Ольга ЛУЧИНИНА
Телесно-ориентированные практики в методике музыкальной психокоррекции
Продолжение. Начало в предыдущих записях:
http://arelbina.livejournal.com/42026.html http://arelbina.livejournal.com/42377.html Музицирование
Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование в процессе консультационной или тренинговой работы. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это специально организованное исполнение известных сочинений.
Для инструментальных импровизаций ведущим и обязательным инструментом является фортепиано, хотя дополнить его могут другие имеющиеся музыкальные инструменты, в том числе, «детские», а также любые звучащие предметы, аналогичные тем, что используют последователи Карла Орфа в своих методиках7 .
«Совместное музицирование»
«Совместное музицирование» - наиболее простая техника, основанная на взаимной импровизации ведущего (поначалу исполняющего «нейтральную» музыку, например, в стиле медитативного «New-age») и сидящего рядом клиента, играющего на любых клавишах, спонтанно «ищущего свой путь» в русле звучащей музыки и, по возможности, активно проявляющего инициативу, благодаря чему характер музыки может коренным образом меняться.
В зависимости от замысла ведущего или клиента (группы) упражнение позволяет выразить себя, осознать степень своей уверенности, собственного актуального состояния, выражаемого через звуки, а также стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации. При групповой работе внимание может быть направлено также на осознание атмосферы в группе (в этом случае партнерами ведущего-консультанта становятся по очереди все участники).
Процедура упражнения:
1. Участник садится за фортепиано рядом с ведущим справа или слева (в зависимости от своего желания). Ведущий предлагает участнику «попробовать» клавиши инструмента, а затем начать играть (желательно - обеими руками, одновременно или последовательно). Для начала можно выбрать буквально 1-2 клавиши, после чего довериться своему слуху и начать расширять диапазон.
2. Задача ведущего - поддержка инициативы участника, а также «гармонизация» рождающейся музыки.
Как показала практика, «Совместное музицирование» - универсальная техника, пригодная для работы, как с детьми, так и с взрослыми. В своей работе мы применяли данную технику даже с умственно отсталыми и аутичными детьми, которые охотно участвовали в упражнении, несмотря на часто встречающееся сопротивление к различным психокоррекционным формам занятий.
«Оркестр»
«Оркестр» - групповая импровизация, в процессе которой используются любые имеющиеся в наличии звучащие предметы. Преимущество отдаётся фортепиано и «детским» (по Орфу - «элементарным») музыкальным инструментам. Однако в процессе упражнения могут быть использованы любые профессиональные музыкальные инструменты, если в группе присутствуют музыканты, способные играть на них.
Импровизация может быть спонтанной или под руководством «дирижера», которым становится любой участник.
«Музыкальные зарисовки»
«Музыкальные зарисовки» - индивидуальная импровизация, когда при помощи фортепиано клиент самостоятельно ищет способ выразить ту или иную эмоцию, настроение, действие, отношение к кому-либо. Задания могут быть даны «извне» или могут задумываться самим участником. Это может быть некое «Музыкальное сообщение», которое передаёт один участник и которое группа должна расшифровать. Другой вариант упражнения - «Музыкальное имя»: импровизатор называет своё имя, а затем «исполняет» его на рояле. Можно работать также с именем любого участника группы. В этом случае интересно сравнить, как «слышат» одного и того же участника разные люди.
«Оракул»
Один из довольно сложных, но очень интересных вариантов упражнения - «Музыкальный оракул». Это игровая форма работы, когда импровизатор становится своего рода «оракулом», отвечающим на вопросы других участников группы. Один из участников задаёт некий вопрос, на который получает от импровизатора музыкальный «ответ». Группа затем «переводит» ответ, вербализует его. Несмотря на кажущуюся парадоксальность упражнения, участникам удавалось получать довольно дельные и разумные ответы и советы. Игровая, раскрепощающая обстановка позволяла участникам снять барьеры сверхконтроля и действительно «услышать» в своём подсознании ответ, толчком и ключом к которому становится импровизация.
«Автопортрет»
Кульминационной точкой индивидуальной импровизации становится «Музыкальный автопортрет» - сольная импровизация каждого из участников. Во избежание рационалистического подхода к упражнению и попыток что-либо «изображать от ума», мы предпочитаем давать установку не на «рисование автопортрета», а на спонтанное сольное выступление «от души», предлагая играть как хочется, что хочется и сколько хочется. Упражнение способствует эмоциональному раскрепощению, а также формирует навыки невербального самовыражения.
«Музыкальный автопортрет» оказывается эффективной техникой, которая способствует сближению группы в тренинговой работе, усилению доверия и взаимопонимания. Метафорически интерпретируя образы «автопортрета», каждая тренинговая группа умела за импровизацией достаточно глубоко «увидеть», почувствовать и понять играющего, особенности его личности, его сильные и слабые черты, тревоги и проблемы. Характерно, что подавляющее большинство импровизаторов всерьез соприкоснулись с фортепиано только на тренинге.