Возвращаясь к теме
сетеволюционирующей чумы инфо.повод:
За комментариями - к бытописателям чумы XXI века:
... - Всё-таки это здорово придумано, - вздохнул Дорн. - Мы ищем могилу на кладбище, а объект, продуцирующий все ужасы, - фотожаба в комьюнити. Причём сделанная автором по указке начальства, без понимания значения… Сабджект - фотожаба. И вот его особенность: он одноразовый! Его содержание обратно в него не упаковать. В том, мне кажется, и заключена разница между подлинным искусством, которое концентрирует в себе культурные смыслы, и креативом, столь ныне популярным: креатив - одноразовое искусство.
Глеб терпеливо пережидал все возрастные экскурсы Генриха Ивановича и в мемуаристику, и в культурологию, и в философию.
- Хорошо, - согласился Глеб. - Сабджект виртуален и не подлежит восстановлению. Но почему же чума-то не виртуальна? Ладно бы она сидела в онлайне. Корчила морды по ту сторону экрана, сжигала бы нам айпэды, присылала бы матерные эсэмэски… Но ведь она вне Сети!
- Это вообще уже не известно, где мы теперь живём: вне Сети или внутри, - тотчас взбрыкнул Дорн.
- Давайте считать, что вне.
- А вот Джарон Ланир считает, что Сеть сама по себе аннулирует понятия «вне её» и «внутри её». Что Интернет отменяет категории объективного и субъективного. Мы с вами делаем одинаковый запрос в общий объём информации по одной и той же технологии и получаем разные результаты! Например, мы набиваем в «ДиКСи-поиске»: «кино про инопланетян». Вам «ДиКСи» выдаёт «Чужого», а мне - «Солярис». Ответ разом и объективный, и субъективный. В науке есть правило объективизма: то, что невозможно повторить, не является предметом изучения. Но вы не можете повторить мой результат в «ДиКСи-поиске», а я не могу повторить ваш! Однако результат, выданный «ДиКСи», - не божий промысел и не случайность. Что же он?
- Что? - эхом повторил Глеб.
- А я не знаю что, - строптиво дёрнул плечом Дорн. - Я знаю только то, что этот результат - продукт виртуальной реальности, где нет объективного и субъективного. Иван Ильин писал, что сознание верующего в идеале имеет тождество: субъективно - воспоминание, объективно - воскрешение. Воскрешение мёртвых вообще и Христово воскресение в частности - базовая вещь для христианской мистики. В виртуальной реальности мы видим мир абсолютного воплощения: существует всё, в том числе и воскрешение. Но такой мир нужен лишь носителю наивного сознания. Может, оно лучше нашего. Это ведь оно придумало Христа, а он - идеал. Но его воскресение - не знамение бога единого и вездесущего, иже еси на небеси, а скорее намёк, что Царствие небесное и виртуальная реальность - это одно и то же.
- Прозой, Генрих Иванович, прозой, - напомнил Глеб.
- Короче говоря, - саркастически сказал Дорн, - реальность - это то, что вы считаете реальностью. А что считать реальностью, вам подсказывает «ДиКСи», поставщик информации о мире.
Человек - это его айфон, вспомнил Глеб.
- По большому счёту любая реальность виртуальна, потому что где находится виртуал? В компьютере? Там железки. В железках? Там лишь слабые токи. У нас в головах? Но почему тогда мы не можем управлять этой реальностью? Знаете, Глеб, как цинично говорят: не важно, как народ голосует, важно, как избирком считает. По аналогии: не важно, что вы называете реальностью, важно, какой механизм вам отбирает её феномены. А механизм - «ДиКСи». Семантический Интернет. Мир как развлечение! У вас одно развлечение, у меня другое, у вашей девушки - третье. А чума нас кушает, как первое, второе и десерт.
- Объясните дураку на пальцах! - взмолился Глеб.
- Вы знаете, что на западных землях Спорады нуруи убили короля Раротонги за то, что тот отказался приносить жертвы Аири-того?
- Не знаю, - сухо сказал Глеб.
- Я вам сказал правду или это фэнтези? - вредничал Дорн.
- Не знаю.
- Этого мира для вас нет. Вы даже не знаете, этот мир - фрагмент нашей цивилизации или выдумка. Для вас Полинезийская Спорада по принципу существования не отличается от загробного мира, от мира параллельного или от какого-нибудь Мордора. Но вас убедили, что Спорада есть, а Мордора нет. Вот и вся разница.
- К чему вы это говорите?
- К тому, что реальность - это плод коллективной деятельности. И коллектив подкорректирует вас, если вы вдруг решите, что король Раротонги жив, а орки захватили московский метрополитен. Коллектив скажет вам, что короля убили, а метрополитен свободен, ибо орков не бывает. Наш мир - это сумма впечатлений, а не частное впечатление. Сумма компетентностей, а не личное мнение.
- Звучит некреативненько, - поморщился Глеб.
- И тем не менее, Глеб Сергеевич… А вот «ДиКСи» превращает мир в частное впечатление. У вас оно одно, у меня другое, у вашей девушки - третье. Вышло, что Интернет, задуманный как средство объединения людей, на самом деле разъединяет. «ДиКСи» позволяет каждому жить в собственном мире. А в пустоте между «собственными мирами» рыщут демоны, потому что сон коллективного разума тоже рождает чудовищ.
- Что же вы предлагаете?
- А я не знаю. - Дорн по-мальчишески пожал плечами. - Запретить Интернет - это Северная Корея. Контролировать невозможно. А тренд нашего мира - рассыпаться на изолированные друг от друга атомы частных виртуальных реальностей. Однако, с другой стороны, в общем единомыслии тоже нет ничего хорошего: это колхоз, барак и совок! Может, вы, Глеб, что-то придумаете? Как сохранить индивидуальность и не стать добычей Абракадабры?
А. Иванов.
Комьюнити.
Глава 28 ... Реальность надо стремиться сохранить, - как то, что она ЕСТЬ! А не о своей индивидуальности печься, стращая друг друга "единомыслием-это-колхозом-бараком-и-совоком". То-то и оно, что если не о реальности, а о своей индивидуальности заботиться, то кроме "абракадабры" ничего не выйдет, и "атомы частных виртуальных реальностей" будут уложены аккурат в то самое
гр.общество (с).
Ин.12:24: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю,
не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.