Продолжение. Ранее было:
Индия, первое знакомство.
Так интересно открывать другую страну, читать её, как книгу. Всё вроде бы то же, люди, дома и кухня, но другой язык, быт, и еда узнаваема лишь внешне. Как по взмаху волшебной кисти по имени «Жизнь» картина мира преображается в новый, лишь отдалённо повторяющийся сюжет, и ты понимаешь - что так было и будет всегда. Народы появлялись и видоизменялись, цивилизации зарождались и гибли. И правда, это похоже на книгу, которая пишется и сейчас - тайнописью жизни. И кем бы человек ни возомнил себя, он никогда не сможет этой магией овладеть. Потому что сама жизнь не задаёт загадок, а лишь существует, и разнообразие - всего лишь один из её сегодняшних приёмов. Для жизни и её воплощения - природы, существование - самая главная ценность, и как мать, она делает ради этого всё, не особо задумываясь и не рассуждая. Вот почему жизнь просто не поймет нас. Что ещё надо тебе, когда душа твоя уже стремит к счастью, а сердце бьётся любовью? Когда радость - вот она, лишь улыбнись! А дорога начинается за порогом. И дали всегда открыты. Каких ответов ещё хочешь? Любые ответы лишь задержат в пути, ибо в попытке «сделать лучше» ты не сможешь внести ничего более, чем уже есть. Вот почему природа молчит.
Я на юге Индии, иду проголодавшийся по Танджавуру, поражённый его храмом - Brihadeswarar temple, где увидел искусную резьбу по граниту - столь детальную и многоплановую, что не удержаться от восхищения, как такое возможно было сотворить.
И вижу в придорожной кафешке какую-то круглую выпечку, наподобие колобка. А решив её попробовать, обнаруживаю, что она состоит из обычного репчатого лука, сваренного с тестом в масле. И правда, как я раньше сам не догадался! Лук же сладкий, и приготовленный таким способом, оказывается, очень вкусный! И удивляюсь ещё больше.
Не перестать удивляться - это задача для человека, которую не решить известными способами. Это наука, которую каждый сам открывает в себе. Кому-то нравится путешествовать, кому-то гладить рубашки. Делать только то, что ты любишь, есть единственный возможный диалог, который каждый может установить с природой для постижения тайнописи её языка.
Блюдо rice speshial
Кроме лука, индийцы запекают и острый зеленый перец. Часто встречается.
Дорогая! А я нам ананас принес!
В Индии я впервые узнал, что такое самса. Не наша московская, безвкусная, потому что в ней отсутствует один важнейший компонент - «предназначено для жизни», а настоящая - для людей. На каждом углу она продаётся, и каждый продавец пытается придать ей свой вкус. Кто орешков добавит, кто морковки. Поэтому хочется пробовать снова и снова. Индиец печёт самсу во имя поддержания того самого многообразия жизни, и потому она получается у него вкусная - как говорится, «с душой». Иного пути нет ни в чём и нигде. Этим и отличается «феншуй» от «фен-знает-чего».
Набор джентльмена по-индийски
Иду в другой раз по Рамешвараму. Смотрю, на углу у Ramanathaswamy temple индийцы едят какое-то молочное желе, присыпанное орешками. Спросил - называется Lassi. Стоит по местным меркам дорого, 25 рупий (что-то около 14 рублей). Покупаю, пробую. Ба, да это же кефир с сахаром! В Индии он, оказывается, деликатес.
Точильщик ножей
Ramanathaswamy temple - одна из Мекк для всей страны. Народ сюда съезжается со всех концов индийского света чтобы… помыться. В храме около 30 купален, и люди выстраиваются в очереди, чтобы их окатили водичкой из ведра.
Индийский храм это прямоугольное здание со множеством миниатюрных храмов внутри, где в глубине, чуть видные в тусклом свете светильников, посверкивающие масляным жиром, восседают грозные боги, иногда довольно страшные на вид. Посетители обходят эти храмы по часовой стрелке и, складывая ладони, приобщаются к божественному.
Если у нас прикладываются к иконам губами, то здесь это делается касанием пальцев, которые следом прикладывают к голове. Касаются также огня, т. е. стихий. Для хинди, решившего посетить храм, идеальнее всего будет увидеть всех богов и прикоснуться пальцами ко всему по максимуму. Некоторые любят припадать на пол животом вниз. Другие скрещивают руки на груди и изображают судороги. В тусклом свете под грозным ликом богов и завывания из громкоговорителей вся эта картина выглядит жутковато.
Но если вы решите на то посмотреть - вас не пустят! Потому что многие места могут посещать только хинди. Но если вы поставите у себя на лбу мелом жирную точку, то это станет не только пропуском в храм, но и входным билетом в места, платные для посещения.
Если же вас спросят: «А ю хинди?» То есть: хинди вы или нет? Смело, обязательно с чувством собственного достоинства, мотайте головой «нет», и вас тут же пропустят! Почему? Да потому, что наше головой «нет» в Индии означает «да». Ну как опять не удивиться?
Конечно, нельзя себя бить кулаком в грудь во всеуслышание, что мол, братия, расступись! Я - хинди! Пропустите! Надо скромненько так: «А? Что? А, ну да…» И потом уже: «Да, конечно!» Если спросят.
В Индии можно купить посох странника
Фотографировать также нельзя. Ощупывают при входе. Но вы можете приторочить «мыльницу» между ног - там не прощупывают, и потихоньку снимать, когда смотрители не смотрят.
В 100 метрах от древнего храма берег моря и пляж. Встречаются люди с чалмой на голове, одетые в тунику - ты словно попадаешь в древние времена. Вот, Плиний Старший прошёл. А там какой-то султан носки стирает. Волосатые, измазанные мелом и охрой попрошайки выстроились с деревянными плошками рядами, а за спиной чуть ли не у каждого стальные котелки стоят. Некоторые газеты читают. Они профессионалы, отлично давят на психику, но я не поддаюсь, потому что бездельники! Ни тыквы с коброй под дудочку, ни обезьян.
Сократ приехал!
В Рамешварам я заехал по двум причинам. Во-первых, это храм, а во вторых - фрагмент
Адамова моста. Поезд пересекает пролив длиной 2.2 километра, через который древними зодчими была проложена каменная мостовая из блоков, по виду весящих до тонны и больше. Когда едешь на поезде, эти камни видны в полуметре от поверхности воды.
А вот и странник!!
Уже много позже мне пришла мысль, что неплохо было бы прогуляться по этому мосту пешком, заодно посмотреть деревни рыбаков: по обе стороны от пролива железнодорожные станции, расположенные в пределах 3 км. Вечерний поезд с отправлением в 18-00 из Рамешварама в Мадурай останавливается на них.
Пешком можно было бы рассмотреть Адамов Мост получше и попытаться найти какие-нибудь следы обработки камня на прибрежных блоках. Как было создано это гидротехническое сооружение - загадка. И зачем - тоже. Но о загадках я буду вести речь в следующем посте. Мне удалось обнаружить кое-что интересное, что переворачивает наши представления о древних строителях. Я стал сомневаться: а были ли они людьми вообще?
Интересно, что дорога не перестаёт удивлять. Но больше того удивляет, как можно в этом удивительном и прекрасном мире заскучать, начать сетовать на жизнь или стать равнодушным. Это город и цивилизация, а точнее - осёдлая жизнь ради удобств и тепла портят людей. Хотя как удивительней получать удобство, когда его долго не было, и неожиданно тепло, когда в нём особенно нуждаешься. И тогда с удивлением восклицаешь: «О, как жизнь прекрасна!»
Далее -
Загадки Махабалипурама