Jul 11, 2012 23:20
Сказал имам Ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 х/1146-1223 м) в «Равзату н Назир» (хашия ибн Банрана) (1/186):
والصحيْحُ أنّ المُتَشابِه : مَا وَرَدَ فِي صِفَاتِ اللهِ سُبْحَانَهُ
«И достоверно то, что муташаббихат (аяты с неясным смыслом) - это то, что пришло в вопросах сифатов (атрибутов) Аллаха Пречистого».
Сказал имам Шамсуддин ибн Муфлих аль-Ханбали (708-763 х/1308-1362 м) в «аль-Усуль» (1/136):
والمُحْكَم مَا اتَّضَحَ مَعْنَاهُ ، فلم يَحْتَجْ إلى بَيَان ، والمُتشابه : عَكسُهُ ؛ لاشْتراكٍ أو إجمَال ، قال جماعةٌ من أصْحابنا وغيْرُهم : وما ظاهرُهُ التشْبيْه ، كصِفاتِ اللهِ
«Мухкам - это то, смысл чего ясен (и не нуждается в дополнительном разъяснении). Муташбихат - противоположное этому из-за общности, краткости или из-за выявления ташбих (уподобление). Сказали последователи нашего мазхаба (ханбалитского) и другие это то, внешний смысл которого
указывает на ташбих (уподобление), как сифаты Аллаха».
Сказал имам Аляуддин аль-Мардави аль-Ханбали (817-885 х/1414-1480 м) в «Шарх ат-Тахрир» (3/1395):
والأصح : أنّ المُحْكم : ما اتضح مَعْنَاهُ ، والمُتَشابَه عَكسُهُ، لاشتراكٍ أو إجمالٍ ، أو ظهورِ التشبيْه ، كصفات الله تعالى
«И достоверное (это то, что) мухкам - это то, смысл чего ясен (и не нуждается в дополнительном разъяснении), а муташаббих - противоположное этому, из-за общности, краткости или из-за выявления ташбиха (уподобление), как сифаты Аллаха».
сифаты,
Ибн Куддама,
ханбалиты,
муташаббихат