Автостоп в Канаде. Индейцы Китванги и тотемные столбы

Sep 12, 2023 13:08

Продолжение. Ранее было: Это Канада, детка!

То, что я уже оказался в Джаспере, проехав за пару дней чуть ли не треть Канады, показательно. Автостоп здесь прекрасный. Время нагнал, месяц на Аляске у меня будет точно.

Регион, в который я забрался, называется Британская Колумбия. Это своеобразный угол на карте Северной Америки: с одной стороны, с востока Скалистые горы, с западной - обрывы побережья Береговых гор. А в середине область со своими лесами, уникальной природой. Через эту область проходит трасса на Аляску.

По какой карте я тогда ещё ездил...

История горных вершин Скалистых гор, которых здесь в изобилии, весьма интересна. Например, Castle Mountain - кстати, вдоль вершин этой горы проходит отличный трек.

По сути вся гора сложена морскими отложениями: мелководье, лагуны, рифы. Поочередно, как это показано на схеме. 320 млн лет назад здесь существовали тропические леса, в которых обитали гигантские насекомые и первые амфибии.

18 августа. Короткая дорога с кемпграунда на трассу, как из деревни. Лесная тропа, грибы, лосиха. Волчье лыко, брусничники. Как будто попал в 80-е, или даже 50-е 20 века России.

На трассе у Джаспера дымно, сумрачно. Ветрено и зябко, ледниковый период продолжается. 9 утра, а холодно, солнце - багровый шар в дыму. 1000 метров всего, ледники на 2500, но все равно. Да уж, это вам не расслабленная Сьерра-Невада. Скоро и осень. Уехал только часа через два. Парочка немцев. Заехали на водопад посмотреть, как лосось запрыгивает на пороги. Специально отведенное место. Ждали, ждали... Ни одной рыбы. Я вспомнил Сахалин, как же много всего уже видел.

Борейский лес встречается уже в Канаде

К двенадцати я добрался только до 16 дороги. Здесь коряво прорисовынные вывески: еда, ресторан. Однако нашелся и кипяток, и даже вай-фай. Окрестности намекают о запущенности, но туризм процветает. В минуте ходьбы рафтинг.

Далее по 16 ещё веселее. Знак: "Главный магазин. Следующий через 64 км". Ёлки поменяли тип, стали выглядеть то как метёлки, то как тонкие свечи - борейский лес. Постоял с часик и уехал с каякером Терри в Принц Джордж. Он был на Аляске и говорит, да что там смотреть, в этом Банфе, преддверия Аляски, так что - ещё насмотришься. Я так понял, Джаспер совсем неинтересен, он предназначен для «домашнего туризма». А вот Банф пропускать нельзя.

За день далеко не уехали, точнее я. Километров за 40 до Принс-Джордж остановились на озере Purden (индейцы переименовали в Haida Gwall). Терри запланировал подождать друга, ну и я остался, время то уже было к 6. Всего 300 км за день проехал. Но не расстроился, потому что дым по большей части рассеялся, горы прозрели.

Канадские трассы Британской Колумбии, горы всегда - если не возвышаются, то обязательно сопровождают на отдалении

На озере настоящая северная природа. Терри каякер, поэтому я успел и поплавать на каяке по озеру. И сполна насладиться тишиной - все же, каяк это открытие, ты двигаешься в тишине с природой. Если Канада такая, то нет слов. Правда, полно народу. Терри мне насоветовал интересных мест, взял на заметку.

Дыма на озере почти нет

Терри буддист, медитирует, был в Индии. Сварил вкусный чай со специями. У него деревянный каяк, с ним он едет на восточную сторону за Принц Джордж, в Принц Руперт, походить по проливам острова Грейам. Мне понравилась его машина с откидным верхом (место для сна) - Volkswagen vanagon (и vanagon GL), внутри знак - компания westfslia. Внутри кухня, переднее правое сиденье разворачивается на 180, высокая подвеска. Внутри даже розетки. Лучшего для автопутешествий не придумать. И путешествовать, и перевозить стройматериалы, и всей семьёй на пикник.

Канадские особенно летние закаты удивительны. Пора Белых ночей

С Принц Руперт ходят паромы на север. Но дорого, 150$ и билет есть только на 21 число.

Канадские лачужки

19 августа. Я спал под ёлками как всегда. Новые звуки в лесу, какие я ещё и не слышал. Птицы, зверь какой-то выл. С утра белка или кто там, стала бросаться в меня зелеными шишками, устроила бомбардировку. Это у нее лесозаготовки, но так уж получилось, что под обстрел попал именно я. Окончание работы белка огласила писком, визгом, чем окончательно меня и разбудила. Разлепил глаза, смотрю - накидала на целый день работы. Будет теперь шелушить, прятать орешки.

Заманиха! Ага, сходи в лесок, прогуляйся...

Лес разнится и с нашими лесами и с тем, что я видел до этого. Хвойники здесь не только ёлки и елки-метелки, сосны, но и что-то типа редвуда, но не вырастает высоко. В тенистых местах нет подлеска. Растет что-то типа элеутерококка, листья как у клена, и кустики - ягоды похожи на калину. Потом выяснил, это echinopanax horridus - трость дьявола (заманиха ощетиненная), растение лекарственное. Также Терри мне рассказал про черный лишайник, свисающий с дерева. Зелёный несъедобен, а этот да.

Буйнолесье Канады уже заметно

Мы выбрались на Yellow head хайвей (у некоторых дорог свои самоназвания) и встретились с другом Терри, у того в точно таком же вене сломан глушитель. А сегодня воскресенье. Так что, ещё денёк залипаю на кемпграундах, выходит с рюкзаком лишний раз на дорогу неохота.

Самый милый лесок на планете!

Но - тут все изменилось. Пока шоппинг в Каско, принятие решения чинить машину подручными средствами, починка - уже было 2 после полудня. В Каско я решил поесть пиццы, как обычно, и расплачиваюсь картой, однако визу не принимают, и пиццу я получил бесплатно. До сих пор у меня нет канадской налички, ну правильно, зачем она мне. Короче, сами починили - примотали проволокой, ждать открытия сервиса не стали. Поехали все же, однако, все одно не добрались до моего отворота - Kitwanga, 37 хайвей, ибо оказалось далековато - около 400 км. Встали на бесплатный кемпграунд в 100 км от него. Терри и его друзья называют себя back road. Это водители-путешественники, что паркуются не на кемпграундах, а по лесным углам. Что уж говорить про меня, я кто, black bacpaker or ground packer? Также много бесплатных мест для автомобилистов, называется rec site.

Подъехали ребята с Аляски. Говорят, дым только в одной части, дорога на север открыта, красиво.

После Принца опять начался дым, проехали палаточный лагерь эвакуированных. Потом выровнялось. Затем начался сплошной ершистый борейский лес, где ёлки как будто соревнуются, у кого вершина будет заострённее . Не лес, а частокол. Иные деревья и вообще, как на вечной диете, ещё и обернулись в лишайник. Запаковались, как в самом деле в плотную обёртку, - видимо, от холодов. Ещё мощные осинники везде, представляю, какая осенью здесь потрясающая красота.

Но солнечно, так и продолжается мое путешествие без дождей. Мелькают леспромхозы, поля с цилиндрами сена, мелкие городки, больше напомиющие затерянные поселки или коммуны. С этим дымом я и не заметил, как покинул Скалистые горы, оказался в долине, пересёк ее на восток и достиг Береговых гор.

20 августа. Лес снова другой. Много коров. Они мычат, трещат в кустах и приходят на водопой. Также меня не удивил и мусор, хоть его и мало, а также произвольные рубки. Ещё раз сказал спасибо Грейс за спальник, пришелся как раз кстати, ибо осень уже за горизонтом.

К половине второго добрался, наконец, до 37 дороги - Stewart Cassiar хайвей (резервация Китванга - место кроликов), попрощался с друзьями, с Терри и Далласом. Потом списались - у них всё прошло отлично. Снова солнце на дороге, никаких дождей, дым местами, но в целом горы видны, даже ледники. Терри угощал меня персиками все эти три дня. Вообще мне очень повезло, что я смог проскочить мелкие городки насквозь, в том числе и Принц Джордж, одним махом. И вот - снова один.

Конечно, прогулялся по резервации. Место историческое. Kitwanga делается на две части, нижнюю и верхнюю. На нижней старые тотемные столбы, деревянные церковь-часовня и колокольня. Через Китвангу проходила торговая тропа, связывающая внутренние и береговые индейские поселения.

Китванга

Поселок выглядит запущенно - по-северному, но обилие автомобилей, порой недешевых, лодок и прочее говорят о том, что не все так плохо. Лицензий на вылов лосося и охоту индейцам не требуется, от многих налогов они освобождены, в том числе и на бизнес. В целом неплохо, если не спешишь в город за благами. В Канаде с 1900 считается потерянными 50 000 индейских детей. Теперь правительство компенсирует этот процесс аннексии.

Церковь 1897 года и колокольня

Из достопримечательностей Китванги это тотемные столбы. Сюжетные линии на тему лесного царства и довольно мрачные. Медведи, белки, зубастые боги.

Смотрю яблоня, черная рябина, терн, снежная ягода - знакомые растения. Набрал яблок. Прогулка заняла часа полтора. Пока добрался до верхней части поселка, посмотрел, что есть в магазине (соблазны одни, купил 10 Баунти по распродаже), пока выбрался обратно на 37, все заняло время. В магазине рассказали, что туристы с Аляски путешествуют даже на велосипедах. От магазина меня пару км до трассы подвезли, просто махнул рукой.

Днём оказалось жарко. Снега на вершинах гор нет, желтизны тоже не очень то заметно. Климат явно другой, чем наш. В долине и мягче, и теплее. Машин я смотрю не очень. Но, это же второстепенная дорога. Добраться до основной магистрали - номер 1 , это мой следующий этап.

К 6 вечера добрался до дороги 37а - развязки Meziadin junction. Подвезли мама с дочкой из Техаса, Джуланда и Натали. Такие милые! Чипсы мне предложили, я им яблок. Хайком увлекаются.  Моя дорога направо, их налево. Договорились встретиться в Аляске. Списаться по интернету и устроить путешествие вместе. 37 дорога дальше вообще глухари. Однополосная и кущи обступают со всех сторон. Ромашки, подорожник, одуванчик, иван-чай. Здесь уже горы настоящие, с ледниками. Там, в сторону 37а, куда можно было просто заехать глянуть, ледники были прямо у трассы... Уж и пожалел! С другой стороны, нечего терять время. А вдруг ещё уеду сегодня?