МИСТИЧЕСКАЯ АЛЬГАМБРА: Часть 3. Маленькие cекреты великих Мастеров

Nov 12, 2017 22:08

Часть 1
Часть 2

ОДУШЕВЛЕННЫЙ КАМЕНЬ

В Части 1 мы говорили о том, что несравненная Альгамбра была построена из самых дешевых материалов - глины, кирпича и штукатурки.  Kак при помощи таких простых средств создавалось место Силы?

Мастера Традиции исходят из того, что энергия, излучаемая человеком в высших состояниях сознания, может быть сохранена и как бы «наслоена» на носители из любых естественных материалов. Благодаря закону притяжения подобного к подобному, место постепенно «одушевляется». Накапливаясь, заряд этой энергии создает задел, доступный другим людям, при условии, что те войдут с ней в гармонию, контакт ( lock-on).

Рельефный орнамент на стенах Альгамбры многократно увеличивает площадь их поверхности, что позволяет «наслаивать» гораздо больше.




Кроме того, Альгамбра, судя по всему, была одним из наиболее ранних сооружений, где исламские Строители применили архитектурный элемент, называемый мукарнас, состоящий из множества маленьких выступов с углублениями. Этот элемент, по виду очень похожий на соты, помимо прочих функций, также сильно увеличивает впитывающую площадь стен и сводов.



Мукарнас на арке при входе в Сала де ла Барка

Наслаивание на рельефную поверхность - не единственный метод, с помощью которого осуществляется одушевление объектов. Другим способом, который, в сочетании с первым, применялся в Альгамбре, была тщательная проработка декора - например, эмалированной мозаичной плитки, все мелкие детали которой изготавливались и выкладывались вручную.

СВЕТ И ТЕНЬ

Альгамбра выглядит совершенно иначе, чем Версаль или Букингемский дворец, и, хотя для этого есть множество причин культурного характера, суть разницы в том, что Альгамбру строили в части планеты, где много солнца. Поэтому, например, окна здесь существенно меньше по размеру и размещены таким образом, что зимой внутрь помещения попадает больше солнца, чем летом.



Как пишет Роберт Ирвин в книге об Альгамбре (The Alhambra), Мастера, построившие ee, работали со светом и тенью столь же тщательно, сколько с камнем и деревом. Они использовали деревянные ширмы и ставни с резным узором в качестве фильтров, a позолоченные поверхности в качестве рефлекторов. Вполне вероятно также, что использовались медные или бронзовые светильники с резным узором, отбрасывающие причудливые тени.



... Действительно, возможности Узора-Накша, создаваемого светом и тенью, по-своему богаче, чем нарисованного или высеченного на камне. Во-первых, он динамичен, подвижен. Во-вторых, при помощи светотени можно в каждое данное время суток создавать новое пространство. Наконец, в узор, создаваемый игрой света и тени, можно войти, а это совершенно иной опыт. Я поняла это, часами сидя буквально внутри Накша, образованного кружевной тенью от резной деревянной ставни, сквозь которую проникали солнечные (или лунные) лучи в нашей андалузской теккии, и наблюдая за перемещением узора по разным поверхностям.

В другой теккии я наблюдала за тенью, отбрасываемой большой и изысканной ажурной лампой из бронзы, подвешенной к потолку. Освещеннaя снизу свечой, онa создавалa круглый узор на потолке, а при солнечном свете отбрасывалa тень на стены. И все эти узоры были разными, поэтому каждый раз как бы создавалось новое пространство, новый опыт.

Некоторые исследователи полагают, что, в то время как большая часть архитектурных сооружений была созданa с расчетом производить впечатление при дневном свете, Альгамбра была тщательно спланирована, чтобы ею любоваться ночью. Некоторые ее части, кажущиеся невыразительными днем, проявляются совершенно иначе при ночном освещении.



Миртовый Двор при ночном освещении. Нужно заметить, что два ряда кустов мирта, в настоящее время расположенные как ограда по бокам бассейна, в 14-м веке располагались ниже уровня земли, так, чтобы не закрывать вид на отражение в воде. Таким образом впечатление небесного храма было полным. Источник фотографии

Отражения, создаваемые идеально ровной поверхностью воды - часть дизайна, которым Строители хотели указать на то, что видимая и осязаемая часть Альгамбры - лишь отражение, тень истинной, «небесной» Альгамбры, как и любая вещь на земле - лишь несовершенное отражение сути этой вещи из мира первообразов.

Дворцы Альгамбры в средневековье, скорее всего, освещались снизу, создавая мистический, неземной вид. Дошедшие до нас источники свидетельствуют о том, что правители Гранады тратили огромные суммы на свечи, которые специально привозили из Дамаска.

В исламской архитектуре ракурс и угол зрения имеют ключевое значение, а расположение каждой арки, окна или дверного проема тщательно спланировано с учетом воздействия на посетителя открывающегося с их помощью вида.



Эта фотография сделана не в Альгамбре, где нам удалось побывать
только днем, а в другой андалузской теккии, но я решила привести ее здесь,
поскольку она иллюстрирует возможности ракурса и освещения

Посещая места вроде Альгамбры (и делая фотографии), следует также помнить, что люди, для которых она строилась, проводили большую часть времени, сидя на полу на коврах, поэтому наиболее выгрышный ракурс становится доступен именно из такого положения. Это, кстати, объясняет расположение почти на уровне пола небольших ниш, куда ставили кувшины-карафе с водой или напитками, а также очень низкие, стоящие прямо на полу каменные чаши фонтанов.



ВОДА

Почему для мест Силы так важна вода? Ответ прост - по той же причине, по которой кровь важна для живого организма. Вода - уникальный медиум для переноса тонких веществ: ни одно другое вещество на Земле с ней в этом не может сравниться (почему это так, я писала здесь). Так же, как кровь, переносящая кислород от легких ко всем органам, вода вбирает тонкие вещества в местах, где они генерируются, и, циркулируя по системе каналов, напитывает ими пространство.

Как писал в своей книге ученик Омара Али-Шаха (Аги), Оливер Хоар: «Отличительной особенностью Альгамбры и Хенералифе является использование воды: фонтаны, бассейны, потоки и водопады - все они питались от системы, которая является одним из чудес гидрологической инженерии. Воздействие, оказываемое водоемами на атмосферу, вполне ощутимо. Конструкторами Альгамбры был разработан особый метод циркулирования воды, который приводит к значительному увеличению количества негативно заряженных ионов в воздухе, что оказывает самое благотворное воздействие на любое живое существо, оказавшееся рядом - землю, растения, животных и людей... Ага говорил, что священные места всегда устраивались неподалеку от водоемов, а монастыри зачастую возводились рядом с водопадами - наиболее эффективными генераторами отрицательных ионов». (О.Хоар. «Все и ничего»)



Система таких каналов, приносящая воду
со склонов Сьерра-Невады, пронизывает всю Альгамбру

Ага также говорил о том, что ионизация очень важна, так как создает «несущую волну» для более тонких энергий («Суфизм как терапия»).

Фонтаны Альгамбры, как и в других объектах исламской архитектуры, изначально устраивались так, что вода в них не расплескивалась с шумом, а скорее стекала, мягко журча - здесь тоже уместно сравнение с кровеносной системой, где движение крови не должно быть ни слишком быстрым, ни слишком медленным - а именно таким, чтобы создавать достаточно времени для обмена и переноса нужных веществ.



Этот небольшой фонтан в садах Хенералифе был назван Агой (со слов Ирины Хоар) «Передатчиком». Ага сказал про него: «Вся энергия Альгамбры сконцентрирована в этом маленьком фонтане - он переполнен ею». К сожалению, к этому фонтану нельзя спуститься, можно только посмотреть на него сверху, из павильона. Все фонтаны Альгамбры в целом, по словам Аги, «концентрируют энергию с периодичностью в две минуты».



Такие фонтаны садов Хенералифе, где струя воды высоко поднимается вверх, а затем с шумом обрушивается обратно - нововведение испанских хозяев Альгамбры. Хотя такие фонтаны привлекательны на вид, они были созданы в отстутствие Знания первоначальных Строителей о роли воды как медиума для переноса тонкой энергии

Как говорилось выше, водные поверхности широко использовались создателями Альгамбры как дополнительный элемент дизайна, добавляющий новое, внеземное измерение ее строениям. Чтобы отражение было безупречным, поверхность воды должна была быть совершенно ровной, подобной зеркалу. (Поэтому в мавританской Альгамбре никаких золотых рыбок в водоемах, как сейчас, не было - это недавнее нововведение).

Но как добиться того, чтобы текущая в бассейн вода, которая по природе своей всегда создает вихреобразный поток, не создавала ни малейшей волны на зеркальной глади? Как видно на приведенной ниже фотографии, Строители Альгамбры придумали хитроумное решение, основанное на понимании универсального Закона взаимного действия двух противоположных сил.



Форма водостока в Миртовом Дворике устроена так, что два противоположных потока воды направляются в круглое углубление, где взаимно погашают силу друг друга, и стекающая вода не нарушает покой поверхности

ПОЮЩИЕ САДЫ

Говоря о воде, нельзя не сказать также о воздействии звука, производимого текущей водой и фонтанами Альгамбры. Правильная звуковая атмосфера - одна из важнейших составляющих «машины кайфа». Существует идея о том, что фонтаны Альгамбры, так же, как и других мест Традиции, настроены на определенный набор частот таким образом, что их звучание создает эквивалент молитвенной формулы. Войдя в гармонический резонанс с этим звучанием, некоторые люди получают доступ к энергии, накопленной в данном месте Силы.

Для меня лично «пропуском» к энергии суфийских мест Силы стало не только журчание текущей воды, но и звуки живого оркестра: птиц, лягушек и насекомых. Бывая в теккии и слушая их пение, я часто отмечала, что звучание каждого из них сгармонизировано как с естественными шумами: ветра, воды, листвы, так и в отношении других участников «концерта»  - и в частоте, и в просодии (ритме). Сонастраиваясь с живым оркестром и встраивая в него произносимую про себя молитву, невозможно не стать частью гармонии.

Сады, разбитые вокруг суфийских теккий, всегда имеют целью, помимо прочего, создание правильного акустического ландшафта - слаженной и динамически сбалансированной звуковой системы. Баланс в такой природной системе поддерживается автоматически: если один из участников «оркестра» по какой-то причине выбывает из него, эту нишу тут же заполняет другой, с подходящей звуковой «подписью».

ВОСЬМИУГОЛЬНАЯ ТЕККИЯ

Это октагональная палата, больше известная туристам как «комната секретов», в настоящее время является частью дворца, построенного в 16-м веке Карлом V. Документальных сведений о том, что на этом месте было при мавританских хозяевах Альгамбры, не сохранилось - возможно, эта комната была там и раньше, в том или ином виде, и с той же функцией. Дворец Карла V сильно диссонирует по стилю с мавританской частью Альгамбры - за исключением только этой небольшой восьмиугольной комнаты, геометрия которой, основанная на пропорции √2, встраивается в целое весьма органично.



На приведенном плане восьмиугольная теккия обозначена номером 22 - в настоящее время это помещение используется как выставочный зал, поэтому фотографии внутри него делать не разрешается

Внутри это помещение куполообразное, с восемью небольшими нишами, где может свободно помещаться человек. По словам Омара Али-Шаха, эта комната когда-то служила своего рода «приемником» и теккией, и в одно из посещений Альгамбры в 70-х годах прошлого века, как писала Ирина Хоар, обойдя все восемь ниш, он сказал, что они «работают - и до сих пор работают хорошо». Ага и его брат Идрис Шах придавали особую важность геометрическому дизайну восьмиугольной комнаты: по их инструкциям двумя учениками в ней были сделаны точные замеры (как мне сказал Друг, во время обычного посещения дворца, при помощи выдвижного спиннинга). Позже, в своем имении в Лэнгтоне Шах построил точную копию теккии, отдельные секции которой спускали в сад на вертолете. Другая копия была построена в Андалузии, а еще несколько, аналогичных по размерам, но немного отличающихся по внутреннему дизайну, были возведены в разных странах Латинской Америки (я лично видела две).

У октагональной теккии Альгамбры примечательная акустика - если сказать что-то очень тихо, стоя прямо у каменной стены, человек, стоящий рядом, не расслышит, что вы сказали, зато кто-то, находящийся ровно напротив у противоположной стены, услышит вас так, как будто вы говорите ему прямо в ухо. Такая необычная акустика, возможная благодаря куполообразной и октагональной форме помещения, и стала причиной того, что это место называют «комнатой секретов».

Мы пробовали экспериментировать с этим - все действительно оказалось именно так. Стоя у каменной стены, я раздумывала над вопросом, как такое возможно, и мне пришел образ - звуковая волна не в виде синусоиды, как это обычно представляют в учебниках, а в виде симметричного узора, какие получаются в экспериментах новой науки, называемой киматика. Возможно, причина необычной акустики в резонансе октагонального узора теккии и узора, который образуется звучанием нашего голоса. Изучение вопроса показало, что пришедший образ был по сути верен, но об этом - в другой раз...

*****
На этом я заканчиваю цикл заметок о мистической Альгамбре. Хотя в настоящее время она уже не играет такую роль, какую выполняла, будучи центром Традиции в Андалузии, Альгамбра всегда будет эталоном красоты, музеем сакральной геометрии и «родительским домом» теккий Традиции на Западе. Сила ее не только сохранена в детях, но и будет преумножена.

И да будет нами доволен Хозяин Альгамбры.

теккии, Альгамбра, тайна воды

Previous post Next post
Up