Ольга ЛУЧИНИНА
Телесно-ориентированные практики в методике музыкальной психокоррекции
Продолжение. Начало в
http://arelbina.livejournal.com/42026.html Двигательно-мимические формы работы
Задачи самовыражения, телесного и эмоционального раскрепощения успешно решаются как при помощи известных техник психогимнастики, свободного танца и выразительного движения, так и более сложной их модификации - «Изобразительного танца» - двигательного и мимического «отображения» содержания звучащей музыки, принадлежащей к любым жанрам (не обязательно танцевальным). Работа идет индивидуально, в парах или группах. В парной и групповой работе, помимо задач самовыражения и эмоционального раскрепощения, осознаются и отрабатываются поведенческие модели, связанные с взаимодействием людей, невербальным общением.
Музыкальным материалом может стать аудиозапись, импровизации ведущего на фортепиано, ритмические импровизации.
Процедура упражнения:
1й вариант. В наиболее простом варианте упражнения экспонируются краткие музыкальные формулы, которые участники должны двигательно и мимически изобразить с помощью мимики, жеста или комплексного телесного движения, а затем словесно определить их содержание.
2й вариант. Усложнённый вариант превращается в «спонтанный танец», когда во время звучания музыки участники, танцуя, создают целую пантомиму. В зависимости от задач работы можно:
а) предложить участникам побыть «наедине с собою», не уделяя внимание действиям других танцующих;
б) выбрать партнёра и, танцуя, согласовывать свои движения с движениями партнёра;
в) «общаться» во время танца с другими танцующими, используя мимику и жесты.
«Танец с отражением в зеркале»
Особо сильный импульс к самопознанию и самовыражению даёт упражнение «Танец в паре с собственным отражением в зеркале» в полный рост.
Для упражнения необходимы большие настенные зеркала.
Процедура упражнения:
1. Участники встают на близком расстоянии напротив зеркала. Отражение - это «партнёр», с которым сейчас предстоит танцевать. Первая задача - «познакомиться» с «партнёром»: рассмотреть, дотронуться. Это очень важный этап упражнения, способствующий актуализации глубинных проблем самооценки (многие участники начинают нервничать, отворачиваться, хихикать).
2. Звучит музыка, и участники начинают танцевать как бы «в паре» со своим отражением. При работе ведущему важно обращать внимание на включённость в «танец» всех частей тела и мимики:
· Насколько полно вы живете жизнью музыки?
· Не следуете ли шаблонным движениям?
· Насколько уютно чувствуете себя в стихии предложенных мелодий и ритмов?
Важно, чтобы музыкальные фрагменты были контрастными и достаточно протяженными, чтобы человек мог «вжиться» в звучание произведения. В конце подобной двигательной работы полезно включить медленно звучащее сочинение, построенное на ритмах шага, а участникам дать возможность походить или посидеть наедине с собой, интегрируя эмоциональные и телесные переживания, полученные в процессе танца. Как правило, в этом случае происходит сильная фокусировка на значимых организмических, эмоциональных или ментальных процессах, создающих почву для дальнейшей работы.
В описанных формах работы может использоваться музыка любых стилей и жанров. Тем не менее, важно учитывать различие в восприятии «классической» (в широком смысле слова) музыки с общезначимой, исторически закрепленной и подчас физиологически обусловленной семантикой4 и музыки авангардной, написанной в «неклассических» композиторских техниках (в алеаторической, додекафонной и т.д.).
«Классическая» музыка, как показал опыт многих исследователей - музыковедов5, вызывает у подавляющего большинства реципиентов конкретные однонаправленные ассоциации лишь с незначительным «разбросом» вариантов. Академическая музыка авангарда и поставангарда, не использующая классицистскую или романтическую тонально-гармоническую и структурную системы, напротив, не имеет устойчивого образно-эмоционального ряда, и при ее восприятии у слушателя могут возникнуть образы и ассоциации диаметрально противоположные одна другой. Например, один и тот же Струнный квартет К.Пендерецкого (соч. 1960 г.) вызвал у разных слушателей образы, абсолютно несхожие по своему содержанию: «полета в космосе», «строящегося дома», «пчел, собирающих мед в саду», «человека, запертого в душной тесной комнате», «голубой прозрачной реки», «дикого танца дикарей»…
Образы, возникающие при восприятии современной академической музыки, как известно, во многом есть прямая проекция собственного состояния и личностных качеств слушающего6. Проводя параллель с визуальными образами, современная академическая музыка напоминает «Пятна Роршаха», при интерпретации которых человек обращается к собственным глубинным индивидуальным структурам.
«Музыкальный театр»
Также почти исключительно на современном академическом музыкальном «авангарде» основывается упражнение «Музыкальный театр». Это - двигательно-мимический групповой процесс, направленный на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует свое поведение в них.
«Музыкальный театр» имеет внешнее и, отчасти, внутреннее сходство с известными психодраматическими упражнениями, в основе которых лежит разыгрываемый клиентами спектакль на заданную тему. Однако специфика «Музыкального театра» в отличие от иных психодраматических упражнений состоит в изначальном стимуле: тема не формулируется словесно, а «рождается» в процессе восприятия образов звучащей музыки. Так, процесс упражнения «Музыкальный театр» состоит из 4-х последовательных этапов.
Процедура упражнения:
1. Прослушивание музыкального произведения длительностью 10 - 15 минут. Задача участников - ощутить, «увидеть», пережить образы музыки.
2. Группа делится минимум на 2 подгруппы (в среднем, по 4 - 8 человек). Каждая подгруппа самостоятельно обсуждает услышанное, создаёт сюжет на основе возникших музыкальных образов, разрабатывает сценарий и распределяет роли.
3. Музыка звучит вновь. Каждая подгруппа по очереди разыгрывает созданную пантомиму или сидит в «зрительном зале».
4. Завершает работу общее обсуждение, цель которого - осознать каждый из этапов процесса как отражение собственных жизненных моделей.
· Какие образы возникали в начале у каждого из участников?
· Изменилось ли отношение к ним во время создания сценария? Соответствовал ли сценарий образам, которые у вас возникали?
· Насколько активно вы предлагали свои образы?
· Соответствовал ли сценарий (в целом) и ваша роль (в частности) вашему личному восприятию музыки?
· Удалось ли вам хорошо войти в вашу роль?
Наконец, важным моментом является восприятие «зрителей» - насколько «зрительская интерпретация» увиденного соответствует их собственному восприятию музыки? Насколько неожиданным оказалось увиденное?
Бесспорно, важен анализ эмоционального состояния участников группы после обсуждения. Обычно, это очень интенсивный групповой процесс, который способствует как сильному психологическому «прорыву», так и фокусировке на личностных проблемах. Если в ходе упражнения замечены процессы концентрации напряжения, рост агрессивной энергии, стремление «уйти в себя», то, как правило, необходима «отработка» возникших негативных эмоций вплоть до их преобразования.