев снова взяться за эту тему и эту схему.
Конечно, у них был богатейший задел, от фантазий на тему "крылатого "Сатурна" до программы SLI,




но... А, впрочем, смотрите сами:


это "Pathfinder",



а это - МРКС-21...

Нет, боже упаси, это НЕ в одном масштабе! Грузоподъёмность этого варианта "Патфайндера" предполагалась чуть не в 10 раз меньше, чем самого маленького варианта МРКС. Но перед ним задача сокращения стоимости запуска ставилась только в перспективе, по мере развития.

Однако информация из-за океана не помогла. В 2014-м г. Центр возглавил абсолютный "варяг" не только на предприятии, но и в отрасли - А.В. Калиновский. Да только проблема была не в том, что он "варяг"...
Вообще говоря, достаточно 10 минут в инете, чтобы убедиться, что, во всяком случае, руководить он УМЕЕТ, причём предприятиями РАЗНОГО профиля, производящими как зерноуборочные комбайны, так и магистральные авиалайнеры. И умеет УСПЕШНО руководить, что, вообще говоря, в наши дни редкость. А весьма живые рассказы тех, кому пришлось общаться с ним по работе, или хотя бы при сём присутствовать, позволили сделать - правда, осторожный - вывод: все его международные дипломы ("Международный институт менеджмента в Великобритании...") - не более, чем полагающиеся по статусу "висюльки", основа - вполне себе советская, красочно описанная А. Беком и В. Липатовым.
Проблема в том, что пришёл он с задачей финансового оздоровления предприятия, а что и как при этом производить, было второстепенно...
К сожалению, в целях финансового оздоровления было решено сосредоточиться на одном направлении, отбросив всё "лишнее". Этим "одинм направлением" стали РН семейства "Ангара", а "всем лишним" - модули орбитальных станций, спутники прикладного назначения - ну и перспективные исследования, включая многоразовые средства выведения. В новой структуре предприятия места для СНИиПКБ не нашлось...
В какой степени этому способствовала позиция КБ "Салют" - я могу судить только по слухам. Нехорошим. Но радоваться уходу П.А. Лехова и его команды Ю.О. Бахвалову пришлось недолго - отказ работать по "Ангаре-5В" Калиновский уже не спустил!
Существуют две возможных версии происшедшего.
Согласно первой, погнавшись за сиюминутным эффектом, с подачи руководства КБ "Салют" (а позиция Бахвалова там не уникальна) руководство предприятия упускает перспективу длительного развития. В наши дни это не только вполне возможно, но и происходит сплошь и рядом. Однако эта версия предполагает, что Центр вообще и КБ "Салют" в частности "могут, но не хочут".
Вторая версия учитывает глобальный аудит предприятия, проведённый осенью 2014 г. Причём для этого привлекались отнюдь не финансисты, а вполне ушлые и грамотные люди с авиастроительных, в частности, предприятий. Да, специфика есть, но не скрывается ли, порой, за разговорами о "ракетно-космической специфике" элементарное нежелание не только что-то менять, но и вообще что-то делать? Так вот, есть предположение, что по состоянию на зиму 2014-2015 гг. Центр реально НЕ МОГ тянуть больше ничего, кроме того, что оставил новый генеральный директор...

Продолжение следует.

"Ангара", история космонавтики, многоразовые средства выведения, организация, МРКС, экономика

Previous post Next post
Up