Предыдущая запись
здесь Утро 10 августа выдалось ветреное и дождливое, но к обеду прояснилось, пошли дальше. Реки разлиты, нога болит мучительно, остановились в нежилом доме на Первой Речке - в прошлом веке крупном посёлке, откуда многие переселились в новостроящиеся Манилы. Первая Речка - вот где был основной населенный пункт в устье Пенжины.
Корякский летний поселок, Микино
Пока мы с Виктором чинили сорванную ветрами дверь, Юля подмела избу. Принялись готовить ужин. Глядь, а коряка уже нет. Через полчаса является с двумя китинами.
-Откуда? - спрашиваю.
-Поймал.
-Где?
-В море.
-Чем?
-Сеткой.
-Так быстро?
-Пять минут.
Я не верю. Точнее, удивляюсь. В заплечном мешке у Виктора сетка уместиться никак не могла. А пять минут - дело невозможное...
-А сетка откуда?
-Сделал.
Из чего, спросите вы? Из обрывков других сеток, которые он нашел на берегу, веревок и железных предметов. Но мне не верится, как можно в море рыбу поймать так быстро без подготовки, с нуля. Идём на море.
-Здесь, - говорит.
-Где? - вижу мутную воду.
Но коряк убеждает, что именно здесь. Мол, рыба идёт так, так и так, - показывает мне руками, но я не понимаю, море везде море. Много позже я пытался поймать по-корякски, бесполезно, только сеть испортил. А тем временем, после краткого пролога, Виктор уже полез в море в болотных сапогах:
Затем стал заталкивать в море шест с привязанной к нему сеткой:
Затем бросил палку, вышел, закурил:
И тут же, подождав пару минут, не докурив сигареты, полез в море обратно
Стал тянуть сеть - и, о чудо, в ней уже была рыба!!
Наблюдая за Виктором Сайтой, я приметил, что коряк он беспокойный и не может сидеть на одном месте более того времени, за которое выпивается кружка чая или курится сигарета. Пойманные кетины мгновенно были почищены, разрезаны и повешены на просушку для юколы; дрова наколоты; сварганена будка для сопровождающей нас собаки. Все эти дела были сделаны за какой-нибудь час. Посидев минут 10, Виктор уже собрался в тундру за ягодами.
Меня поразила не только его работоспособность, выраженная в точности действий - ни одного лишнего, а больше гармония, сопровождавшая весь Витин тяжелый труд, такой с виду непринуждённый. Вот режет Витя рыбу, рассказывает, какая часть кеты как называется.
-Это нам, людям, это собакам используется... Сейчас повесим - чайка прилетит!
И он берет в руки рыбу, поворачивается к дому лицом, чтобы повесить на поветь, и в ту же секунду я вижу чайку, приземляющуюся на конек крыши - вот что удивительно! Между словом и делом прошло меньше минуты...
-И шкурки от юколы мы тоже используем в пищу. Знаешь, как?
-Нет, они же дубовые, не разгрызть.
-Бросаем на угли, и те мягчают... Соленые, со сладким чайком вкусно!
Да, жить по-корякски, это совсем иначе! Я бы не смог...
Банку тушёнки Виктор так и протаскал всю дорогу, предпочитая питаться рыбой. А свою порцию еды делил пополам с собакой.
По дороге в Манилы:
P.S. 03.2013 я узнал, что Витька ослеп. К сожалению, он пил, получил бутылкой по голове, и все это стало причиной его слепоты. К сожалению, он- не единственный такой пример. Из моего школьного поколения 2-е уже умерли от алкоголя и наркотиков.
Продолжение