О Времени

Jan 20, 2013 21:50

- ворочая горизонтами парадигмальных ретро-/пер-спектив, на подступах к недоступной ВЕСНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
В. Маяковский. Я (4. Несколько слов обо мне самом)

И вновь, увы или ах, но развернутый ответ ув. тов. witeck
на пост "1001 ночь термодинамики" от 2013-01-20 - 13:11 мск врм:
я имел в виду время не историческое, даже не физическое, а - шире: философское. то самое, почему сделанного не вернёшь. т.н. стрела времени...

Я, бишь, про бытийно-историческое время. Про цельное представление, которое требует новой научно-философской, социокультурной, мировоззренческой парадигмы (ср. пост Собрать человека и связать тонкими, светлыми нитями идей разорванную ткань мира).

Так что, про стрелу времени таки понял. Да, зачатки - у Гераклита (всё течёт... и в одну реку не войти...) и, затем, у Аристотеля (см. ниже).
А вообще, вся европейская философия, от начала до конца, мыслила в дуальной схеме:
бытие/время как, соответственно, пребывающее/изменяющееся.

Вот, основные вехи развития этого мышления.

Платон: время как подвижный образ вечности, подражающий ей своим бегом по кругу в соответствии с законом числа, который задается порядком небесных сфер (в той космологической системе) как орудий времени; т.е. еще цикличное, мифологическое представление, но уже с признаками научного воззрения.

Аристотель: время как число движения по отношению к предыдущему и последующему и мера такого движения, причем, мерой время служит только по отношению к круговращению небесного свода (платоновский "бег в соответствии с вращением небесных сфер"), а числом - по отношению к любому движению, как то: качественному, количественному, пространственному и в отношение сущности; т.е., собственно, физическое определение, но "физическое" в более широком, как обычно говорят, натурфилософском смысле; и здесь, вкупе с платоновским определением, заложены парадигмальные основы понимания бытия/времени для всей последующей философской и научной традиции, и для полемики в процессе исторического формирования и развития этой традиции.

Неоплатонизм (Плотин): Время есть жизнь души в некотором движении, а именно в переходе из одного состояния в другое; имеется в виду Мировая Душа, и именно она, в подражание Абсолюту, создала единый во множественном чувственно-явленный материальный мир и, в подражание абсолютной вечности, в качестве её подвижного образа, создала время; т.е. уже появившееся христианское представление о начале и конце времён включается во всё то же, но более сложное циклическое представление о "разворачивающемся/сворачивающемся" Абсолюте; это представление, с такой вот ветхой начинкой, потом, по новому, с бОльшими претензиями на научность, "возрождалось" после средневековья в виде пантеизма, и затем стало основой научной революции Нового времени, "коперниканского переворота" и появления секуляризованной картины мира.

Кант: время как внутренняя априорная форма чувства, в отличие от пространства как внешней априорной формы чувства, и вместе они в отличие от категорий как априорных форм рассудка, задействуемых в синтетических суждениях априори; т.е. время представляется уже как "жизнь" сугубо человеческой души, в связи с чем, вопросы о сущем как оно есть вообще оказываются "антиномичны", а посему, Бог, мир, духовная сущность человека суть вещи в себе; впрочем, сущности человека и Бога выясняются на уровне практического разума и религиозной веры в пределах только разума, - ну да, хитро, Модерн, однако.

Гегель (завершение новоевропейской, и в целом, западно-европейской философской классики): время, вроде бы, уже представляется в бытийно-исторической цельности (именно в рамках научно-философских воззрений и концепций, в отличие от религиозных представлений, в которых эта цельность изначально присутствует, - а именно, как представление о Священной Истории), но собственно основания бытийственности трактуются в сугубо идеалистическом ключе, когда Мировой дух, отчуждает себя в Природе как антитезисе, чтобы достичь синтеза в европейском общественно-государственном устройстве; да, "скромно" так, а потом, дескать, всем - "спасибо", все - "свободны", то бишь, «состояние постмодерн», «конец истории» и проч.

Маркс: теперь Природа как тезис, а всё духовно-идеальное как антитезис, продукт отчуждения человека от природной реальности, в смысле опосредованности его отношений с миром орудиями труда, их совершенствования в процессе культурно-исторического развития и параллельно происходящего отчуждения в общественном бытии человека, в связи с неравномерным распределением собственности на эти орудия, на, в целом, производительные силы и на получаемый посредством них продукт; в результате, всё духовно-идеальное низводится соц.группами-монополистами на эту собственность к инструменту "легитимизации" этой своей монополии, в вязи с чем, этот надстроечный инструмент действует в связке с базисным инструментом эксплуатации - стоимостью товара, превращаемой в концентрированное рабочее время; т.е. здесь речь идет, по преимуществу, об историческом, точнее, общественно-историческом времени, однако, там, где у Гегеля, «схватившего эпоху в мысли» таким образом, что получился наиболее масштабный вариант вышеозначенной "легитимизации" как «социального лицемерия эпохи», - так вот, там, где у Гегеля всё вот таким образом "заканчивалось", у Маркса там только всё начинается, в связи с чем, сегодня о нём говорится как о враге Постистории, ревнителе Сверхистории и великом зачинателе проекта освобождения как замены труда творчеством (см.: марксистам - для зарубания на носу и всех прочих органах, через которые им дана объективная реальность).

Ницше: вечное возвращение того же самого - назад к дохристианскому циклизму, хотя, скорее, это попытка выпутаться из исчерпавшей себя и "бегущей по кругу в пределах только разума" западно-европейской парадигмы, причем, попытка крайне опасная, ибо чреватая не просто пост-историей, но контр-историческими идеями (ср.: о превращенном Модерне, в котором "сверх-" обозначало нечто ПОД-человеческое).

Хайдеггер: здесь, в отношение ницшевского "преодоления" западно-европейской парадигмы, происходит примерно то же, что у Маркса в отношение системы Гегеля: реакционный импульс разворачивается в революционном ключе, - в результате чего «Экзистенциально-онтологическое устройство целости присутствия [Dasein'а - человеческого бытия в целокупности его социальных, рациональных, деятельностных и прочих сущностных свойств] основывается во временности. Поэтому исходный способ временения самой экстатичной [см. ниже: "б"] временности должен делать возможным экстатичный набросок бытия вообще. Как интерпретировать этот модус временения временности? От исходного времени ведет путь к смыслу бытия? Время само открывается как горизонт бытия?»
(это заключительные слова работы «Бытие и время», точнее, 2-го раздела её 1-й части, а предполагавшиеся 3-й раздел и 2-я часть не были написаны и развивались уже в других работах, собственно, прорабатывая поставленные в конце вопросы о возможности обеспечения «интерпретации временения», «пути к смыслу бытия» и понимания времени как «горизонта бытия», каковые вопросы, разумеется, подразумевают позитивный, но при этом требующий фундаментальной, обстоятельной проработки ответ).
Ну, и вот, суть кризиса западно-европейской парадигмы понимания бытия/времени заключается
а) в произведенной неоплатонизмом эллинизации христианства и соответствующем уходе от его культурно-исторической авангардности, что для западной научно-философской традиции, главным образом, связано с уходом от энергийного представления о сущем и его бытии (при сохранении жесткого иерархического различия тварного/нетварного бытия, второе пребывает, говоря по-философски, по ту сторону дихотомии имманентного/трансцендентного, принадлежащей тварному человеческому разуму), каковое представление сохранилось в восточно-христианской традиции, но не стало альтернативой Западу в развитии науки/техники, т.е., точнее, стало, но стихийно и подспудно (ср. т.ж.: в заключительных абзацах, "пояснений к таблице" - о революционности христианства);
б) в том, что время мыслилось всегда как время сущего (=субстанциализм как антипод энергизма), т.е., в широком смысле, физически (=натурфилософски), но
- не как то, что время, наиболее непосредственно, по своей сути есть, т.е. не как экстатикон (греч. εκστατικóν - букв., схождение с места, сдвигание), ср.: в давешнем коммент-посте, - об экстатическом стоянии (нда, психоаналитеги потирают руки в предвкушении увлекательной возможности "поговорить об 'этом'"),
- в конце концов, не как Судьба Бытия (Seynsgeschichte) и его Событие (Ereignis).Ну, это - дело наживное...
Маркс и Хайдеггер должны встретиться... в СССР... 2.0!
Пст.Скрптм.: Подробнее, ретроспектива развития философских представлений о времени, см. статьи П.П. Гайденко:
Понятие времени в античной и раннесредневековой философии // Историко-философский ежегодник'98. М.: Наука, 2000;
Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. №3, 2006.
Хотя Хайдеггера она, в своих выводах относительно его "концепции" времени, норовит несправедливо записать в "антихристианские циклисты" (проницшеанского «крайне романтического» толка). Тем не менее, Хайдеггер, это, во-первых, как я давеча говорил, не концепции, а указание такой концептообразующей пред-структурированности. Во-вторых, ввиду там же упомянутого движения к «другому мышлению», Хайдеггер - это по ту сторону противупоставлений "антихристианство contra христианство".

Модерн, Проектная методология, Историческое творчество, Хайдеггер, Наука, онтология, Историческое время, Историософская Диалектика, Метафизические смыслы, концептуальная оптика, Новая парадигма, История философии

Previous post Next post
Up