Jul 11, 2012 20:57
Сказал имам, хафиз Абу Зурр'а Валийюддин аль-Ираки (762-826 х/1361-1423 м):
أما الشيخ تقي الدين ابن تيمية فهو إمام واسع العلم كثير الفضائل والمحاسن زاهد في الدنيا راغب في الآخرة على طريقة السلف الصالح ، لكنه كما قيل فيه : " علمه أكثر من عقله " فأداه اجتهاد إلى خرج الإجماع في مسائل كثيرة ، قيل أنها تبلغ ستين مسألة فأخذته الألسنة بسبب ذلك وتطرق إليه اللوم وامتحن بهذا السبب ومات مسجونا بسبب ذلك والمنتصر له يجعله كغيره من الأئمة في أنه لا تضره المخالفة في مسائل الفروع إذا كان ذلك عن اجتهاد ولكن المخالف له يقول : ليست مسائله كلها في الفروع بل كثير منها في الأصول وما كان منها في الفروع فما كان يسوغ له المخالفة فيها بعد انعقاد الإجماع عليها ولم يقع للأئمة المتبوعين مخالفة في مسائل انعقد الإجماع عليها قبلهم ، بل لم يقع لأحد منهم قول إلا وهو مسبوق به من بعض السلف كما صرح به غير واحد من الأئمة ، وما أبشع مسألتي ابن تيمية في الطلاق والزيارة وقد رد عليه فيهما الشيخ الإمام تقي الدين السبكي وأفرد رحمه الله تعالى ذلك التصنيف فأجاد وأحسن
«Что касается шейха Такъиюддина ибн Таймийи - он имам с обширными знаниями, с множеством достоинств и похвал, аскет в мирском, склонный к ахирату по пути праведных предшественников. Однако как сказали о нем: «Знаний у него было больше чем ума». Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ (единогласию ученых) во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов. По этой причине люди стали его обсуждать и осуждать. Он был подвержен испытанию и умер в заключении.
Те, кто поддерживает его, считают, что он подобен другим имамам в том, что нет ему никакого вреда от его противоречия во второстепенных вопросах, если это является его иджтихадом. Однако те, кто не поддерживают его говорят, что эти вопросы не являются второстепенными, напротив, множество из них относятся к вопросам основ. А что касается его противоречий во второстепенных вопросах, то не разрешается противоречить им, после того как в них установилась иджма’ (единогласное мнение).
Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как если это не было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы.
Что касается двух самых мерзких вопросов от Ибн Таймийи - это развод и посещение могилы [Пророка], в этих вопросах его опроверг шейх Такъиюддин ас-Субки, и составил отдельную книгу, в которой прекрасно ответил ему».
[«Аль-Аджвибатуль Марзия аниль Асилятиль Маккия», 91-99; Мактабату Тавъиятиль Исламийя]
Абу Зурра аль-Ираки,
Ибн Таймийя