Идея этого поста родилась у меня вчера, пока я комментировал записи других пользователей ЖЖ. Причем, темы были постов у совершенно разных пользователей были абсолютно одинаковыми и касались роста числа "липовых" диссертаций. Так, сперва я прокоментировал пост "
Фальсификация с защитой диссертаций" в журнале у пользователя
andrey_ed, а затем мне попался очень подробный "разбор полетов" в посте "
О липовых диссерах в нашей стране" у пользователя
world_japan.
В общем, тема "опускания" науки на уровень ниже плинтуса имеет место быть и может нам еще очень серьезно аукнуться в будущем - нет, ну правда, когда у тебя в стране пачками штампуют "левые" диссертации, то какой может быть разговор о качестве таких диссертаций? Если в таком случае вообще можно говорить о каком-то "качестве".
Но сама тема развития науки настолько актуальная, что её просто невозможно недооценивать. Тем более, что с примерами в нашей собственной стране мы более менее знакомы, хотелось бы обратить внимание на то, как дело с развитием науки обстоит в мире. Для примера, как и полагается, возьму США - ведь именно эту страну мы пытаемся "догнать и перегнать" (с) ещё со времен Никиты Хрущева.
Начать надо с того, что американцы выяснили один очень неприятный для себя момент - второе поколение иммигрантов видит больше перспектив для свого развития в тех странах, откуда приехали их родители и постепенно перебираются туда в поисках лучше доли. Вот, в частности, одна из статей посвященная этой теме - "
Many U.S. Immigrants’ Children Seek American Dream Abroad" и, надо понимать, такие расклады "вызывают обеспокоенность" у официальных властей США.
Enterprising Americans have always sought opportunities abroad. But this new wave underscores the evolving nature of global migration, and the challenges to American economic supremacy and competitiveness.
Деятельные (деловые) американцы во все времена искали для себя лучших возможностей за рубежом. Но в последнее время стало ясно виден масштаб глобальной миграции и тех вызовов, с которыми прийдется столкнуться американской экономике.
Одно дело, конечно, газетные статьи, пускай даже и в такой влиятельной газете, как The New York Times и совсем другое дело использованные подходы для американского задела в "глобальной войне за интеллект". Американские законодатели решили подойти к решению проблемы опять же за счет иммигрантов - раз одни уезжают, то будут "гарпунить" обучающихся в США иностранных студентов.
Так, в частности, "инициативная группа" американских парламентариев выкатила ни много ни мало - целый проект реформы иммиграционного законодательства, основной целью которой является облегчение получения американского гражданства теми лицами, кто получает образование или "остепенятся" в высших учебных заведених США (классическая задача про бассейн с трубами, но только на государственном уровне). В первую очередь (ну кто бы мог подумать) американцев интересуют студенты, которые учатся на технических и математических направлениях.
(картинки кликабельны, оригинал документа
лежит здесь)
В заключении хотел бы привести парочку скриншотов
со статистикой, по "глобальному перемещению интеллекта" (все картинки кликабельны)
Россия:
К нам едут:
От нас едут:
США:
К ним едут:
От них едут:
Можно, конечно, долго спорить о привлекательности американского гражданства, но раз такую замануху кидают - значит будет и улов. Но значительно более интересный вопрос, который возникает у меня - каков будет наш, как всегда, "ассиметричный ответ" американцам. Президент
у нас уже высказался на сей счет, очередь за нашим правительством и нашими парламентариями. Пока, насколько понял, мы ответили ростом числа "левых" диссертаций, но как-то лично у меня такой подход к развитию научно-технического потенциала вызывает лишь недоумение.
Upd. Пользователь
siniy_shar обратил внимание на ошибку в написании слова "интеллект" в названии поста. Большое ему спасибо за подсказку.
Ссылки по теме:
Many U.S. Immigrants’ Children Seek American Dream AbroadThe U.S. Immigration DebateKauffman Foundation Study - "Brain Drain" of Skilled U.S. immigrant to home countrySteve Case and Kauffman Foundation Join Senators to Introduce Startup Act 2.0Global Flow of Tertiary-Level Students (графики)
America's brain drain: 6.3 MILLION U.S. citizens now live and work overseas (no wonder the economy's on its knees)