ТЫ УХОДИШЬ, И Я УЛЫБАЮСЬ...

Aug 26, 2015 20:41


В продолжение темы о неотождествлении и непривязанности к вещам:

Человек может все иметь и всем, что дарит ему Бог, наслаждаться - всем без исключения - но при одном очень трудном условии. Ни к чему из этого он не должен быть привязан. Как в песне у БГ - «ты уходишь, и я улыбаюсь....»

Мне в связи с этим вспомнилась одна история из фольклора албанских дервишей-бекташи. Орден бекташи, что, в общем-то, нетипично для суфийского Пути, использует аскетические практики в своей работе. Среди бекташей были дервиши, дававшие обет безбрачия, начиная с самого основателя ордена, Хаджи Бекташа.

История такова:

Oдному дервишу-аскету все время оказывала знаки внимания некая женщина, уговаривая его нарушить обет и жениться на ней. Тогда дервиш дал женщине свечу и сказал ей: «Если ты сможешь держать руку над горящей свечой хотя бы пять минут, так, как могу это я, я женюсь на тебе». Женщина, конечно, не была способна на такое.

Смысл этого образа напрямую относится к вопросу привязанности: если человек, имея что-либо очень желанное, при этом способен «не обжечь руки» - не ставить объект своей привязанности выше Бога в своем сердце, то оно ему будет дано.


Портрет Хаджи Бекташа.

На этом изображении замечательны животные - лев и газель, которые мирно сосуществуют, одинаково послушные Человеку. Об этом союзе говорят следующие стихотворные строки, приписываемые Хаджи Бекташу (перевод мой):

Гордыню победив и гнев,
Любовь, как море разлилась.
С газелью дружен грозный лев,
К ладоням Мастера ластясь.

Еще одна деталь изображения, достойная внимания - двенадцатиконечная звезда на поясе Хаджи Бекташа. Это так называемый таслим-таш или "камень повиновения" (претерпевания), который дервиши-бекташи носили на груди или на поясе, таким образом, чтобы камень находился как раз в месте расположения тонких центров - латаиф. Он делался из особо ценных пород камня, таких, как шахмаксуд или нефрит, обычно бледно-зеленого цвета, иногда также из оникса.

Особая внутренняя сила, вырабатываемая дервишем, претерпевающим лишения и ограничения своего низшего я, может частично сохраняться в камне, который служит своеобразным аккумулятором, а также напоминанием о данных обетах. После смерти Мастера его таслим-таш, как предмет силы, обычно вделывали в стену над входом в теккию, место собраний дервишей. Мы с Друзьями видели такие в ханаке Хаджи Бекташа рядом с селением, названным в его честь, во время турецкого каравана. Иногда их помещают в тюрбе - мавзолее ушедшего Мастера, как это было сделано в тюрбе Сары Салтыка, Мастера Бекташи, принесшего суфийское учение на Балканы.



Эта фотография таслим-таша сделана в тюрбе Сары Салтыка в Бабадаге, Румыния. Камень принадлежал не самому Мастеру, а кому-то из его последователей, после ухода которого его поместили в тюрбе.

предметы и объекты Традиции, Хаджи Бекташ

Previous post Next post
Up