Черногория. Цетинье.

Aug 22, 2013 21:18



Сербия
Босния и Герцеговина
Котор
Ловчен

От Ловчена до Цетинье ехать всего ничего: километров, по-моему, двадцать. Этот неприметный городок (всего 15 тысяч населения) непременно следует посетить, потому что, хотя сейчас он и не является столицей Черногории, его роль в становлении её государственности да и вообще в истории Балкан громадна. Ибо до 1918 года он был вполне себе полноценной европейской столицей княжества, а потом даже и королевства Черногория. А европейских столиц, к слову сказать, тогда было раза в три меньше, чем сейчас.





Черногорцы любят при любом удобном случае подчёркивать, что их страна была единственной на Балканах, которая никогда не была завоёвана турками. На самом деле это, конечно, не так. С одной стороны, действительно, после разгрома средневекового княжества Зета в конце 15 века именно в эти места перебрались и князь и митрополит. Князь Иван Црноевич как раз и считается основателем Цетинье, что подкрепляется соответствующим памятником.



Впоследствии здесь был построен монастырь, вокруг которого потом и строилась черногорская государственность. Постоянного турецкого присутствия здесь не было, но его по большому счёту тогда не было во многих других труднодоступных горных местностях той же Албании или там Эпира; не посадишь же пашу с гарнизоном в каждую деревню. Тем не менее, если туркам приспичивало подняться в горы и восстановить конституционный порядок - они это делали без особых проблем, так что и дворец и монастырь в итоге были полностью разрушены и сейчас от них совсем ничего не осталось. О какой либо относительной самостоятельности Черногории можно говорить только начиная с конца 17 века, когда турки огребли очень конкретных Пиздюлей от Австрии и Венецыи и потеряли примерно треть своих тогдашних европейских владений. Именно с этого времени наверное, и следует вести реальный отсчёт истории Цетинье, которое вплоть до середины 19 века представляло собой просто укреплённый монастырь, построенный в 1700-х годах и пару десятков домишек при нём.



Например, нормальный княжеский дворец (если его можно так назвать) появился здесь только в 1860-е годы. Сейчас там национальный музей. В первый мой приезд он был кирпично-красного цвета, а сейчас зачем-то сделался бледно-зелёным.



Кстати, из карты, которая висит в том же музее, видно, что территория, занимаемая Черногорией до последней русско-турецкой войны, составляла где-то одну пятую от нынешней, причём верхняя её половина на момент издания карты была недавним приобретением. То-есть историческую Черногорию, если немного утрамбовать, вполне можно было втиснуть в границы МКАДа. Это я так, иллюстрирую для понимания масштабов. И именно население этих мест считает себя в основной массе именно черногорцами, а не сербами. На новоприсоединённых землях картина сильно иная - там во многих местах большинство причисляет себя в первую очередь к сербам.



Но после Берлинского конгресса всё стало по-взрослому. Черногория получила суверенитет и официальное международное признание, а тогда к таким штукам относились очень серьёзно, поэтому встала острая необходимость обустраивать дипломатические представительства и всё прочее такое. А как их обустраивать, если города почитай что и нету? Монастырь, двухэтажный дворец и те же несколько десятков халуп. Так что пришлось новоявленной европейской державе вбухивать немалые средства в то, чтобы Цетине хоть как-то походило на город. Надо сказать, что в итоге вышло довольно миленько. Вот, к примеру, такой получилась одна из двух улиц новой столицы.





Кроме герба и флага, существенными атрибутами суверенной страны являются и её культурные учреждения, поэтому там основали библиотеку и построили театр под названием "Зетский дом"



Но как бы то ни было, в Цетинье к моменту потери им столичного статуса жило, наверное, тысяч пять человек, поэтому он чуть менее чем наполовину состоял из посольств иностранных держав, которые, получив свободу рук в строительстве своих резиденций, старались посильнее выпендриться друг перед другом, впрочем, не очень наглея, с тем, чтобы дипмиссия была всё же не больше королевского дворца. Так что самыми крупными и заметными зданиями города являются именно бывшие посольства. Вот, например, българское. Компактно, зато всего в 50 метрах от дворца.



А это уже нашенское. Сейчас оно пребывает в каком-то запустении, впрочем, как и большинство остальных.



Собственно говоря, Цетинье неспешным шагом можно обойти минут за двадцать - это если не заглядывать в музеи, которые я однозначно рекомендую к посещению. Что оставляет особенно Трогательное впечатление, так это полицейские "Нивы".



Кстати, я был не вполне прав, когда сказал, что Цетинье сейчас не столица. Кое-какие столичные функции он тем не менее выполняет, в частности, здесь местожительствует президент Черногории. Да, раз уж зашла речь о власть предержащих. нужно сказать пару слов и об отделении Черногории от Югославии, формально завершённое в 2006 году. Хотя и до этого союз Сербии и Черногории был во многом фикцией, поскольку там и валюты были разные, и таможенная граница имелась. Но тем не менее страна считалось одной. И вот в 2006 году тогдашний премьер Джуканович протолкнул референдум об отделении. Версию, почему ему это приспичило, полтора года назад рассказал наш белградский гид Радул, сам родом черногорец. По его словам, Джуканович в 90-е сильно поднялся на контрабандной торговле сигаретами и прочими подакцизными товарами с ЕС, в первую очередь с Италией. западные товарищи про это прекрасно знали, но до поры до времени помалкивали, понимая. что Джуканович им будет полезнее на высших государственных должностях. И вот в один прекрасный момент ему сделали предложение, от которых отказываться не принято, а именно: или ты, дружок, быстренько организуешь и выигрываешь референдум, либо мы достаём из сейфа полицейское досье толщиной с Библию и ты припухаешь на нарах лет этак на двадцать. Задача была нетривиальной, потому что организовать большинство "за" было задачей нетривиальной, но ребята справились. Во-первых, продавили несуразный на первый взгляд порог в 55% голосов "за", хотя по-хорошему в таки случаях используют конституционную норму в две трети. Во-вторых, разрешили голосовать черногорцам, живущим за границей, а тем, кто живёт в Сербии - запретили. И в-третьих, активно практиковали скупку голосов за 100 евро в нищих горных деревнях. Ну а с учётом того, что довольно многочисленные боснийское и албанское меньшинства с превеликим энтузиазмом и так голосовали за независимость, в итоге искомые 55% и натянули. Голосами эмигрантов, мусульман и тех, кому сто евро дороже судьбы родины.

Президентскую резиденцию раньше охраняли рослые мачо в красных мундирах, которые даже позволяли с собой фотографироваться при исполнении, но сейчас их почему-то нет, а на воротах вообще висит табличка "Хуячечная" "Министерство культуры"



Вот такой вот забавный провинциальный городок, жизнь в котором остановилась сто лет назад (впроем, она и тогда не отличалась бурностью. Одна неприятность - как раз именно те два человека, которые раньше в Цетинье не были, провели всё время экскурсии по городу вот так



так что моя рассказка будет для них полнейшим откровением.

Продолжение следует.

Югославия, Черногория

Previous post Next post
Up