Випассана и автономный поход

Jul 04, 2014 12:53

Продолжение. Начало здесь



Переживания из практики Випассаны очень схожи с переживаниями путешественника, особенно когда это - автономный поход. Если основная цель Буддизма - освобождение от желаний, страданий и обретение целостности путём формирования «новой модели поведения ума» через сосредоточение на дыхании и ощущениях в медитации, то в автономном походе к этому «освобождению» ведёт наука самоограничения необходимым, по сути являющая тот же принцип сосредоточения на ощущениях тела, но через движение. Вот как это происходит, и разница.




Тайцы - монахи

Например, страдание. Человек поднимается несколько часов в гору, а потом, оказавшись на вершине и залюбовавшись красотами, за 5 минут забывает о долгих часах трудного пути. Мне это больше всего запомнилось на примере Полярного Урала: месяц с ЖД станции Сейда мы шли по хребту до реки Кожым, мечтали об этой реке - она снилась, а потом даже попрощаться с ней забыли. Пример желания: умирал от жажды, казалось - море готов был выпить, а три глотка всего лишь осилил. Ты быстро понимаешь, что страдания преходящи (был дождь, а потом солнце согрело, и неожиданно опять дождь - постоянная смена обстановки) - как боль в затекающих ногах практикующего Випассану. А желания мимолётны - как волны эйфории, обязательно испытываемые таким практикующим. Да, совсем как ощущения в теле, наблюдаемые в медитации. И далее точно так же, как в Випассане, ты практикуешь, находясь в природе:

-обет молчания, когда оказываешься в одиночестве;
-созерцаешь ритмы (дыхание), особенно в моменты усталости;
-медитацию, когда оказываешься в красивых местах, где так и хочется усесться и никуда не идти.



Индия - Санчи

А непрерывная смена обстановки изо дня в день даёт понять, что желания и страдания не только преходящи, но даже не имеют того значения, которое мы придаем им в момент их существования. Однако ценность ощущений в путешествии совсем иного рода, - и в том разница. Для путешественника свобода это реальность, которая буквально «бьёт по мозгам», в то время как в Випассане под свободой принимается сосредоточение в медитации на внутренних ритмах организма. Казалось бы - «ритмы внутри организма» и «ритмы природы» схожи по происхождению, но существенные отличия есть. Випассана предлагает двигаться внутрь, а путешествие наглядно представляет движение. Дорога учит не останавливаться и замирать, а идти до конца, переживать максимально всё - и здесь основное отличие. Тебе просто необходимо вытащить камешек из ботинка, чтобы идти дальше. Необходимо решиться, найти обход, справиться. Действие во внешней реальности, подобное творению - вот что отличает путешествие от Випассаны! Наблюдение не дыхания, но внимательность к каждому шагу, который может стоить самой жизни! И значение момента именно как действия, а не только как наблюдения дыхания и ощущений, возносится до высот. На этом моменте стоит остановится подробнее.



Буддийский монах в пещерах Аджанты

Результат переживания телом (страданий и желаний) в путешествии дают равновесие ощущений через осознание наблюдения их непродолжительности. Но, в отличие от Випассаны, в природе этот процесс происходит на фоне живописных картин и приключений, а также связан с риском для жизни. Вот этот то риск, то есть экстрим, и позволяет научиться переживать ни более, ни менее, но «как надо», и с верно ориентированным чувством прекрасного. Это «как надо» задаётся параметрами необходимости: испытывая те или иные страдания и желания организм приучается беречь энергоресурсы, и действия становятся выверены, а чувства, предшествующие им - истинны. Меняется отношение к миру и взгляд на вещи. Это показывает человеку разницу между искусственным и естественным миром, где на виду ложная, то есть не отвечающая необходимости информация, а где скрытая правда, и учит правильному отношению к жизни. Например, что удобная одежда всегда практичнее красивой. Или, например, что тратить время и средства на маникюр оправдано лишь крайней необходимостью, которая должна превысить уже существующую - семья и дети. В ином случае маникюр это ложные ценности, ориентироваться на которые бессмысленно, потому что эта дорога не укрепит род. То же самое и в путешествии - ты стараешься выбрать самый рациональный путь к намеченной цели, и каждый раз делаешь это со всё более «необходимым» уклоном. Этот процесс можно назвать «осознанием качества ощущений». И в самом деле он - это движение чувств. Не менее реальное, чем карьерная лестница.



Окончание Dhamma: тайский буддизм. Что такое Випассана

смысл путешествий, природа, философия, стоит задуматься, совершенствование, смысл жизни, буддизм, випассана, личность, странничество, путешествия, душа

Previous post Next post
Up