Originally posted by
a_kudryavets at
Как и откуда появилась христианская символика (Часть2)Кресты всякие нужны, кресты всякие важны.
Вспомните, уважаемый читатель, то место, где мы рассматривали канонические погребальные стелы явно или неявно поделённые на три раздела: заголовок, западный и восточный. Схема деления похожа на букву Т. Добавим в соответствующие разделы сакральные символы: Хора Бехдетского в восточный и Аменти в западный:
Мы получили хорошо известный христианский тау-крест. Зачем приобретать дорогую стелу, содержание которой всем известно, если её можно представить в виде простой и понятной схемы?! Я уже слышу от моих нетерпеливых читателей вопрос: а что в нём христианского? Мой скромный ответ: ничего.
Начиная делить пространство на части света, мы неизбежно вступаем в поле действия архаичной и удивительно ригидной древнеегипетской космологии, прослеживаемой с додинастических времён. Согласно ей, у
Хора есть 4 сына, у которых вместе с собственными именами было общее название: Четыре Столпа Неба.
Они имели непосредственное отношение к погребальному культу. Сыновей изготавливали в виде сосудов (каноп), в которые складывали внутренности усопшего и при захоронении канопы расставляли на все четыре стороны света. Значение этого действия в том, что усопший становится частью Мира, находящегося под эгидой Хора, Повелителя Неба (так он именуется в погребальных стелах, рассмотренных нами), удерживаемого сыновьями самого Повелителя. Тем самым усопший входил в Мир, становясь таким образом членом семьи Хора Бехдетского. Как легко догадаться, отрезки, соединяющие сыновей, держащих Небо, образуют крест. Этот ритуал имеет полное право называться крещением. Нам доподлинно не известно, практиковалось ли в Древнем Египте таинство крещения, напоминающее нынешний церковный ритуал, но ряд свидетельств подсказывают утвердительный ответ.
Так, при каждом храме оборудовался пруд, символизировавший Первозданный океан Нун. Согласно мемфиской теогонии, демиург Птах воссущетсвовал из Нуна. Воплотившись, он стал творить всё сущее силой мысли и слова. Произнёс "Атум" и тут же из Первозданного хаоса воплотился сын Атум (Адам) по образу и подобию отца... Идея мифа в том, что воссуществовать можно из воды, которую следует назвать Нуном. Кому хочется ждать смерти, чтобы затем воссуществовать в Мире, если можно пройти ритуал по образу и подобию Птаха - вошёл в Нун простым человеком, а выйдя из него, приобщился к семье и Миру Хора. Не стоит также забывать, что Иоанн Креститель приобщал людей к богу в реке Иордан до пришествия И-Х, что можно трактовать, как указание на древний ритуал крещения водой.
Рассмотрим ещё раз замечательную купель в баптистерии Келибии:
На её мозаике обозначена древнеегипетская символика.
Выделено красным - иероглиф, обозначающий воду (Нун):
Выделено синим - иероглиф, доживший до наших дней, почти без изменения (прописная А):
Выделено зелёным - Птах-Сокар:
Выделено розовым - знакомый нам символ Хора Бехдетского ω
Выделено жёлтым - иероглиф, который читается imy
Для лучшей иллюстрации, приведу фрагмент реального текста с иероглифом imy:
Согласитесь, уважаемый читатель, - он сильно что-то нам напоминает! В христианскую эпоху такой идеальный равносторонний крест получил название греческого.
Причём текст написан за 1300 лет до Р.Х., т.е. ничего христианского в нём быть не может. Тогда с какой стати мы должны считать баптистерий в Келибии христианским - лишь потому что он усеян древнеегипетской символикой? Ответ угадывается следующий: там изображены христограммы. Хорошо, мы обязательно дойдём и до них, ибо это наша конечная цель.
Иероглиф imy на мозаике купели помещён как бы внутрь баптистерия, представляющего купольную беседку, опирающуюся на четыре столпа:
Купол "типового" христианского баптистерия мы ранее уже рассматривали (
Сан Джованни ин Фонте):
На нём изображено звёздное небо, повелитель которого - Хор, а четыре столба, удерживающие небо, - его сыновья. Таким образом, баптистерий представляет собой модель Мира, в котором может воссуществовать любой желающий, пройдя ритуал "рождения из Нуна".
Ну, а семантика древнеегипетского слова imy идентична нашему слову сущий. Как говорится в одной известной песне, "кто был никем, тот станет всем", т.е. станет не членом заведения, устроенного прохиндеями, объявившими себя посредниками между Богом и паствой, а "проявится" в Мире солярного бога Хора. По сути, ритуал крещения - это отголосок архаичного обряда инициации, после которого испытуемый становился членом рода (семьи) вождя.
В течение всей истории Древнего Египта неуклонно отмечается его приверженность концепции четырёх сторон света, невзирая на изменчивость персонификации и наполнения их разными смыслами. В период XVIII династии по четырём углам саркофагов изображались богини-хранительницы, похожие на ангелов:
А в заупокойной литературе красной линией проходят темы
4 ветров, 4 сторон света, 4 царств и 4 народов. Крест в виде направлений на четыре стороны света образует простейшую карту мира, какую можно только себе представить. Для жителей пустынь знание направлений имеет жизненно важную роль, поэтому ценность этой "карты" для египтян трудно переоценить. Она необходима и для путешествий в крайне запутанном Дуате (Подземном мире) - усопший должен достичь востока, где он поднимется в солнечной ладье в Царство Небесное.
В конечном итоге четыре сына Хора эволюционировали в тетраморф - 4 крылатых существ, олицетворяющих 4 евангелистов, Если учесть, что длинные уши Анубиса были интерпретированы как бычьи рога, а павиан истолкован как лев, то символика четырёх столпов неба изменилась незначительно:
Не была утрачена и семантика: тетраморф сохранил общий смысл сыновей Хора, которые стали выполнять функцию не столпов, а стражников четырёх углов трона Господнего.
Крест же сохранил не только форму, но и основное значение: как означал принадлежность к Миру Повелителя Неба (сущий), так и остался. Не изменилась и картографическая функция креста:
Он указывает на 4 стороны света, обозначенные в данном случае точками на окружности. Две части света - восток и запад - выделены сакральной символикой: восток "принадлежит" Хору Бехдетскому, а запад - Аменти.
Рассмотрим ещё примеры раннехристианских крестов:
Здесь может ввести в заблуждение лишь красное кольцо, внутрь которого помещён крест. Оно символизирует венок Осириса, в чём мы сможем убедиться на следующем примере, но в целом можно констатировать, что ничего, связанного с Христом, в данной мозаике нет.
Под крестом отдыхают две птички, которые принесли гирлянду (см. выше) и связали из неё венок. Только автор мозаики так волновался, что ошибочно развернул букву Р (ро) в обратную сторону.
Ну, а чем же его не устроила замечательная и лаконичная древнеегипетская символика - с какой целью он принялся уродовать сакральный греческий крест? Объясняется это строжайшими законами жреческой касты, исключавшими возможность использования священной символики язычниками (иноязычными народами). Как известно, ни одному из соседних с Египтом народов не удалось перенять священную иероглифику. Единственное исключение - страна Куш (Мероэ), в которой, видимо, правили дальние отпрыски одного из фараонов. Могло быть и так, что за помощь в освоении письма правители Куша расплачивались златом и рабами.
Поэтому о передаче язычникам в "безвозмездное пользование" сакрального имени солярного бога Хора в виде ωρος не могло быть и речи - о нём знали только посвящённые. Это типичная практика египетских жрецов Позднего и греко-римского периодов, защищавших сакральные знания посредством тайнописи - т.н. энигматического письма в виде ребусов. В то же время в широком употреблении было имя Χορος, и когда публика, включая язычников, смотрела на сакральный греческий крест, выработанный опытом и знаниями многих поколений жрецов, она решительно ничего в нём не понимала!
Как прочитать имя Χορος - не понятно. Пришлось крест вертеть-крутить и дорисовывать петельки, чтобы прочитать хотя бы Χρ. Так появился знаменитый Лабарум, приписанный Константину Великому:
Данный экземпляр примечателен тем, что мы снова видим двух птичек, повязывающих на крест венок Осириса. Фигуры, сидящие внизу, рассматривать не будем, т.к. они ничего не говорят о Христе и могут быть истолкованы только на основании каких-то иных предпосылок, не отображенных здесь. Если кто-то уверен, что буквы Χρ однозначно идентифицируют Христа, то могу его огорчить - они означают исключительно эти две буквы. В качестве доказательства приведу две иконы Иоанна Златоуста, греческое имя которого - ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ:
В надписях выделены монограммы в виде хризмы, означающие Χρ в имени святого. Никто ведь не считает его Христом лишь на том основании, что на иконах присутствуют хризмы! Причём мы уже точно знаем, что хризма своему появлению обязана другому имени - Χορος.
Другим мощным фактором, повлиявшем не только на символику, но и на складывавшуюся в Поздний период египетской истории будущую религиозную доктрину христианства, послужила огромная популярность Анкха, означавшего самое востребованное - жизнь. Не удивительно, что
богословы поспешили занести его в раннехристианскую символику, иначе как ещё выкручиваться, если на артефактах, приписываемых христианству, то и дело обнаруживается древнеегипетская символика?
Постепенное вхождение в употребление нового сакрального греческого креста ни в коей мере не повлияло на отношение к Анкху, т.к. они символизируют совершенно разные категории. Если греческий отражает космологические метаконтексты, то анкх - это символическое представление инстинкта выживания.
Но это не повод, чтобы их не смешивать! - так решили египтяне и принялись воплощать самую невообразимую гибридизацию:
Египетские раннехристианские погребальные стелы.
Мои комментарии излишни - надеюсь, читатели уже сами могут растолковать, что за символика здесь присутствует. Единственно, попросил бы обратить внимание на левую стелу - на ней вокруг греческого креста (иероглифа imy) изображен венок Осириса.
Примечательна следующая стела:
В самом центре изображен иероглиф imy, который находится внутри баптистерия, имеющего классический вид: небесный купол, поддерживаемый четырьмя столпами. Забавно, что
некоторые деятели называют его михрабом.
Очень важный симптом: у изображенных анкхов наметилось раздвоение "тела" на две ноги. На дворе - IIIв. н.э.
Рядом с египетскими раннехристианскими крестами удивительно органично смотрится крест VI в. из Херсонеса:
Петух (gallus), сидящий на кресте, - это метаморфоза иконографии древнеегипетского
бога солнца Хора-Ра (от него - GALLUS). А в остальном - ничего нового: греческий крест - иероглиф imy, - обрамлённый венком Осириса, совмещён с древнеегипетским символом жизни Анкхом. Обнаружение египетского креста в Крыму свидетельствует о тесных контактах Херсонеса с Египтом. Очевидно, они имели длительный и разносторонний характер, что нашло отражение в кириллической азбуке, лишь незначительно отличающейся от коптского алфавита.
Невозможно представить, чтобы символ жизни Анкх, на котором зиждется культурологический базис Древнего Египта, сгинул бы в обрушившейся на него шелухе мелкотемья и был забыт. Нет, вероятность этого бесконечно мала. Произошло следующее. в Анкхе, как в фокусе, сошлись два явления: антропоморфизация (очеловечивание) символики и её мифологизация. С подобным мы сталкивались выше на примере Хора-Ра, превратившегося в петуха и ставшего персонажем египетского фольклора (
сборник "Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан"). На одной из раннехристианских египетских стел (см.выше) мы обратили внимание на наметившуюся тенденцию изображать у Анкха подобие ног. Логика её очевидна, если рассматривать верхнюю часть Анкха как голову, а расходящиеся боковые ветви как руки. И вот в древнеримских катакомбах среди прочих рисунков и надписей обнаруживают изображение якобы И-Х:
Если следовать евангельскому сюжету, то изображен И-Х, въезжающий на краденном осле в небесный град Иерусалим. С другой стороны, беспристрастный взгляд констатирует, что на осле перемещается Анкх, фоном которому служит рыба. На историков, искусствоведов, культурологов и теологов символ двух рыб и даже одной действует словно красная тряпка на быка - не задумываясь, узнают в нём присутствие И-Х!
В действительности, рыбы даже с нанесённым греческим крестом и хризмой отражают вхождение солнца около IIIв. от Р.Х. в эру Рыб, а 2000 лет до этого продолжалась эра Овна - обратите внимание на облик Амона-Ра в самом начале работы. Поэтому рыб должно быть две, как в созвездии Рыб:
Но часто рисовали одну рыбу, явно не понимая её значения. Вхождение в эру Рыб повлекло тектонические сдвиги в онтологии жителей Средиземноморья - старые идолы ушли в небытие, а им на смену пришли новые, ознаменовав начало "новой веры". Тема якоря в религиозном символизме также возникла благодаря Анкху, когда заметили, что он напоминает конструкцию якорей того времени:
И египетские "мичуринцы" не преминули скрестить Анкх, якорь и рыб (см выше).
В дальнейшем фантазия "мичуринцев" не оскудевала, и они наплодили сотни разновидностей крестов (о семантике православного креста см.
здесь)!
Вероятно, символика Анка присутствует и в самом раннем кресте, обнаруженном в Геркулануме:
Был ли это тау-крест или Анкх выяснить в наше время, очевидно, не удастся, по этой же причине его истинное назначение также останется нераскрытым - это мог быть и обычный предмет утвари.
Со временем процесс очеловечивания Анкха дошел до логического конца, явив человека, совмещённого с крестом, т.е. - распятие. Жизнеутверждающая семантика Анка трансформировалась в символическое смертоубийство, смысл которого раскрывается литургическим гимном: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!" Он таким образом возвращает нас к семантике Анкха - человек, совмещённый с крестом, даровал жизнь сущим во гробах! Формула, "сущие во гробах", как мы знаем, унаследована из многовековых глубин древнеегипетского погребального культа и означает крещёные Миром, в небе которого правит Хор Бехдетский (Аполлон).
Наполнить сюжетную канву мифологическим содержанием не составило большого труда - благо, обширнейшее литературное наследие Древнего Египта только способствовало деятельности многочисленных евангелистов. За основу легло жизнеописание
Аполлона (Хора Бехдетского ), что представляется неизбежным, учитывая предысторию "христианского" символизма. В действительности, евангелический жанр начал развиваться в Египте задолго до новой эры, подтверждением чему -
содержание текста на знаменитом Розеттском камне. Кто хоть раз открывал Библию, найдёт в нём для себя много любопытного, несколько цитат:
***Запасы хлеба, купленного за серебро, среди пути истощились, многие могли не дойти живыми. Он кормил сотни и продолжал спокойно вести их Египтом. В низменном месте (возле моря) той земли, остановились.
***Тот Иерон высказывал свое мнение до тех пор, пока один из них, в течении года евший вместе с ним хлеб, не продал его за серебро. Потом точно также доля распорядилась и с ним. Тело беглеца нашли висящим на виноградной лозе, что растет на той земле.
***Конечно, (Иерон) побывал в разных землях, ругая устои, поэтому, вокруг идей того жреца тайно собирались редкие его приверженцы и они давали клятву довести его дело до конца. Увы! В один год приговорили того жреца к изгнанию из отечества навсегда. И поэтому, как только Иерон в тот же год один на осле вдоль берега пробрался в Александрию, его, согласно закона, задержали первые попавшиеся моряки (=фенеху - моя ремарка), отказавшись признать его высшим царем. Общими усилиями собрали деньги и купили для того жреца виссон. Полотняные одежды с покойника сняли и разделили. Когда на другой день к могиле пришел отец, чтобы, как положено древней традицией исполнить свои обязанности, тело исчезло. Преграда могилы, которую, по обыкновению, задвигали все вместе, была кем-то сдвинута.
***Когда, через небольшое время, овладели тем городом, захватили много пленных горожан. Всех отпустили... Увы! Воинов истребили... И Орос (Хор Бехдетский - моя ремарка) сын Исиды и Осириса. Увы! Самый несчастный среди всех...
Я бы предложил назвать Розеттский камень евангелием от Птолемея (о семантике и этимологии имени Птолемей -
здесь). В нём нет ни Израиля, ни евреев. А почему последние стали фенеху (финикийцами) - это предмет другого обсуждения, выходящего за рамки данной работы. Вряд ли открою большой секрет, если скажу, что древнеегипетские тексты вообще не знают Израиля с евреями, и
попытка притянуть сюда стелу Мернептаха выглядит явно неуклюжей.
Несколько комментариев к средневековой иконографии И-Х.
Санта Чечилия ин Трастевере И-Х изображен в двух аспетах: Агнец божий и Сын божий:
На нимбе агнца изображена христограмма, а к голове Сына божьего тянется кулак. Искусствоведы поясняют, что таким образом Отец указывает на Сына, как будто без отеческого кулака его не разглядеть и не узнать.
Очевидно, это поздняя интерпретация древнеримской погребальной символики, состоящей из венка Осириса и букв Альфы и Омеги:
В ней осталась ω в виде кулака, держащего венок Осириса. Возвращаясь к теме превращения Анкха в символ мученической смерти, можно отметить, что по аналогии с ним венок Осириса стал терновым венцом И-Х. Но цветочный венок Осириса успешно сохранился в иконографии - см. Приложение 4-7. На мозаичные иконы перекочевала из древнеегипетской мифологии и птица Бену (Феникс):
Санта Прасседе. Капелла Зенона. Небесный трон Господа держат четыре ангела - идея полностью заимствованная у четырёх сыновей Хора, небесных столпов.
Сан Марко в Риме. В Риме продолжается традиция замены в "ответственных" местах Альфы (или латинской A) на лигатуру
. Крест на нимбе Агнца Божьего - хризма. Сочетание в нимбе
, P и ω характерно для италийской иконографии, хотя в западной традиции нимб И-Х обычно изображался без букв. Как оказалось, это был единственно верный подход, т.к. в данном вопросе накопились разногласия и недопонимания:
Иконы слева направо: греческая, православная, италийская (в нимбе -
, P и ω ).
Специалист говорит по этому поводу следующее:
Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».
Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.
В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено (выделено мной). Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T. И это уже давало известный простор в толковании .
Как раз тот самый случай, про который обычно говорят: не знал, да еще и забыл. Обратимся к истокам и рассмотрим внутренний саркофаг Тахатеру, 900 г. до н.э.:
Древнеегипетский саркофаг устроен как модель Мира, поделённый на нижний и верхний. Последний олицетворяет богиня неба Нут:
Как видите, уважаемый читатель, нимб богини Нут такой же "кресчатый", как у И-Х. Но египтянам не нужно было ломать голову и дописывать на нимб буковки, поскольку там уже есть иероглиф imy со значением сущий Этот же иероглиф присутствует на нимбе И-Х с тем же значением! Напомню гимн: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!" Когда египтяне клали усопшего в саркофаг, изображавший модель Мира, он становился сущим, т.е. воссуществовавшим в Мире. Функция "крещения" в данном случае возлагалась на иероглиф imy. Поэтому на нимбе И-Х не следует ничего писать - там и без языческих приписок уже имеется надпись сущий, выполненная священной иероглификой. В этом контексте нанесение на нимб хризмы, практиковавшееся италийскими мастерами - ничто иное, как языческая ересь.
Заключение.
В ходе проведённого анализа установлено:
1 что т.н. раннехристианская символика не имеет ничего общего с И-Х и относится к древнеегипетскому символизму.
2. Появление символики распятия стало следствием метаморфозы древнеегипетского символа жизни Анка в кризисный период, вызванным сменой астрологических эр. Ощущение утраты, переживаемое лучшими умами того времени, породило культ мученичества, предопределило направление эволюции Анкха и заложило основы новой веры.
3. Мифологизация нового символа - распятия - осуществлена с использованием древнеегипетских протографов.
Общий вывод. Христианство всецело базируется на предшествующей ему культуре Древнего Египта, основанной на солярном монотеизме, поэтому обсуждение историчности И-Х лишено научных предпосылок.
Вместо послесловия.
Ни в коей мере не ставлю перед собой задачу кого-то переубедить и отлучить от веры - я не атеист (афеист, аметист etc.). Ибо вера - это предмет не гнозиса, а социальной психологии и в конечном итоге культурологии. Любой нормальный человек, получивший базовое образование, в состоянии понять, что вера в марсиан ничуть не хуже любой другой, заметив при этом отсутствие марсианских церквей с марсианскими попами, читающих марсианские проповеди. Моя цель - помочь тем, кто желает узнать, как и откуда появились ныне существующие храмы.
______________________________________________________________________________
Приложение.
Усопшие держат в руках розовые венки оправдания:
1.
2.
3.
Венок Осириса изображен дважды: как гирлянда и в левой руке усопшей.
Венок Осириса на мозаике верхнего регистра
баптистерия Сан Джованни ин Фонте (XIIв.):
4.
Венок Осириса над христограммой.
5.
Венок Осириса крупным планом.
6.
Венок Осириса пошёл по рукам святых отцов.
7.
Две птички после мытарств с венком Осириса угощаются виноградом.
8.
Надгробие с изображением пожилого мужчины из некрополя в Абукире. (II в. Мрамор. Александрия) В правой руке усопший держит венок Осириса.
Продолжение...