В субботу за чаем мы обсуждали мечту Юлии
elkina_ya - сделать в подмосковном Домодедово проект, похожий на современные московские Seasons, Гараж, Вместе с мамой и т.д.
Подобные проекты в городе долго не жили: проблемы в дорогостоящей аренде и невозможности собрать людей на мастер-классы. Юле же недавно предложили небольшое, но уютное помещение в безвозмездную аренду, у нее есть знакомые мастера, готовые проводить мастер-классы и курсы, много энтузиазма и идей, но непонятно, как привлекать людей.
«…еще одна идея, поселившаяся в моей голове, сделать летом 2014 творческую дачу в городе Таруса. В этом маленьком городке полно чудо-мастеров. Хочется, чтобы люди приезжали не только отдохнуть на берегу Оки, погулять по усадьбе Поленово и сходить в музеи, но и во время отдыха посетить уникальные мастер-классы. Это тоже большая часть моей мечты, но как к ней подступиться я пока представляю смутно.
Я очень надеюсь, что в дальнейшем наша творческая мастерская будет проводить не только мастер-классы для детей и взрослых, но и организовывать оригинальные праздники, строить экологичные детские площадки, проводить концерты для мам с детьми, йогу для всей семьи, контактные танцы и многое другое. Есть мечта сделать в городе Домодедово место, где будет всегда интересно, познавательно, а главное просто по-человечески хорошо!»
В Домодедово - около 90 тыс. человек, если считать с округом - 132 тыс. Растут новые районы, «понаехавшие» жители которых приезжают домой фактически только ночевать, города не знают и не особенно пытаются узнать. Работа - в основном, Москва и аэропорт. Есть фитнес-центры, бассейны, салоны, а также и разнообразные кружки - но для детей. В местной художественной школе установлен гончарный круг и печь для запекания глины, но сотрудничать с посторонними они не готовы. Женщина, отвечающая в администрации города за культуру и образование, недавно скончалась, нового человека еще не назначили. И, само собой, начался сезон огородов.
У Юли действительно много энтузиазма и фейерверк идей. Ее намерение было - начать делать рекламу, вопрос стоял, где размещать. Однако, в данном случае Юля бежит впереди поезда. Что бы вы ни рекламировали, вам для начала нужно ответить на вопросы
что, где, когда, а также кому, как и для чего. У Юли пока нет знания ее целевой аудитории, поэтому реклама вряд ли будет хоть сколько-нибудь эффективной.
Затем - Юля исходит из имеющегося. Она может проводить мастер-классы по валянию, у нее есть знакомые мастера по керамической флористике или изготовлению цветов из ткани, и именно это Юля хочет рекламировать. И здесь - главная ошибка многих, начинающих свое дело, об этом я подробно писала в посте об
ошибках художницы. Люди, которых вы «назначили» в потенциальные клиенты, могут вовсе не хотеть вязать, вырезать лобзиком или вообще творчески самовыражаться. Узнайте, что надо им, что ими движет, чего им не хватает - и тогда либо ищите новых мастеров, либо предлагайте имеющееся по-другому.
Один и тот же мастер-класс необходимо по-разному структурировать и представлять, в зависимости от целевой аудитории. В
книге я приводила забавный, но показательный пример о разнице в семинарах по шаманизму, предлагаемых потомственной саамской шаманкой в Заполярье и американским антропологом в Швеции. Так и здесь. Детей могут не отдать в кружок бисероплетения просто так, но приведут, если вы расскажете, как бисероплетение способствует развитию мелкой моторики. Женщины, занятые домом, могут не пойти на керамическую флористику для творческой самореализации, но пойдут, если вы покажете, как керамические цветы украшают дом и делают его неповторимым.
Прекрасно, что у Юли много разнообразных идей. Тем не менее, это может быть и препятствием к их реализации. Лучше расставить приоритеты и двигаться от одной идеи к другой.
Что было для нас удивительно, Юля ни слова не сказала о финансах. Возможно, это потому, что она чувствовала себя достаточно уверенно в своих способностях рассчитать расходы и доходы и не нуждалась в обсуждении этого. Однако, нередко люди творческих профессий просто «забывают» эту часть реальности. К сожалению, это нередко приводит к провалам - в любом бизнесе необходим точный расчет.
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Четко определить целевую аудиторию. Хотя бы на начальный период. «Женщины от 25 и до бесконечности» - это совсем разные женщины с совсем разными интересами, потребностями и возможностями.
Исследовать целевую аудиторию. В течение, как минимум, двух ближайших месяцев разговаривать с клиентками (Юля - косметолог), мамами на детских площадках и в поликлиниках, подругами и знакомыми. Не для того, чтобы распространять о себе информацию, как делала Юля раньше, а для того, чтобы узнавать, а им-то что нужно, чего не хватает, чем они живут, о чем мечтают, что удобно-приемлемо. Обязательно делать записи. Из собранной информации будет понятно, что женщинам можно предложить и как именно. Заодно за это время наверняка наладятся дела в администрации, можно будет обратиться к ним за помощью - в том числе, в сотрудничестве с городской художественной школой.
Нарабатывать репутацию. В городе прекрасно работает «сарафанное радио», поэтому мы предложили Юле уже сейчас собирать всякие интересные мероприятия хотя бы даже для подруг и знакомых. Если Юля и ее творческая студия будут ассоциироваться с местом, где интересно и весело, ее предложения будут восприниматься с большим вниманием. Юля придумала «девичник» с ландшафтным дизайнером, совместное создание панно из шерсти и акция - размещение картонных декораций в парке для того, чтобы дети их раскрашивали.
Искать единомышленников. В прошлом Юля была журналисткой, поэтому у нее достаточно много знакомых, включая саму администрацию, местные форумы, клуб молодых предпринимателей. Также можно поискать в интернете, что существует в других подмосковных городах и поселках, съездить к ним, обменяться опытом. Поскольку в других заявках на «Взлет к мечте» фигурировала Таруса и экологичные детские площадки, я предложила Юле связаться с авторами этих заявок для обсуждения возможностей.
Расширять группу Вконтакте. Опытом с Юлей поделилась Екатерина Грохольская,
kittypilot, коммерческий директор компании
Фри Флайт, предлагающей полеты на воздушном шаре в районе Дмитрова. У многих участников популярных групп Вконтакте указано место жительства. Катя регулярноделает фильтр участников по Дмитрову-Дмитровскому району и добавляет их в друзья. В профиле Кати написано «Катаю на воздушных шарах», поэтому тем, кто ее добавляет тоже, потенциально любопытно.
Новых друзей Катя приглашает в группу
Полет на воздушных шарах. В группе четыре раза в неделю выкладываются материалы - байки пилотов, несложные рецепты еды, которую можно взять с собой в полет (а также в поездку, на пикник и т.д.), цитата дня и по пятницам - розыгрыш бесплатного полета плюс погода на выходные. Что-то из этого обычно заинтересовывает, люди с удовольствием подписываются - причем, люди, проживающие именно в этом районе.
Юля может действовать по тому же принципу, предлагая посты, которые соответствуют творческой направленности ее проекта. Я также рекомендую подготовить необходимые материалы заранее. Если выкладывать по одной интересной картинке, совету, ссылке в неделю, на год вам понадобится 52 картинки, 52 совета, 52 ссылки. Как правило, потратив выходные на интернет-серфинг, вы без труда их наберете. Дальше вам остается только расписать их по дням и выкладывать. Кстати, не обходите вниманием библиотеки. В советских журналах вроде «Науки и жизни», «Юного техника», «Вокруг света», «Костра», «Семьи и школы» да даже и «Работницы» с «Крестьянкой» можно найти массу интересных идей, совершенно не устаревших.
Таким образом, через несколько месяцев у Юли будет и потенциальная аудитория, и понимание, что аудитории нужно. Дальше уже можно планировать (и обязательно просчитывать!!!), что этой аудитории предложить и как и где именно это лучше сделать.
Также на эту тему:
Как понять, кто ваши клиенты и что им нужно?
Как открыть творческую мастерскую
"Взлет к мечте"-1: все посты проекта
На фото - котики в витрине в старом квартале ночного Пекина.