Белозерск и Кирилло-Белозерский монастырь

Nov 14, 2015 09:59


Продолжение. Ранее По исчезнувшим лесам Вологодской области



1 сентября. Ночевка в заброшеной деревне Коновалово. Деревня - бурьян с рост человека, а ведь совсем недавно был крупный поселок. Существовали школа, медпункт.



Первый парень на деревне навсегда и останется таковым. Зубово.

Утро в росе, сырое и стылое. Баня выходным углом стоит к солнцу, поэтому вокруг холод, а у меня на пригорке уже теплынь - а ведь даже тени ещё не расползлись. Если буду когда-нибудь строить дом - только углом к солнцу. Дорога как Ивана-Дурака меня многому научила. Теперь я смогу сам дом построить. Пожалуй, в этом и есть кардинальная разница между человеком городским и деревенским. У городского не проработан бытовой опыт, даруемой только природной средой - отсутствует сноровка. Отсюда жизнь "с ленцой"  - человек боится выглядеть глупым, и защищается внешним оформлением - этим формирует свой образ. Кичится словом. Деревенский же человек действует по большей степени рационально, энергономически обоснованно - даже на словах.



Вот так растворяется культура и остаётся в прошлом под натиском новодела. Вытегра.

Перехожу вброд, иду по дороге - лужи, грязь. Мой последний дождь перед Пяльмой, а здесь лило позавчера. Дорога лесная, подсыпанная. От узкоколейки и насыпи не различить и следа. 8 км - деревня Кузнецово, хоть местные и считают, что идти все 12. Ходят на рыбалку к тому, что когда-то, до мелеорации и рубок, было "речка".



В Кузнецово

На пути огромные осины. Стволы старые, почерневшие. Нет-нет да и зыркнет на тебя с них всевидящее око. Это ветка, давным-давно отпавшая от ствола, оставила след. Рана зарубцевалась, рубец иссохся морщинами. И будто открылось новое видение, глаз, подведенный тушью времени. Совсем другие это осины - не молодые и серебристые. Звонкие от юности своей.



В природе другие вкусы. Рябина кислая и терпкая - нет. Напихаешь ее в рот- выплюнешь сто раз. Надо так: ягодку взял, раздавил высосал сок - почувствовал, как защемило под ложечкой, потом разжевал и проглотил. Тогда и вкус появляется. Настоящий - от самой жизни. И ты становишься настоящим, даже если за плечами из еды всего лишь горсть.



Про ягодки :)

В Кузнецово на постоянке несколько жителей, да москвичи строятся. Местные - кто как, дерево да топор, а у москвичей и кран, и квадроцикл, и поездки "за 12 км на речку".



Деревенский быт глубинки России. Что бы там политики не плели, а реальная Россия живет так.



Следующая деревня - и того жуже, 1 житель. Глушь похлеще Огорелышей. Край буквально вымер. Автолавка в Кузнецово приезжает редко, раз в месяц. Местным приходится ездить за продуктами в Зубово на попутках - не думаю, что это легко. Пешком шел по дороге часа 3, никого, ни одной машины, а на дороге то не зима! Добрался до развилки - подобрали до Зубово.



Перешёл поселок, уехал дальше. Подвозит леспромхозка. Выспрашиваю о ночевке, время то к вечеру. И залипаю в Перкумзь, у украинцев. Сало, вкусно, весело. Саша, обещал на украинскую свадьбу позвать в Плесов. Да вон оно как с Украиной сложилось. И ни мне, ни ему эта война даром не нужна.



2 сентября. В Белозерск - в прошлом город торговых путей, расположен на озере и в самом деле преимущественно белом - из-за погоды, зимы. Льет. Сразу отправляюсь в Спасо-Преображенский собор на Валу (старое городище). Это потрясающе - деревянный иконостас. Парят ангелы в рост человека.



Другие достопримечательности края: оз. Андозеро - на острове храмы, храм в Рогозино, в устье Усть-Андорский монастырь. Новозеро: Кирилло-Новоезерский монастырь - на острове исправительная колония для пожизненников (Вологодский пятак, остров Огненный), 1 из 5 таких в РФ. В прошлом край был густо  заселен, много интересного. Были везде поселения, монастыри.



Народ носит воду из колодца, полоскает бельё в реке. Живет в сараях, называя почему-то их "домами". В США тоже строят дома как сараи, но жить в нём теплее, чем в современной настоящей русской избе.



Андрей из Краеведческого музея подвез до переправы. Оттуда на Кириллов. Пришел к отцу Игнатию, поселился в монастыре.



На следующий день ходил по музеям монастыря. С обеда дождь - отсыпался. Следующий день, 4 сентября, утром съездил в Горицы, потом сходил на южную часть озера - фотографировал монастырь, затем поехал в Ферапонтово автостопом - обернулся до темноты.



Впечатлили: иконостасы храмов, музеи, где предметы старины высокого профессионального изготовления - явно была культура, традиции. Никакой дикости.



Самое интересное место Кирилло-Белоозерского монастыря - храм, где основатель Кирилл когда-то впервые поселился в землянке.



Здесь тихо, лесисто, травянистый холм и огород - атмосфера словно застыла, настроение передалсь через столетия.



Меня удивило, что люди бросали мирскую жизнь, уединялись в глухих местах, чего-то иного искали. Чего? Чьим примером вдохновленные? Может быть, они понимали, что всё суетливо повторяется, и искали истины? Знали, что она - внутри человека, и искали способы открывать этот мир в себе, реализовывать его - находить такие пути, которые бы меняли человечество кардинально? Вдохновлённые примером Христа.



В Ферапонтово впечатлили фрески Дионисия - чудо: славнянские лица, не византийская - а явно русская по происхождению культура. Нашему, земному миру посвящена лишь небольшая полоска от земли до среднего роста человека, остальное - мир невидимый, духовный. И до сих пор яркие цвета. В музее представлены аншлаги, рассказывающие о технологии изготовления красок. Фотографировать запрещают.



Кирилло-Белоозерский монастырь - один из последних пунктов в моём грандиозном маршруте.



Музей фресок Дионисия позиционируется здесь.





Окончание Череповец - Нелазское

природа и люди, религия, Вологодская область, монашество, Белозерск, личность, откровение, фрески Дионисия, Кириллов, психология взаимоотношений

Previous post Next post
Up