К пониманию русской идентичности

May 30, 2012 17:59


- - - - - - - и - н - ф - о - р - м -- п - о - в - о - д - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
С. Юхин. О системе ценностей: русский не может быть предателем или фашистом:
«<...> Дело в понимании русскости. Русский - это не штамп в паспорте. Русским не становишься автоматически, родившись в Рязанской или Тульской губерниях.
Русский -- даже не национальность, это система ценностей, моральных норм, которые человек осознанно принимает, после чего собственно и становится русским - не по факту рождения, а в процессе жизни и становления личности. Да, русским можно стать, родившись немцем или татарином. И точно так же можно перестать быть русским даже рожденному на русской земле и в русскими же родителями. Для этого достаточно нарушить одну из базовых моральных норм русского человека, совершить непоправимый проступок. Например, предать Родину.
Предавший Родину разрушает стройную систему ценностей, в которых любовь к своей Отчизне, беззаветное служение своему народу, самопожертвование - одни из самых главных духовных ориентиров, без которых о принадлежности к русском и говорить невозможно.
Поэтому, воевавший под вражескими знаменами против РККА русским называться не может. Этим объясняется мое спокойствие в интернет-баталиях - русских предателей не бывает. Да, власовцы предатели. Не русские предатели, а просто предатели. Я не имею с ними ничего общего. Право называться русскими людьми они потеряли в тот момент, когда принимали другую присягу.
По той же причине я улыбаюсь в ответ на обвинения в "русском фашизме". Глупенькие! Русский человек по природе - интернационалист. А если он вдруг он ведет себя как фашист, то наверное он уже перестал быть русским».

- - - - - а - н - т - и -- к - о - м - м - е - н - т - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Да, именно, «Дело в понимании русскости»! И конечно, в том Дело, что основой САМОпонимания русской культурно-национальной идентичности являются «любовь к своей Отчизне, беззаветное служение своему народу, самопожертвование» как «одни из самых главных духовных ориентиров»! И тогда, безусловно, Дело и в том, что корни предательства, каковое, да, есть отказ от так понятой идентичности, эти корни - именно в так понятой духовной дезориентации. Отсюда, наконец, тогда и "русский фашизм" есть, по сути, тоже предательство, - и именно потому, что «русский человек по природе - интернационалист». Разумеется, с теми существеннейшими оговорками, что «интернационализм» здесь так же УКОРЕНЕН в самопонимании русской идентичности, то бишь, во ВСЕчеловечности «гения народа русского» (Ф.М.Достоевский. Пушкинская речь), и никак иначе!

Хотелось бы от себя добавить об условиях возможности этого самопонимания, но об этом сказано предостаточно. А посему, нет, я не буду говорить о «пред-структуре понимания» (см.: Наука и проблема понимания, п.2-3). Равно, как не буду я говорить и о русском культурно-историческом ядре и ценностно-константных формах, структурирующих это ядро и тем самым представляющих собой внутреннюю основу культурно-национальной идентичности и самосознания. О том, что, будучи, вместе с тем, вместилищем исторически изменяющегося Идеального, эти формы подвержены превращениям, при которых происходит проникновение инородных идеальных содержаний или, вовсе, отторжение Идеального как такового (ср.: Ужас, который всегда с тобой...). И что именно в этих превращениях заключена ДИНАМИКА той «духовной дезориентации», в которой укоренено предательство (ср.: Продажа первородства и задача двоякого обращения: семантика, историософия, метафизика).
Соответственно, я не буду говорить о русской исторической проектности (ср.: Полнота жизни вечной и проектные измерения исторического бытия), о том, что эта проектность, в любом случае, сама по себе, в своей телеологии и обращениях в прошлое сложна, а тот архиполемизм, который неизбывно присущ её актуальным энергиям, в случае с русским историческим субъектом, достигает невиданного накала. Равно, как не буду я говорить о том, что сама возможность наполнения культурно-исторического ядра, формирования его универсальных культурно-цивилизационных кодов и того уникального содержания, которое заключено в них, эта возможность, будучи обеспечением внутреннего наполнения, имеет т.ж. внешний план, - а именно, ОБРЕТАЮЩИЕСЯ В МИРЕ бытийно-исторические смыслы. Без внимания к каковым смыслам не происходит НОВОГО наполнения, и даже самые что ни на есть собственнейшие внутриядерные содержания теряют свою мобилизующую и консолидирующую ДЕЙСТВЕННОСТЬ, - отчего историческая проектность замыкается на самое себя и скатывается в бестолковые "как кот вокруг сметаны" блуждания (см.: От мотивации, через культурно-историческое самосознание, к бытийно-историческому смыслу, и обратно, и там же, в последних абзацах - релевантные ссылки на другие посты), тем самым, неизбежно упрочивая отчуждение этого собственнейшего и его замещение суррогатами, и провоцируя убийственную игру на понижение (ср.: Троллинг по философскому понятию + релевантные ссылки на другие посты).

Нет, ни о чем этом я говорить не буду, - ибо, в лучшем случае, это станет поводом всё для тех же вышеупомянутых "блужданий", а скорей всего, ЛИШЬ БЕЗОТВЕТНО СОТРЯСЕТ ВИРТУАЛЬНЫЙ ВОЗДУХ. :/
А пока длится это НАШЕ по истине чудовищное коммуникативное отчуждение ОТ НАСУЩНЕЙШЕГО - Исторической Сути Ситуации (ИСС)... Каковое отчуждение кто-то, по чудовищнейшему недоразумению и в силу столь же чудовищнейшей инерции, будет превозносить как "благо", т.е как "свидетельство-мировоззренческой-вирусоустойчивости-и-независимости-от-пустопорожнего-умствования". Но каковое отчуждение, вкупе с подобного рода инерцией и сопутствующим ей "благо"-ЭСКАПИЗМОМ, суть результат мощнейшего информационного, мировоззренческого, (контр)метафизического удара, нанесенного уже 20-ть лет назад, но, в силу его мощи, а т.ж. в силу новых, наносимых сейчас, в чем-то еще более мощных информ.ударов, препятствующего сколько-нибудь внимательному сосредоточению на этом самом насущнейшем (ИСС). Так вот, пока всё это катастрофичнейшим образом длится, обратимся к литературно-художественному языку, - столь привычному и позволяющему даже при таких вот культурно-метафизических сотрясениях мозга проникнуться всем тем СУЩНОСТНЫМ, что связано с русской идентичностью, её экзистенциально-метафизическим и семиотико-историософским пониманием.

И в этой связи, хотелось бы привести небольшой фрагмент из романа замечательного современного отечественного писателя Алексея Иванова «Псоглавцы» (опубл. под псевдонимом Маврин © "Азбука-Аттикус", 2011):
«Крест был высотой метра два. Мощный тёсаный брус совсем сгнил у основания. Две перекладины - маленькая косая и большая прямая - были вставлены в пазы, место стыков обросло плесенью. Треугольная кровля из двух треснувших досок держалась на ржавых гвоздях.
В теле креста была вырезана ниша для иконы, и сейчас нижняя полочка нежно зеленела тонким мхом. Крест потихоньку умирал.
Удивительно, подумал Кирилл. Мировая архитектура - каменная, один раз построил - и навеки запечатлел свою идею, свою мысль. А русская архитектура - деревянная. Три-четыре десятилетия, и всё разваливается. Три-четыре десятилетия - срок одного поколения. Мысль, идею сохраняет в себе общество, бесконечно воспроизводя недолговечные и тленные формы. И с таким способом существования мысль всегда живая, всегда - гребень волны, а не глубины океана, всегда отбирается лучшее, максимально насыщенное информацией. Выходит, что деревянное зодчество - это архивация усложняющегося мира каждым новым поколением. Если в Европе её наследие - огромное множество файлов от разных поколений, то в России - один и тот же файл, который вечно в работе. Приходит поколение, этот файл разворачивает, правит, немного дополняет, архивирует. Потом следующее поколение опять разархивирует тот же файл, опять правит, опять дополняет, опять архивирует. И так далее. Такое количество работы над одним и тем же файлом превращает этот файл во что-то вроде намоленной иконы, которая способна творить чудеса.»
(А. Маврин. Псоглавцы. Гл. 30).

КАТАСТРОФА, Проектная методология, Историческая Судьба, Национальный вопрос, Метафизические смыслы, Идентичность, Ценности, Исторический смысл

Previous post Next post
Up