Бристлеконские сосны в Белых горах

Dec 20, 2020 22:31


Продолжение. Ранее было Озеро Моно



3 апреля.

Ночью замёрз. Проснулся с рассветом, к 6 утра - спальник хрустит от инея! А днем стоит такая жара.





Вид с Белых гор на краешек Долины Смерти - Солёную долину. Завораживающе!

Фотографируя, спугнул гусыню с гнезда. Птица спала, я пробирался по скалам - сорвалась буквально в метре от меня. Смотрю, 2 часа прошло - не вернулась. Тогда забрал яйца, ведь зародыши явно уже погибли. Думал оставить - так гусыня может будет высиживать их, пока те не протухнут, поэтому лучше уж сразу направить её на новое свидание.



Суккуленты на высоте 3000 м

Выбирался с озера почему-то долго. Сначала не мог найти вчерашнюю тропу (а в след прежний утром наступил!), провался в грязь - да так застревал в ней, как в присоске, что приходилось снимать рюкзак. Потом ходил туда-сюда по технической дороге: одна сторона привела в тупик, другая - в иную сторону. Опять полез по кустам, пока не выбрался на основную дорогу и по ней к визит-центру. Отсюда спустился к озеру - в сторону трассы 395, где останавливаются туристы на видовой точке, и тут услышал русскую речь. Так познакомился с Константином, Леной и их детьми - Андреем и Аней. Сами из Вашингтона, путешествуют по Калифорнии.



Как это обычно с туристами бывает, поехали путешествовать - а куда толком ещё не изучили. Хотели в Йосемити, да закрыты перевалы. Я им предложил поехать посмотреть тысячелетние деревья в Бристлекон - древний сосновый бор в Белых горах (Ancient Bristlecone Pine forest), куда сам направляюсь. Что ж, говорят, поехали!



Основная дорога в Ancient Bristlecone Pine forest. На горизонте заснеженные вершины Высокой Сьерры, апрель!

Проехали уже знакомый мне по марту городок Бишоп, в Big Pine повернули налево - и ещё 20 миль в горы. Вид с вью-поинт открылся изумительный на хребет, и знакомую по горячему источнику Солёную долину видно. Далее вью-поинт дорога оказалась закрыта - 2 мили до первой точки - Shulman grove, пошли пешком.



Глядим - справа какие-то срубы: оказались золотоносные штольни 100-летней давности на высоте 3000 м. Стены - способные отражать тепло, место поспать, вид на хребты - здесь я и остался на ночь, и мы тепло попрощались. Я развел костёр и неплохо устроился, когда ещё не стемнело. В это время года тут ещё никого, визит-центр закрыт. Редкие туристы в дневное время, да и те - кто отваживается пройти 2 мили пешком. Обнаружить меня и костёр некому.



4 апреля.

Поднимаясь сюда, в негостеприимные Белые горы, в местечко с заманчивым названием Ancient Bristlecone Pine forest, сначала на пути встречаешь те же хвойники, что и перед cottonwood canyon были в марте, а ещё выше уже растут эти вот самые Щетинистые сосны - Pinus longaeva. Называется она Сосна остистая межгорная, но на самом деле по виду - и не пихта, и сосна - не сосна. А что-то из ряда вон, сохранившееся из далёкого прошлого. Их то я и пришёл посмотреть.



Деревья эти впечатляют сразу корявыми ветками и смотрятся сказочно. Белые горы состоят из доломита - когда-то их сложил океан. Затем около 350 млн лет назад в результате тектонических процессов дно океана поднялось на высоту 3000 метров. И когда-то также давным-давно его заселили эти реликтовые сосны, которые сохранились только в Калифорнии. Через пару лет, когда я отправился пешком по Высокой Сьерре, по Джохн Мьюр Трейлу, я увидел и другие их произрастания в Скалистых горах.



Коры у щетинистых сосен нет. Возраст самой старой около 5000 лет, среди умерших деревьев обнаружен экземпляр в 9000 лет. Эти красавицы выживают благодаря скудным питательным почвам и суровому климату. Недостаток воды вынуждает деревья наращивать плотную, смолистую древесину, а смола в свою очередь препятствует попаданию вредителей-насекомых. Другая опасность - пожары. Деревья умело справились и с ней тем, что выдерживают расстояния между собой. Третий их лайфхак долгожительства, это медленно перерастать из одной части в другую, формируя новые отростки. Иглы щетинистых сосен могут жить до 40 лет!



Рассредоточенный лесок - лайфхак от пожаров

Единственная проблема долгожительства, с которой сосны не справились, это выветривание пород и оголение корней. Учёные считают, что эти деревья жили бы ещё дольше, если бы не эрозия почв Белых гор.



Потепление климата уже сыграло свою роль по отношению даже к этим уважаемым деревьям. Некоторые стоят без каких-либо признаков жизни.



Вот такой вот лесок!

Утро родилось в дымке, а я приболел. Оказалось, что древний сосновый лес совсем не один, здесь несколько произрастаний, соответственно - несколько маршрутов. Сначала Shulman grove, около которого я и расположился. Здесь же и визит-центр. Shulman grove это 2 маршрута «восьмёркой»: короткий и длинный. Короткий самый доступный, проходит около яко бы Мафусаила - легендарного дерева, которому почти 5 000 лет (настоящее 5000-летнее дерево сохраняют в тайне, но где-то неподалёку). Быстренько смотрев эту тропу, на вторую часть Shulman grove решил идти завтра. А сегодня, - раз погода наладилась, - совершить отчаянный поступок - пройти 12 миль по Белым горам до следующей, второй точки с деревьями - Patriarch grove. Всё-таки, этим рощам тысячи лет!



Дорога на Patriarch grove. Вид на High Sierra

Тут надо сказать, что виды, конечно, меня уже заворожили, и я был несказанно доволен, что остался вчера здесь, переночевал, а сегодня отправлюсь в поход по горам и ещё одну ночь проведу тут! Вчера Константин и Лена уходили с некотрой завистью, что я остаюсь. Ну ещё бы!



Дорога на Patriarch grove ведёт прямо через рощи

Путь до Patriarch grove получился труднее: больше подъёмов, ветер в лицо - ледянющий, знобит - хоть и солнце, а я перчатки оставил в рюкзаке. Снега ещё много - дорога перекрыта шлагбаумами, здесь ни души. Кое-где сильные перемёты, проваливаешься по колено - приходится постоянно вытрехать снег, а пока стоишь мокрой ногой - ещё и камушки прилипают, потом ещё и их вытрехать… ох и намучался.

Кроме того, 11 миль не было воды, только мутная, а снег пить невозможно. Но дорога красивая: вид на долины по обе стороны, так и скачет по хребту.



Весна в Patriarch grove

Patriarch grove - старый, нетронутый, густой лес, отличающийся мертвыми деревьями по склону, которые как будто стоят в пустыне. Летом здесь пекло! Сегодня белый снег ярко подчёркивает желтизну тысячилетних стволов деревьев.



Роща простирается с вершины в горную падь, здесь есть маркированные тропы, но сегодня всё под снегом - и его много. Туда уже не пошёл, ограничился прогулкой по скалам. Возвратился, когда зарево от заката уже почти совсем пропало.



Весна в Белых горах не бывает ни ранняя, ни поздняя. Снег сошёл - всё, жара.

Получилось туда-обратно 24 + 3 мили (с Shulman grove). Устал сильно. Но потом оклемался - и даже поел. Спасли полиуретановые калоши и тёплые трико.

За весь день ни одного человека и даже следа. Только одинокая лошадь пасётся в одной из горных ложбин, через которые перебирается дорога.

Ночевка с великолепным видом на Сьерру Неваду. Но - мороз!



10 марта, когда я проезжал Ancient Bristlecone Pine forest на пути в Долину Смерти, снег здесь, в Белых горах, был везде. Это там, внизу, в Долине Смерти, барханы украшали весенние цветочки. А здесь даже 2 мили дойти до Shulman grove вряд ли бы мне удалось.



Мёртвый ствол Щетинистой сосны

Так что, планируя поездку по контрастной Калифорнии, здесь требуется сто раз обдумать маршрут и время года. В двух часах езды от цветущей весенней долины вас может встретить метель.



Продолжение Возвращение в Долину Смерти

США, Сосна остистая, Калифорния, деревья долгожители

Previous post Next post
Up