Rumor, Demonization, Scapegoating, Conspiracism, and Scare-Mongering are not Investigative Journalism By Chip Berlet and Matthew N. Lyons
Adapted and expanded from Right-Wing Populism in America: Too Close for Comfort, Guilford Press, 2000
http://www.publiceye.org/research/training/conspiracism.html Прикладная конспирология и поиски "козла отпущения". Часть первая Прикладная конспирология и поиски "козла отпущения". Часть вторая Политические нюансы конспирологии
В Соединенных Штатах исследования политических и социальных отношений с радикальных позиций были настолько маргинализированы, что это в итоге привело к тому, что в число «радикалов» попали граждане, придерживающиеся либеральных взглядов. Такое положение вещей со временем поставило вопрос о наличии связи между либерализмом и конспирологией, каким мы парадоксальным не казался этот вопрос. Объясняется это тем, что согласно общепринятой теории политического спектра теории заговора относятся к маргинальным течениям, к которым, соответственно, должны относиться и радикальные взгляды либералов. Общепринятая теория политического спектра, как правило, рассматривает только «крайне правые» и «крайне левые» взгляды, и это приводит к тому, что достаточное количество конспирологических взглядов выпадает из поля зрения общепринятой теории политического спектра.
Рассмотрим, к примеру, сообщение, написанное в ответ на публикацию выдержки из книги об убийстве Джона Кеннеди, которая приписывала вину за убийство Кеннеди некому «тайному Клубу, в который входят самые влиятельные и богатые граждане Соединенных Штатов», на одном из Интернет-форумов для социальных активистов:
«Американский народ слишком апатичен, чтобы принимать участие в политической жизни нашей страны в соответствие с демократическими принципами, заложенными Отцами Основателями. Американский народ давно утратил ту власть, которую он имел согласно нашей Конституции, и вместо этого получил власть олигархов - злых и жадных людей, главной движущей силой которых является невротическая жажда богатства и власти. Поэтому Джордж Буш - это только вершина айсберга, пораженной чумой Системы».
Если из приведенного выше сообщения выкинуть все «радикальные» термины, то мы получим весьма либеральную точку зрения. При этом сообщение не содержит и намека на анализ сложившейся в обществе ситуации, и лишь нападает на «невротическую жажду власти злых и жадных людей», противопоставляя им «утерявших свободу американцев». Автор сообщения как бы говорит своему читателю - «ах, если бы могли уничтожить в нашем обществе этих ненавистных олигархов, вместе с их закрытыми и тайными Клубами - вот тогда-то наша демократия начала бы работать правильным образом».
Точка зрения автора этого сообщения перекликается с тоном публикаций Christic Institute, в которых признавалась незаконность создания сети Иран-Контрас и звучали требования о «восстановлении американской демократии». Примерно такой же точки зрения придерживаются либеральные авторы, которые объясняют субсидирование Израиля со стороны Соединенных Штатов наличием влиятельного «сионистского лобби». Согласно точке зрения либералов «сионистское лобби» в США держит в своих руках избирательные фонды и средства массовой информации, что позволяет «сионистам» оказывать влияние на представителей законодательной и исполнительной власти. Такой подход по влиянию «сионистского лобби» на власти Соединенных Штатов не только играет на руку антисемитам, но еще и позволяет представить власти США в виде «жертвы тайных сионистских групп».
Подобные точки зрения, как правило, исходят из следующих ошибочных предположений: а) принципы американской демократии поражены «внешним влиянием»; б) происходящие негативные процессы в американском обществе представляют собой персонифицированный результат работы конкретных лиц или организацией, а не являются суммой действий всех структур власти и групп влияния американского общества. Существование таких точек зрения объясняется тем, что в либеральной среде широко распространены идеи индивидуализма (персонификация действий), патриотизма и ревизионизма.
Представители левых взглядов также подвержены различным теориям заговора, и их работы, как правило, не содержат идей религиозного фундаментализма, антисемитизма и социального дарвинизма, но и не предлагают ничего существенно нового. При этом одной из точек пересечения интересов «левых» и «правых» является теория противостояния элиты с гражданским обществом, и этот фактор нужно обязательно учитывать при анализе работа различных авторов.
Как отметил один из исследователей расистских группировок:
«Идеи активистов левых движений, таких как Александр Кокбурн (Alexander Cockburn), очень часто берутся на вооружение ультрапавыми группами типа Fully Informed Jury Association, и поэтому необходимо знать и понимать, что идеи расизма и антисемитизма могут принимать «безобидные» формы».
Даг Хенвунд (Doug Henwood), редактор нью-йоркской газеты Left Business Observer отмечает рост фашистских идей в мире, цитируя при этом работу Карла Поланьи (Karl Polanyi) «Великая трансформация» (Great Transformation) в которой перечислены признаки наступления фашизма в стране: «распространение нетрадиционных философских идей (например, арманизм), расистской этики, антикапиталистической демагогии, ортодоксальных взглядов на обменные курсы валют, критики сложившейся партийной системы и широкое неприятие существующего «режима». По этому поводу Хенвуд пишет следующее: «несмотря на то, что книга Поланьи вышла в 1944 году, она хорошо описывает сегодняшние реалии, когда немецкие скинхеды выступают против компании Кока-Кола, в перерыве между своими нападениями на выходцев из Турции и Мозамбика, а сверху на все это накладывается нигилистическое отрицание «системы», которое практически не оставляет надежд на проведение необходимых обществу изменений».
Радиоведущий Давид Барсамян (David Barsamian) в своих передачах на Alternative Radio проводит мысль о том, что авторы теорий заговоров занимаются отвлечением внимания граждан от действительно насущных общественных проблем. При этом Барсамян отмечает, что прогрессивные авторы не должны впадать в крайности, когда любая критика государственных властей принимается «на ура» и без должного анализа.
Барсамян аргументирует свою точку зрения тем, что некоторые представители левых движений были «загипнотизированы» такими демагогами, как Дэниэл Шихан (Daniel Sheehan) из Christic Institute. Такая демагогия, по мнения Барсамяна, отвлекает внимание общественности от реальных проблем, и переносит акценты на существование «тайных сил», «невидимых Картелей» - в общем, всего того, что предлагают своим адептам теории заговоров, пытаясь объяснить сложные процессы взаимодействия общественных институтов простыми словами.
При этом существуют различия между европейским и американским «правым популизмом», и это объясняется тем, что в Соединенных Штатах капитализм вырос не счет разрушения феодального общества, а за счет стремительных и дерзких колониальных захватов, возглавляемых, как правило, белыми англосаксами протестантского вероисповедания.
В Соединенных Штатах точка зрения «народных» (популистских») движений и партий берет свое начало в бесклассовости, социальной мобильности и либерализме американского общества, и это позволяет «популистам» атаковать сложившиеся в США элитные группы. В свою очередь, «белый национализм» (White nationalism) исходит из того, что Соединенные Штаты во время своего развития не сталкивались с пережитками феодального строя, и практически сразу же приняли либеральную модель построения общественных отношений и государственных институтов. Не последнюю роль в мировоззрении «белого национализма» играет желание восстановления кастовой системы (на основе расовой принадлежности), за счет которой белые выходцы из Европы находились на привилегированном положении.
Прогрессивные авторы, которые исследуют социальные и экономические проблемы, отличными от общепринятых методами, как правило, не впадают в конспирологию. Отказ от тематики теорий заговоров является важным шагом на пути к борьбе с правыми и фашистскими идеями. При этом необходимо доносить до граждан, что применение теорий заговоров и поиски «козла отпущения» не только мешают проведению реального анализа социальных конфликтов, но и позволяют маскировать фашистские идеи под видом «заботы о социальной справедливости» - темой, которой развивают представители левых движений. Подход с маскировкой фашистских идей не является каким-то отклонение от нормы, и это лишь тактический прием ультраправых, который представляет собой центральный элемент фашистских и полуфашистских политических движений и партий. Именно поэтому на самых ранних этапах зарождения фашистских и полуфашистских политических движений они имеют признаки, как правой, так и левой идеологии.
Увлечение конспирологией и теории заговоров означает пустую трату сил и времени, а в их основе лежит принцип поиска «козла отпущения», который полностью соответствует определенному мировоззрению и способу мышления. Поиски «козла отпущения» в Соединенных Штатах берут свои корни в расизме, антисемитизме, этноцентризме и ксенофобии. Таким образом, теории заговора и конспирология приводят к росту фанатизма и снижению уровня реального восприятия действительности, даже если это и не является основной целью распространения теорий. В периоды социально-экономических и политических кризисов теории заговора и конспирология способствуют распространению фашистских и полуфашистских движений и партий - это объясняется тем, что конспирология и теории заговора представляют собой идеальные инструментами по поиску «козла отпущения», канализации социального протеста и сплочения общества для борьбы со «скрытой угрозой». При этом фашистские и полуфашистские движения и партии для достижения своих целей не чураются использовать идеи социальной справедливости, которые обычно присущи представителям движений левого толка.
Список литературы
Книги по теме Апокалипсиса: Paul Boyer, When Time Shall Be No More: Prophecy Belief in Modern American Culture, (Cambridge, MA: Belknap/Harvard University Press, 1992); Charles B. Strozier, Apocalypse: On the Psychology of Fundamentalism in America, (Boston: Beacon Press, 1994); Stephen O’Leary, Arguing the Apocalypse: A Theory of Millennial Rhetoric, (New York: Oxford University Press, 1994); Robert Fuller, Naming the Antichrist: The History of an American Obsession, (New York: Oxford University Press, 1995); Philip Lamy, Millennium Rage: Survivalists, White Supremacists, and the Doomsday Prophecy, (New York: Plenum, 1996); Damian Thompson, The End of Time: Faith and Fear in the Shadow of the Millennium. (Great Britain: Sinclair-Stevenson, 1996); Richard K. Fenn, The End of Time: Religion, Ritual, and the Forging of the Soul, (Cleveland: Pilgrim Press, 1997).
Критика темы Апокалипсиса в теориях заговора: Gregory S. Camp, Selling Fear: Conspiracy Theories and End-Times Paranoia, (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997); Richard Abanes, End-Time Visions: The Road to Armageddon?, (New York: Four Walls Eight Windows, 1998); and Tom Sine, Cease Fire: Searching for Sanity in America’s Culture Wars, (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1995).
Критика идей Апокалипсиса с позиции прогрессивных экспертов: Lee Quinby, Anti-Apocalypse: Exercise in Geneological Criticism, (Minneapolis: Univ. of MN Press, 1994).
Демонизация и Апокалипсис: Elaine Pagels, The Origin of Satan, (New York: Vintage, 1996); and Norman Cohn, Cosmos, Chaos and the World to Come: The Ancient Roots of Apocalyptic Faith, (New Haven: Yale University Press, 1993); James A. Aho, This Thing of Darkness: A Sociology of the Enemy, (Seattle: Univ. of Washington Press, 1994).
Слово "Апокалипсис" имеет греческое происхождение и означает "раскрытие тайной/скрытой информации о грядущих событиях" (в английском языке синонимом слова Апокалипсис является слово "Revelation"). Таким образом, слова "Апокалипсис", "Откровение" или "Пророчество" (Prophecy) - тесно связаны между собой и несут одинаковую смысловую нагрузку.
Подробно см: Tim LaHaye, Revelation: Illustrated and Made Plain, (Grand Rapids, MI: Zondervon, 1975). p. 9.
Салемская "охота на ведьм": Fuller, Naming the Antichrist, pp. 56-61, 63. Современные исследователи сходятся во мнении, что среди обвиняемых в колдовстве было непропорционально много женщин, и, как правило, в делах о колдовстве присутствовал экономический мотив - споры о наследстве, к примеру. См. Carol F. Karlsen, The Devil in the Shape of a Woman: Witchcraft in Colonial New England, (New York: W. W. Norton, 1998), pp. 46-116. Lamy, (1996), pp. 56-59.
Теории заговоров: Gerry O’Sullivan, “The Satanism Scare,” Postmodern Culture v.1 n.2 (January, 1991); Jeffrey Victor, “The Search for Scapegoat Deviants,” The Humanist, Sep. /Oct. 1992, pp. 10-13; Leonard Zeskind, “Some Ideas on Conspiracy Theories for a New Historical Period,” in Ward, ed., Conspiracies; Kathleen M. Blee, “Engendering Conspiracy: Women in Rightist Theories and Movements,” in Ward, Conspiracies; Evan Harrington, “Conspiracy Theories and Paranoia: Notes from a Mind-Control Conference,” Skeptical Inquirer, Sept./Oct. 1996, pp. 35-42; Kenneth S. Stern, “Militias and the Religious Right,” Freedom Writer, IFAS, October 1996; Robert M. Price, “Antichrist Superstar and the Paperback Apocalypse: Rapturous Fiction and Fictitious Rapture,” and Nicholas Stix “Apocalypse, Shmapocalypse: You Say You Want a Revolution,” in “On the Millennium,” Deolog, Feb. 1997, online, .
Boyer, When Time Shall Be No More, pp. 254-339; Strozier, Apocalypse, pp. 108-129; O’Leary, Arguing the Apocalypse, pp. 134-193; Fuller, Naming the Antichrist, pp.165-190; Sara Diamond, Not by Politics Alone: The Enduring Influence of the Christian Right, (New York: Guilford Press, 1998), pp. 197-215; Diamond, Spiritual Warfare: The Politics of the Christian Right, (Boston: South End Press, 1989), pp. 130-36; Diamond “Political Millennialism within the Evangelical Subculture.” in Charles B Strozier and Michael Flynn, The Year 2000: Essays on the End (New York: New York University Press, 1997); Fred Clarkson, Eternal Hostility: The Struggle Between Theocracy and Democracy, (Monroe, ME: Common Courage, 1997), pp. 125-138; Linda Kintz, Between Jesus and the Market: The Emotions that Matter in Right-Wing America, (Durham, NC: Duke University Press, 1997), pp. 8-9, 134-139, 266-267; Didi Herman, The Antigay Agenda: Orthodox Vision and the Christian Right, (Chicago: University of Chicago Press, 1997), pp. 19-24, 35-44, 125-128, 171-172
Richard Landes, “On Owls, Roosters, and Apocalyptic Time: A Historical Method for Reading a Refractory Documentation,” (Union Seminary Quarterly Review 49:1-2, 1996), pp. 165-185.
David G. Bromley, “Constructing Apocalypticism,” pp. 31-45; and, Catherine Wessinger, “Millennialism With and Without the Mayhem,” pp. 47-59; both in Thomas Robbins and Susan J. Palmer, eds., Millennium, Messiahs, and Mayhem: Contemporary Apocalyptic Movements, (New York: Routledge, 1997).
Norman Cohn, The Pursuit of the Millennium, (New York: Oxford University Press, 1970 {1957}).
Boyer, When Time Shall Be No More, pp. 80-85.
Thompson, The End of Time, p. 307.
Daniel Berrigan, Ezekiel: Vision in the Dust, (Maryknoll, NY: Orbis Books, 1997); Peter J. Gomes, The Good Book: Reading the Bible with Heart and Mind, (New York: William Morrow, 1996); Camp, Selling Fear.