Jun 09, 2014 13:17
Ольга ЛУЧИНИНА
Телесно-ориентированные практики в методике музыкальной психокоррекции
«Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция» - одно из направлений психологического крыла музыкотерапии, основанное на многоуровневой музыкальной деятельности человека - участника своеобразного «музыкального тренинга». В процессе работы человек погружается в необычный музыкальный мир, воспринимая себя, окружающее пространство и собственное тело как источник и проводник музыки. Работая с образами музыки, а также танцуя и музицируя, участник процесса музыкальной психокоррекции открывает в себе дремлющие творческие способности, обучается навыкам саморегуляции, формирует уверенность в себе, а также прорабатывает многие телесные и психологические проблемы, мешающие общению и самовыражению.
Направленная на личностную и межличностную сферы жизнедеятельности человека, данная система музыкальной психокоррекции позволяет работать над серьёзными психологическими затруднениями, встречающимися как у взрослых, так и у детей. Тревожность, замкнутость, повышенная агрессивность, страхи, недоверие входят в сферу действия музыкальной психотерапии. Помимо острых проблемных ситуаций при помощи данной системы оказалось возможным корректировать и оптимизировать поведенческие модели и «сценарии», актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам вербального и невербального самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия.
Одним из важнейших звеньев методики являются телесно-ориентированные формы работы. Это не случайно.
Тело, как известно, является отражением внутреннего мира человека: структура личности отражается на структуре и физиологии тела, а также на телесных средствах самовыражения. Так, нарушения осанки, телесные зажимы и блоки, различного рода телесные деформации (например, утолщения или худоба отдельных частей тела) зачастую связаны с психологическими предпосылками, нарушениями в характере человека и в особенностях его взаимодействия с миром. А. Лоуэн в своей работе «Физическая динамика структуры характера»1 подробно описывает характерологические проблемы человека и взаимосвязь их с телесными проблемами.
Некоторые физические заболевания также имеют психологическую предпосылку. Нарушение давления, пищеварения, дыхания, проблемы с сердцем и многие другие затруднения, зачастую, коренятся в психологических «деформациях». Даже официальная медицина в настоящее время считается с этим, и многие врачи рекомендуют пациентам проконсультироваться с психологом.
Телесные средства самовыражения, через которые осуществляется невербальное общение людей друг с другом, - это позы, жесты, мимика, выражение глаз, интонации голоса, походка. Эти средства могут рассказать о человеке очень многое: о его состоянии, характере, отношении к людям и себе.
Тело, прежде всего, отражает эмоции. Любое эмоциональное проявление имеет свой телесный эквивалент. Поэтому совместная проработка телесных и эмоциональных проблем в методике личностно-ориентированной психокоррекции позволяет решить целый спектр задач, связанных с общением, самочувствием, самовыражением человека в его личной и профессиональной жизни.
Рассмотрим некоторые телесно-ориентированные формы работы, которые мы практикуем с нашими клиентами. Чаще всего, работа происходит в группах, но ряд упражнений подходит для индивидуальных консультаций, а также для самостоятельного использования всеми желающими.
Работа с «внутренней музыкой»
В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится источником ритмов, звуков и мелодий. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя на стуле, на полу, стоя, лежа, в движении.
«Внутренние ритмы и звуки»
Техника «Внутренние ритмы и звуки» является основной для большинства музыкальных телесно-ориентированных упражнений. Она состоит из двух элементов:
1. Клиенту предлагается прислушаться к своему дыханию, ощутить его глубину, темп, ритм, место его «фокусировки». Легко ли дышать? Все ли тело «дышит»? Предполагается дать возможность телу подвигаться в ритм с дыханием. Затем почувствовать, какой звук хотелось бы произнести на выдохе. Пусть в начале это будет любой звук. Затем важно почувствовать и «выпустить» этот звук как музыкальный звук - ощутить его тембр, наполненность, силу. В каком месте тела резонирует звук? Можно поработать с высотой звука - сделать выше, ниже. А может, это уже не просто звук, а мелодия?
2. Второй элемент представляет собой работу с пульсациями внутри тела. Клиенту предлагается прислушаться к своему телу - где ощущается пульс, с какой силой, в каком темпе, ритме? Далее следует изобразить услышанный ритм, подвигаться в ритме пульсаций - всем телом или отдельными его частями. Хорошо, если спонтанные движения перейдут в танец, построенный на собственных телесных ритмах танцующего.
Оба элемента могут работать как изолированно, так и последовательно. Возможно и одновременное совмещение обоих элементов, но оно редко удается в не продвинутых группах.
Кроме стабилизации дыхания и телесного раскрепощения важной задачей использования «Внутренних ритмов и звуков» становится эмоциональный итог работы. Уже высота выдыхаемого звука и доминирующий тон мелодии могут сообщить о психологическом состоянии человека 2. Дополняет картину характер мелодии, тип ритмических движений, а также субъективное состояние клиента (возникающие чувства, мысли, эмоции, воспоминания...). Как показала работа с нашими клиентами, данная техника активизирует глубинные структуры психики и позволяет выйти на решение многих эмоционально значимых проблем, связанных с тревогой, страхом, подавляемой агрессией и т.д.
В парной и групповой работе смысловой акцент часто переносится на формирование навыков чувствования друг друга и поиска путей взаимного согласования действий. Сюда входят упражнения на поиск общего ритма движения, присоединение дыханием (поиск общего ритма дыхания), поиск общего звука (мелодии) на выдохе, передача своего ритма, отражающего эмоциональное состояние и т.д. Внимание работающих распределено между своими ощущениями и восприятием состояния партнера, тем самым способствуя развитию эмпатических способностей.
В случае запроса группы на развитие голосовых данных, упражнение можно дополнить специальными техниками, разработанными Владимиром Багруновым и нашедшим отражение в его «Школе природного голоса»3 . Комплекс упражнений находится в свободном доступе в Интернете.
«Танец под звуки внутренней музыки»
«Танец под звуки внутренней музыки» - упражнение, направленное на активизацию способностей «прислушиваться» к своему организму, к состояниям, эмоциям и мыслям.
Процедура упражнения:
1. Участникам предлагается закрыть глаза и начать «прислушиваться» к своему внутреннему миру. В качестве «разминки» ведущий просит «услышать», как в настоящий момент «звучит» голова, сердце, просит услышать «мелодию» дыхания, «звучание» спины и т.д.…
2. Уловив звучание «внутренней музыки», участники начинают танец под неё. Возможен танец с закрытыми глазами (более простой вариант) или с открытыми - когда мы не только танцуем сами в потоке своей музыки, но и можем видеть танец других участников.
«Музыка речи»
Работа с тембром голоса и интонациями разговорной речи (техника «Музыка речи») представляет собой несколько иные «телесные» музыкальные формы работы, используемые преимущественно в групповой практике. Путем внимательного вслушивания и вчувствования в «музыку» собственной речи и речи партнера, участники групп учатся осознавать глубинную связь тембров и интонаций с психологическим состоянием человека. («У Т. резкий, колючий голос, она словно хлещет им тебя, когда говорит. Немного похож на киксующую трубу... А у Д. голос мелодичный, приятный, прохладный как тембр флейты. Когда она говорит, прямо успокаиваешься»).
«Музыка речи» помогает участникам подойти к выявлению личностных проблем, которые решаются в дальнейшем. Таким образом, техника во многом несет «диагностическую» нагрузку. Как правило, работы по направленному изменению интонаций или тембра голоса мы не проводим, так как изменения совершаются сами, в ходе иных упражнений. «Музыку речи» целесообразно вводить в процесс несколько раз в качестве иллюстрации изменений, происшедших с участниками группы.
«Музыкальный инструмент»
К числу вспомогательных приёмов относятся метафорические формы работы, упоминавшиеся выше. Смысл их состоит в работе над музыкальными метафорами, символически отражающими тренинговый процесс или самих участников.
Одно из таких упражнений - «Музыкальный инструмент», в ходе которого участникам предлагается самостоятельно или с помощью группы представить себя как реальный или вымышленный музыкальный инструмент. Каждый из «инструментов» наделяется комплексом «характерных особенностей»:
· его предназначение (сольный, ансамблевый, оркестровый),
· предпочитаемая музыка, место выступлений (дома, в зале филармонии, в клубе и т.д.),
· для вымышленных - внешний вид, размеры и т.д.
Затем «инструменты» начинают «жить» - двигаются, «общаются» друг с другом с помощью мимики, жестов и пропевания бессловесных музыкальных фраз, формируют дуэты, трио, квартеты... В процессе работы выявляются и отрабатываются особенности взаимодействия членов группы: приятие - неприятие, элементы напряженности, конфликтности между участниками. При наличии конфликтных пар или групп возможна работа с ними в «Диалогах», о которых речь пойдёт ниже. Но обычным и естественным продолжением становится упражнение «Музыкальные превращения», дающее возможность максимального самовыражения для каждого из «инструментов».
Помимо задач самовыражения и общения «Музыкальный инструмент» способствует также осознанию собственных личностных качеств и черт характера. Например, итогом работы с одной из групп стала «музыкальная типология» личности человека, которую мы описали вместе с участниками и которая, несмотря на её житейский характер, помогала многим в повседневной жизни при построении взаимоотношений с другими людьми.
1. «Сольный» тип личности. Человек - «солист» любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из «солистов» любят быть «на виду». Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного «сольного» типа личности - отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. «Идеальный сотрудник» для «солиста» не существует, но к нему может приспособиться «ансамблист» и «оркестрант». С «дирижёром» деловые отношения затруднены.
2. «Ансамблевый» тип личности. Человек - «ансамблист» любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое даёт близкое окружение. Недостаток ярко выраженного «ансамблевого» типа личности - страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих «советов». «Идеальный сотрудник» - такой же «ансамблист».
3. «Оркестровый» тип личности. Человек - «оркестрант» любит быть членом большой «команды». Для него важно быть частью «целого», и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного «оркестрового» типа личности - зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. «Идеальный сотрудник» - человек «дирижёрского» типа личности.
4. «Дирижёрский» тип личности. Человек - «дирижёр» предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от «солиста» хорошо чувствует и знает своё окружение, используя подходящие приёмы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного «дирижёрского» типа личности - авторитарность в мышлении и общении, желание «настоять на своём» любой ценой. «Идеальный сотрудник» - человек «оркестрового» типа личности.
музыкотерапия,
методы психологии,
психотерапия,
музыкальная психология