МРКС-1: реанимация, реинкарнация или очковтирательство? (2)

Aug 22, 2015 14:52




Скрин-шот из презентационного фильма об МРКС-35, ижевский НИИ "Высоких технологий" по документации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
В 2011 г. Роскосмос объявил конкурс на право выполнения эскизного проекта многоразовой ракетно-космической системы 1-го этапа. За неимением иной информации будем пока считать, что это стало результатом многократных обращений ГКНПЦ им. М.В. Хруничева с обоснованием необходимости многоразовых средств выведения и насущности развёртывания соответствующих работ.  Впрочем, следует помнить, что в это же время в США закрыли программу "Vision - Constellation" и в очередной разь заговорили о снижении стоимости доставки грузов на орбиту, а сменившийся руководитель Роскосмоса начал активный пересмотр реализуемых программ.
В конкурсе приняли участие три предприятия: ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (Москва), ЦСКБ-"Погресс" (Куйбышев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс).
Волжане, похоже, попытались использовать немалый задел, наработанный по программе "Русь-М" (это, вообще, тема отдельного разговора, и, возможно, к нему придётся вернуться...). На рисунках можно видеть то, что получилось в результате.



Это - МРКС от ЦСКБ-"Прогресс" в стартовой конфигурации.



А это - возвращаемые ракетные блоки в посадочной конфигурации.

Двигатели, похоже, предполагались РД-180 (т.е. всю философию двигательной установки МРКС-1 в Куйбышеве проигнорировали). Но дело даже не в них - одно взгляда на этот "катамаран" достаточно для возникновения множества вопросов из области, прежде всего, аэродинамики...
Уральцы пошли своим путём. К этому времени ГРЦ им. Макеева уже предлагал частично-многоразовый носитель "Россиянка", главной особенностью которого была ВЕРТИКАЛЬНАЯ (на дросселированных маршевых ЖРД) посадка возвращаемого блока.



"Россиянка". С проспекта ГРЦ им. Макеева.

Это почти то, что пытается сейчас реализовать Э. Маск, но идея-то старая (пунктирно её путь показан здесь). Только в отличии от Маска миассцы рассчитывают не просто на посадку, а на возвращение в район старта, что реализуется хитрой траекторией полёта:


Слайд из доклада ГРЦ им. Макеева на Академических чтениях по космонавтике (Королёвских), январь 2014 г.

Несмотря на то, что вертикальная ракетная/реактивная посадка привлекает отечественных разработчиков не первое десятилетие (работы Куландина и Рябошапки в ЛВВИКА в начале 1960-х, куйбышевский "Подъём" десятилетие спустя, "Заря" К.П. Феоктистова...), отношение к ней... настороженное. Особенно со стороны заказчика. И то сказать, при всём размахе работ по РЕАКТИВНЫМ "вертикалкам", летавших РАКЕТНЫХ (почувствуйте разницу!) аппаратов такого типа у нас не было (если я чего-то не знаю - поправьте, это действительно интересно - "Луна-16" и блок "Е" ЛК, естественно, не в счёт...).
Впрочем, уральцы отнюдь не опустили руки - очень в космос хочется! - и в 2013-2014 гг. предложили даже ряд носителей, вплоть до сверхтяжёлых, базирующийся на многоразовом модуле вертикального взлёта и посадки. Но тут им было сделано предложение, от которого они не могли отказаться, и последние годы (и надолго впредь) отнюдь не беспредельные силы миасского КБ полностью отданы более традиционной для него тематике. А, с учётом того, о чём пойдёт речь дальше, очень жаль!



Слайд из доклада ГРЦ им. Макеева на Академических чтениях по космонавтике (Королёвских), январь 2014 г.

В общем, конкурс ГКНПЦ им. М.В. Хруничева выигрыло. Теперь нужно было в установленные сроки и за установленную сумму делать, собственно, эскизный проект.
Но не тут-то было...

Продолжение следует.

история космонавтики, космическое будущее, многоразовые средства выведения, МРКС, экономика

Previous post Next post
Up