Сагмосаванк. Здравствуй, солнце!

Jun 23, 2011 10:53




Как вы помните, фотография, на которой я позавчера прервал свой рассказ, была мрачнее мрачного. Фотография, которую вы видите сейчас, я сделал в монастыре Сагмосаванк минут через двадцать после той. Так неожиданно выяснилось, что в Армении есть солнце. Одновременно выяснилось, что в Армении есть туристы. Много.

Мы, конечно, тешили себя надеждой, что будем осматривать достопримечательности Армении в абсолютном одиночестве - Армения не очень популярна, да и сезон ещё не начался. Поэтому два автобуса итальянских пенсионеров, уже ранним утром выгрузившихся в Сагмосаванке, были для нас не самой приятной неожиданностью. Мы мужественно приняли этот удар судьбы и решили оглядеться вокруг, пока итальянцы не уедут.

Сагмосаванк - монастырь, основанный в начале XIII века, незадолго до покорения Армении монголами. Находится на самом краю живописного каньона реки Касах. Состоит из четырёх основных сооружений, примыкающих друг к другу: церквей Сурб Сион и Сурб Аствацацин, книгохранилища и крупного притвора. Но это мы посмотрим потом. Пока - каньон.



К сожалению, как я уже писал, мы слегка выбивались из графика, а так в плане была проуглка по самому каньону, которую пришлось отложить до следующего раза.



Церковь Сурб Сион, первое сооружение комплекса, построенное в 1215 году, относится к традиционному крестово-купольному типу. Подкупольный барабан имеет круглую форму, которая в армянской архитектуре пришла на смену гранёной в X-XI веке. Сзади виден купол гавита, пристроенного позже. Слева чуть выступает пристроенная церквушка Сурб Аствацацин (1235 г.).



Бамбина и телепузик.



Отвесные стены каньона так и манят сфотографироваться на каком-нибудь уступе, тем более что в отличие от многих подобных фотографий вертикаль сменяется горизонталью не сразу же за границей кадра, а далеко внизу, откуда еле слышно доносится гул реки, переполненной по весне талыми водами с гор.



Тем временем из группы гомонящих пенсионеров выделилась некая рагацца, которая присела на корточки перед храмом, покрылась платком, обратилась к солнцу и замерла с блаженым выражением на лице. Большая приблудная собака, мрачно бродившая за мечтательницей в надежде на подачку от интуриста, деликатно отвернувшись, уселась рядом и стала дожидаться, когда барышня просветлеет и даст наконец косточку.



У Исаака Левитана есть выдающееся произведение - картина "Над вечным покоем" (по ссылке - убогая фотография, оригинал в Третьяковке, очень рекомендую). С Русским Севером, конечно, в плане вечного покоя ничто не сравнится, но этот глубокий каньон, широкие равнины, горы с белыми шапками, стелящиеся по траве облака тоже завораживают невероятно.



Итальянка тем временем ушла, так и не поделившись косточкой, и собака мгновенно переключилась на нас. Сначала армянские собаки вызывали у нас понятные опасения, но потом выяснилось, что это самые безобидные существа на свете, забитые и вечно голодные и готовые продаться с потрохами за кусок засохшей лепёшки. В данном случае Ксюша, явившаяся в монастырь без какой-нибудь завалящей колбаски, предпочитает укрыться за спиной Артёма. Но в дальнейшем мы брали с собой всякие объедки и легко покупали глубокую любовь и признание всех собак - как бродячих, так и охраняющих всякие закрытые территории, если нам требовалось на эти территории проникнуть.

Впрочем, вернёмся к монастырю, благо наши итальянские друзья погрузились в свои автобусы, и вокруг стало тихо и безлюдно.



Как и  на Ахтамаре, стены церкви покрыты вырезанными крестами. Забегая вперёд, скажу, что это характерная черта всех церквей, которые мы видели в Армении. Какие-то кресты вырезаны тщательно и очень красиво, какие-то просто грубо процарапаны. Случайно встреченный нами священник пояснил, что кресты вырезали и вырезают прихожане и паломники в честь тех или иных событий. С благословения настоятеля вырезались целые хачкары, которые становились неотъемлемой частью общего оформления храма.








Ещё один часто встречающийся элемент оформления храмов - солнечные часы. Точнее, в данном случае, их циферблат. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что вместо цифр вырезаны буквы - как и на Руси, в Армении до внедрения цифр в их современном понимании для обозначения чисел использовались буквы армянского алфавита.



Тонкий изящный декор скрывает некоторую диспропорцию узких окон.



В тимпане можно разглядеть лицо. Наверху справа какая-то надпись, но я не могу её прочитать.



Внутреннее пространство церкви оформлено традиционно просто, и, как и в подавляющем большинстве церквей, здесь царит полумрак.



Немногочисленные узкие окна, прорезанные в стенах и подкупольном барабане, являются единственным источником света.



Маленькая церковь Сурб Аствацацин (св. Богородицы), построенная в 1235 году, примыкает к основной церкви Сурб Сион. Здесь можно видеть относительно хорошо сохранившиеся фрески. Но фресок, к сожалению, очень мало.



Те остатки росписи, которые нам доступны, впечатляют яркостью и сочностью красок. Подписи трудноразличимы.



Ердик - световое окно в куполе притвора, пристроенного к церкви Сурб Сион спустя несколько десятилетий после её сооружения. Обратите внимание на большой крест, вырезанный на "лепестке" купола слева. Не знаю, то ли это исходная задумка строителя, то ли более позднее добавление.



Фасад книгохранилища, четвёртого основного элемента монастырского комплекса, который был сооружён последним, в 1255 году. Фасад замечателен изобилием врезанных в него хачкаров.

Сам факт постройки книгохранилища указывает на значение этого монастыря. Печати тогда ещё не было, книги переписывались вручную, изысканно оформлялись художниками и имели очень большую ценность. В этом отношении очень полезно сходить в ереванский Матенадаран - книгохранилище и институт древних рукописей, где выставлены совершенно выдающиеся образцы средневековых книг.

У кого-то читал, что в те времена оплата создания копии Священного Писания приравнивалась по значимости чуть ли не к постройке храма. Рукописи ценили, тщательно охраняли, при возникновении угрозы перевозили из монастыря в монастырь, вследствие чего огромные массивы редневековой литературы зачастую погибали единовременно, когда враги захватывали тот монастырь, который считался самым надёжным хранилищем.











Окно крестообразной формы украшено традиционными барельефами, изображающими зверей и птиц, а также солнечный круг.





Полезные ссылки
Сагмосаванк на armenica.org.
Сагмосаванк на armeniapedia
.
Сагмосаванк на GoogleMap (просто местоположение - качество снимка плохое).

Армения, рассказы, фото

Previous post Next post
Up